Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Федор Прокопович (Минск), Александр Фадеев (Москва)
В Белоруссии 12 – 17 октября прошли очередные выборы в Палату представителей Национального собрания и референдум по вопросу «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Результаты голосования, в целом, были вполне предсказуемы заранее, какой-либо политической интриги процесс выявления мнения белорусского электората не содержал. В стране, где не сложились основные демократические институты, где на деле нет разделения ветвей власти, прав собственности на средства производства, которые полностью сосредоточены в руках правящей верхушки, победа президентской команды Александра Лукашенко была предопределена.
Вместе с тем, усиливающиеся год от года авторитаризм и политическая самоизоляция правящего в Белоруссии режима, тотальная и агрессивная пропаганда государственных СМИ, прежде всего национального телевидения, активное раскручивание республиканским руководством проблемы внешней опасности (экономической экспансии, энергоресурсного шантажа, военной угрозы, заговоров с целью убийства Лукашенко) привели к формированию в белорусском обществе устойчивого мнения о необходимости поддержки «своего» президента и его кандидатов в депутаты парламента. Ведь, если верить официозной газете «Советская Белоруссия» (она же «Беларусь-Сегодня»), смена Лукашенко с поста президента немедленно приведет к тому, что «наши города станут объектом атак международных террористов, криминалитет выйдет из подполья… Убийства и насилие захлестнут города. Пьянство и наркомания разложат молодежь». Все эти факторы не могли не отразиться на результатах парламентских выборов и референдума.
Эти результаты могут быть оценены как уникальные, не имеющие аналогов в истории молодого государства-нации. Так, например, явка избирателей на участки для голосования оказалась по официальным данным небывало высокой – 90,28% от числа всех избирателей (6 млн. 986 тыс. 163 гражданина РБ). Для сравнения: в референдуме 1995 года явка избирателей составила всего 64,8%. Причем, поскольку списки избирателей в этом году на участках были общие (избиратель расписывался один раз, что уже является нарушением), определить количество избирателей, которые приняли участие в референдуме, и количество тех, кто участвовал в парламентских выборах, не представляется возможным. Еще более впечатляющими выглядят данные Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов о числе тех граждан, которые поддержали президента Александра Лукашенко, разрешив ему баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз, - 79,42% от внесенных в списки для голосования(!). Такой мощной поддержки от граждан республики Лукашенко не получал никогда. По сведениям Балтийского отделения службы Гэллапа (экзит-пулы) процент белорусских избирателей, сказавших «ДА» Лукашенко, составил всего 48%. В любом случае высокие цифры, приведенные Центризбиркомом республики вызывают вполне оправданное сомнение, хотя победа белорусского лидера, пусть и не с таким фантастическим результатом, на наш взгляд, неоспорима.
Помимо национальной технологии подсчета голосов, к которой есть ряд вопросов, удивительной выглядит и процедура досрочного голосования, которое продолжалось пять дней, и в котором тоже приняло участие рекордное число избирателей – 17,39% (по данным оппозиции – свыше 25%). Объективно трудно объяснить, зачем в достаточно небольшой по территории, стране, не имеющей выхода к морю, где нет непроходимой тайги, тундры, нет оленеводов, пастухов в горах, рыбаков и моряков, ушедших в бескрайние морские просторы, пограничников на арктических заставах и солдат-миротворцев за рубежом, в которой отличные дороги и надежные линии связи, проводить предварительный тур голосования для почти пятой части всего электората, включая армию и силовые ведомства. Именно на стадии досрочного голосования, как известно, общественный, независимый контроль за выборами (достоверностью списков избирателей, сохранностью урн с бюллетенями и т.п.) больше всего затруднен. Уже само это обстоятельство порождает соблазн у местных исполнительных органов власти вмешаться в ход голосования в «нужном ключе». Отсюда, что не исключается, и такие высокие, необъяснимые с точки зрения логики трансформации политических предпочтений электоральных групп республики итоговые цифры референдума.
Впервые за рекордные сроки, в один тур, был избран и практически весь состав нижней палаты Национального собрания Белоруссии. 108 членов депутатского корпуса Палаты представителей третьего созыва (из 110) уже 16 ноября приступят к исполнению своих профессиональных обязанностей. Как и прогнозировали авторы этой статьи, почти половина депутатов Палаты представителей второго созыва была переизбрана, а в парламенте, и тоже впервые, появилась большая группа депутатов-женщин, избранных туда по прямому наказу президента республики, – 31. Ни один из кандидатов оппозиционного политического лагеря не прошел в депутаты Национального собрания.
Конечно, и для всех это очевидно, что главный вопрос – вопрос о власти в Белоруссии – решался в ходе референдума. Парламентские выборы изначально оказались в тени всенародного волеизъявления по вопросу о сроках президентства, хотя и объявленного Александром Лукашенко за 35 дней до начала голосования, но которого все ждали и к которому готовились не только на уровне руководителей республики. Поэтому, например, довольно странной выглядит в этом свете позиция обеих миссий международных наблюдателей от Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Их руководители официально отказались от наблюдения за проведением национального референдума, мотивируя это тем, что якобы поздно получили от белорусских властей приглашение наблюдать за референдумом. Хорошо зная чрезвычайно избыточный характер бюрократизации в работе ПА ОБСЕ, поверить, тем не менее, в то, что такое решение носило чисто технический характер просто нельзя. Отказ миссий наблюдателей от ПА ОБСЕ был, как нам представляется, продиктован исключительно политическими соображениями, что не добавляет авторитета ОБСЕ.
Предвыборная кампания проходила в условиях явного внешнего политического давления на белорусские власти и в целом на республику. 20 октября президент США Джордж Буш подписал Акт о демократии в Белоруссии («Belarus Democracy Act of 2004»), направленный против белорусского лидера Александра Лукашенко и его правительства. Сам документ предполагает не просто откровенное вмешательство США во внутриполитические дела Белоруссии, а подводит некую правовую базу под подрывную работу против президентской администрации РБ и фактически нацелен на совершение государственного переворота. При этом цинично подчеркивается, что «США заинтересованы в независимости и суверенности Республики Беларусь». «Акт» не содержит даже намеков на какое-либо прикрытие (хотя бы ради приличия) прямого вмешательства в дела «суверенного» белорусского государства. В частности, в нем прямо говорится о намерении выделять огромные суммы (в «размере, который покажется необходимым») оппозиционным политическим партиям, общественным объединениям и «независимым» средствам массовой информации, а также другим белорусским группам, «связанным с поддержкой демократических процессов». Помимо предоставления средств на антипрезидентскую деятельность, «Акт» предусматривает проведение за пределами Белоруссии «продвинутых тренингов» для членов оппозиционных организаций, а также организацию радио- и телевещания на территории Белоруссии и для Белоруссии за ее пределами.
По всей видимости, часть из предполагаемых «Актом» средств будет направлена для «работы» с чиновниками и вновь избранными депутатами белорусского парламента. В этом смысле показателен факт отсутствия в принятой редакции документа запрета на выдачу виз в США белорусским госслужащим. Хотя в прежней версии «Акта» такой запрет присутствовал. Помимо финансирования оппозиционных общественно-политических структур и СМИ «Акт о демократии» предполагает организацию морально-психологического давления не только на белорусских чиновников и депутатов, но и на «любого другого человека, который лично и существенно вовлечен в формирование или исполнение политики режима Лукашенко». Таким образом, оппозиции предписано заняться ничем иным как составлением «проскрипционных» списков. И подобный призыв уже нашел отклик. 20 октября Объединенная гражданская партия (ОГП) выступила с инициативой создать международный общественный трибунал для заочного суда над людьми, совершающими преступления против белорусских граждан.
Для облегчения финансирования действий оппозиции со стороны Запада в качестве получателей средств сегодня преимущественно выступают не официально зарегистрированные оппозиционные общественные объединения, как это было ранее, до того, как их финансовая деятельность стала жестко контролироваться, а неформальные, оппозиционные формирования, так называемые «гражданские инициативы». Буквально накануне предвыборной кампании в Киеве состоялась встреча высокопоставленных представителей NDI и функционеров от белорусской оппозиции, на которой было достигнуто соглашение о стопроцентном финансировании деятельности наблюдателей от оппозиции на выборах и референдуме. При этом американской стороной выдвигалось одно существенное условие. Деньги наблюдателям начнут выделяться только при обязательном документировании каждым из них как минимум одного нарушения. При этом число нарушений по избирательным округам было директивно определено – не менее 17 задокументированных «фактов» на один избирательный округ.
Таким образом, всего по республике оппозиционным наблюдателям было предписано «выявить и документально зафиксировать» не менее двух тысяч «грубых нарушений». Помимо этого для оказания психологического давления на членов участковых избирательных комиссий из наиболее радикально настроенных оппозиционеров были сформированы специальные «группы давления» по 15-20 человек, которые должны были устраивать скандалы на избирательных участках. Все это, с учетом высокой активности избирателей, вынудило власти принять повышенные меры безопасности в день голосования.
В связи с внешним политическим давлением на руководство Белоруссии, которое обосновывается фактами нарушения принципов демократии автократическим режимом Александра Лукашенко, следует еще раз подчеркнуть приверженность Запада двойным стандартам в политике. Стоит, например, вспомнить, что в свое время США и Германия оказали решительную поддержку, включая военную и военно-техническую, одному из самых жестких авторитарных правителей Европы – хорватскому президенту Ф.Туджману. Их при этом нисколько не смущало, что балканский «Ататюрк», «де Голль» Хорватии Туджман установил в своей стране националистический режим, близкий к диктаторскому. В «Акте» (раздел 7(4) американские конгрессмены настаивают на обнародовании личных доходов и счетов Лукашенко. Однако ни американский конгресс, ни правительства США и Германии не требовали этого от купавшегося в золоте, окруженного непомерной роскошью «великого рулевого хорватской нации» - погрязшего в коррупции и финансовых махинациях Туджмана.
Представляет интерес и реакция на референдум правящего класса России. С момента объявления Лукашенко о референдуме и до дня голосования никакого официального отклика на это событие с российской стороны не последовало. Ни президент России Владимир Путин, который нашел возможность выразить свое отношение к кандидатам на пост президента США, и который накануне президентских выборов в Украине отправился с визитом в Киев, фактически поддержав кандидата от власти Януковича, ни мажоритарная партия «Единая Россия», ни российский министр иностранных дел, никто по отношению к белорусскому референдуму не заявил своей позиции. Единственным исключением стал ответ главы департамента информации и печати МИДа России А.Яковенко на вопрос корреспондента об отношении к референдуму. Ответ свелся к тому, что это внутреннее дело Белоруссии.
Правда, уже после принятия в США в канун референдума программы антибелорусских санкций, внешнеполитическое ведомство России выступило против такой формы решения проблем, как неадресные санкции, без одобрения Совета Безопасности ООН. Впрочем, такая реакция была в пассивно-привычном духе, поскольку российский МИД ограничился только крайне осторожным заявлением. Нет абсолютно никаких гарантий, что по прошествии какого-то времени высокие чиновники российского МИДа столь же «последовательно и твердо» не выскажутся в пользу введения финансово-экономических санкций против правительства Белоруссии, поскольку это, по Лаврову, отражает «консолидированное мнение международного сообщества». Кроме того, главный российский специалист по референдумам и выборам, руководитель Центризбиркома России Александр Вешняков поставил под сомнение эффективность модели, которая применялась на референдуме в Белоруссии. Она, по его мнению, не давала возможности четкого общественного контроля, не может служить примером для подражания.
Уже после референдума Государственная Дума России с тревогой констатировала, что выборы и референдум в Белоруссии прошли в обстановке беспрецедентной кампании внешнего давления. Важно было и то, что депутаты ГосДумы в своем заявлении признали выборы и референдум в РБ открытыми, свободными, демократическими и легитимными. Эта оценка итогов голосования в Белоруссии резко разошлась с мнением ряда международных наблюдателей, Венецианской комиссии ПА ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Евросоюза, отдельных правительственных чиновников европейских государств, госдепа США, которые считают референдум незаконным, а итоги голосования сфальсифицированными. Премьер-министр Польши Марек Белька вообще призвал Евросоюз изолировать белорусский режим, а министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил, что санкций в адрес правительства Белоруссии вряд ли можно избежать.
Чтобы не говорили по поводу выборов и референдума представители оппозиции и ряда международных организаций, отдельные руководители европейских правительств и парламентарии Западного альянса, но факт налицо: Александр Лукашенко одержал важнейшую для себя политическую победу, а прозападная оппозиция потерпела очередное сокрушительное поражение. Собственно говоря, ожидать какого-либо иного результата было бы, по крайней мере, недальновидно, так как политическое противостояние в ходе предвыборной кампании развернулось в самой выгодной для нынешнего белорусского президента плоскости. Александр Лукашенко вновь постарался предстать перед избирателями как твердый защитник русского языка («пока я у власти русский язык в Беларуси будет!»), принципиальный сторонник союза с Россией («мы очень дорожим Союзом с Россией. Мы не видим своего будущего без России»), поборник социальной справедливости и чистоты рядов государственных служащих от взяточников и прочих мздоимцев.
Лукашенко, с одной стороны, грубо нарушил тысячелетний демократический принцип, который выражается известной формулой «nemo jus sibi dicere potest». Поэтому, с точки зрения мирового демократического сообщества оправдания такому шагу не может быть. Его политическое решение о продлении собственных полномочий особо неуклюже выглядит в контексте твердого намерения лидера союзной России Владимира Путина уйти со своего президентского поста в положенный конституцией срок, чтобы не подрывать стабильность, прочность конституционных устоев российского государства.
С другой – белорусский президент оказался ближе к народу, чем все вместе взятые оппозиционные партии республики. По крайней мере, идеи Александра Лукашенко (стабильность, равноправие, государственная собственность и государственных контроль) вызывали симпатию у подавляющего числа белорусских граждан, его предвыборные обещания положительно были встречены электоратом, поскольку носили конкретный характер: повышение, например, с 1 ноября с.г. заработной платы бюджетникам (а большинство в республике работает именно в бюджетной сфере), пенсий, пособий и стипендий. Поведение, поступки, речь и жесты нынешнего президента, ежедневно доносимые благодаря национальным СМИ до граждан Белоруссии, словом все подсказывало белорусам, что Лукашенко хоть и глава государства, занимает десять лет самый высокий пост в республике, но не перестал быть одним из них.
Многим в маленькой и бедной республике особенно нравится, что белорусский лидер (который явно не разбирается в вопросах экономики, в тонкостях и хитросплетениях международной политики) обещает быстрый рост благосостояния, совершает неожиданные политические кульбиты во внешней политике, берет на себя смелость делать громкие и часто скандальные заявления в адрес успешных государств и руководства мощных держав, межправительственных организаций. Да, действительно, Александру Лукашенко не хватает образования, знаний, он не любит утруждать себя погружением в историю вопроса, добиваться детального анализа возникшей сложной ситуации, не является сторонником длительной и тщательной подготовки государственных решений. Но, в отличие от радикальной оппозиции с ее абстрактными демократическими лозунгами и опасными с позиции обывателя экономическими программами, президент понятен белорусским избирателям. Заявленная им цель – построение народного государства-дома, близка гражданам республики, полностью разделяется ими. Именно это во многом и обеспечило президентской команде победу на референдуме.
Результаты референдума объективно приведут к тому, что правящая в республике верхушка постарается отстоять существующую модель экономики с всеохватным государственным контролем и государственной собственностью. Следует ожидать и ухудшение инвестиционного климата, и наступление неблагоприятного периода торгово-экономической конъюнктуры. Нежелание республиканского руководства проводить радикальные хозяйственные реформы определит замедление темпов экономического роста, что неизбежно приведет к падению реальных доходов населения. «Сделать самим» и «купить, что нельзя сделать самим за рубежом» будет гораздо сложнее. Все это скажется негативно на пенсионном обеспечении, здравоохранении и системе образования.
В политической сфере сохранится тенденция разделения белорусского социума на «мы» и «они» по факту отношения к политике президента Александра Лукашенко. Начала демократической практики, скорее всего, не получат в республике дальнейшего развития. Усилится самоизоляция государственно-политического аппарата, президентской администрации. Консолидация нации, как и сегодня, будет идти под флагом защиты от внешних угроз. Авторитарный режим начнет сползать к более жесткому слиянию всех ветвей власти, контролируемых лично президентом. С уверенностью можно прогнозировать и начало широкомасштабной кампании внутри правящего класса по «чистке» своих рядов, когда отставкам и репрессиям подвергнутся отдельные чиновники «ближнего круга» и некоторые руководители спецслужб, силовых ведомств.
Для белорусской оппозиции настанет период выдвижения из своей среды «героев» и «страстотерпцев», потребность в которых так остро ощущалась в дни референдума. В этом, собственно, и будет состоять их прагматическая политическая стратегия. Пока же оппозиция не осознала, что наступила новая эра, когда просто нелепо рассчитывать лишь на укрепление сотрудничества функционеров разномастных маргинальных партий. Никакое американское финансирование само по себе не поможет существующим в Белоруссии оппозиционным группам и группкам сохранить себя, если они не предложат обществу ясную цель, разделяемый электоратом ориентир во внешней среде. Партийное прошлое и партийная принадлежность, партийные программы и блоки, при этом, для белорусов не будут играть абсолютно никакой роли.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |