Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова Азии, 16 октября 2004 г.
Виталие Чобану
Перепись населения, проведенная в Республике Молдова 7-12 октября с.г. по настоянию международных организации и наполовину профинансированная из внешних источников, является акцией не чисто статистического порядка, а предприятием с более чем явной политической подоплекой. Последняя перепись, как известно, была проведена в 1989 г. Естественно, за истекшие 15 лет цифры претерпели существенные изменения. Их как можно более точная проверка нуждалась в интенсивной предварительной подготовке. Но такой подготовки не было. Телевидение и радио были весьма скупы на передачи, рассказывающие о важности переписи, о конкретных правилах заполнения анкет или поведения переписчиков. Кроме того, перепись не состоялась на левом берегу Днестра, и этот факт, пожалуй, красноречивее других свидетельствует о провале хваленой политики "объединения страны", провозглашенной коммунистами в начале их правления.
Главная ставка нынешней переписи - национальная идентичность мажоритарного населения. Можно сказать, что результаты обобщения рубрик "национальность" и "родной язык" станут решающими для общего курса государства на последующие годы. Быть "румыном" или "молдаванином" в Бессарабии - это вопрос не этнической принадлежности, в чем пытаются убедить нас те, кто механически и без разбора стремится втиснуть в рамки теории многокультурности пространство, опаленное последствиями коммунистического тоталитаризма. Это вопрос политического и даже геополитического выбора - в условиях, когда НАТО и ЕС установили свои границы на Пруте. Информация, которую удалось собрать за эти дни, внушает оптимизм. Все больше граждан заявляют, что их родным языком является румынский, и этот факт, наряду с благоприятным влиянием внешних обстоятельств, предвещает скорое исправление злосчастной 13-й статьи Конституции в сторону устранения закрепленной в ней сталинской лжи. Та же тенденция восстановления истины, пожалуй, несколько менее выражена в плане национальной самоидентификации - определение "румын" в Молдове еще воспринимается преимущественно в значении "житель или гражданин Румынии". Вывод, который вытекает из вышеизложенных констатаций, пока в основном теоретических, таков: число граждан, объявляющих себя румынами и носителями румынского (а не "молдавского") языка прямо пропорционально уровню образования и уровню информированности. Иными словами, быть "румыном" в Бессарабии является некоей культурной квалификацией, "приемной" европейскости, так как свидетельствует о широких познаниях и о высокой степени гражданского сознания. Соответствующие показатели выше в городах, чем в селах. Будет интересно, таким образом, узнать в результате этой переписи, какой же численности достигает так называемое румынское меньшинство, "открытое" в прошлом году господином Степанюком с маниакальным ликованием политического "Колумба", ошибшегося веком. Так называемое румынское меньшинство в Молдове - очень странное меньшинство: у него невероятный потенциал роста, такой, что способен превратить нынешнее большинство в миноритарную группу, и даже в какой-то момент "поглотить" его, раз и навсегда покончив с раздирающей Республику Молдова дилеммой этнической самоидентификации. Сохранение этих демаркационных линий, искусственно поддерживаемых политиками с советским менталитетом и пророссийскими интересами, препятствует объединению граждан вокруг проекта европейской интеграции. А без народной поддержки любые политические заявления - пустая болтовня.
Пресса сигнализировала о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе состоявшейся переписи населения. Нехватка формуляров на румынском языке, особенно в Кишиневе, плохое владение государственным языком со стороны переписчиков, их попытки подсказать некоторые ответы или собрать данные по телефону, записи карандашом - все эти случаи игнорирования здравого смысла и действующего законодательства должны быть расследованы, а виновные - наказаны. В отсутствие возможности последующей проверки, озабоченность граждан связана в основном с искажением информации, занесенной в анкеты: существуют серьезные опасения, что власти попытаются "достать из цилиндра" проведенной переписи такие результаты, которые оправдывали бы их нынешнюю обструкционистскую политику в отношении румынского языка и румынской идентичности молдаван. Но многим ли гражданам хватило воли и настырности, чтобы пойти в участок переписи и убедиться, что нет никаких махинаций? К сожалению, основная масса жителей Молдовы обреченно и безучастно исполняет роль зрителя на спектакле собственного унижения, кляня и нынешних, и прежних правителей, доведших его до ручки. Но ведь одними лишь проклятьями ничего не решить. Нужно действовать, что-то предпринимать, бороться за свои права.
Кроме политико-идентитарного аспекта, который преобладает в дискуссиях по поводу переписи населения в Республике Молдова, не менее важны и другие "площадки" этого общенационального социологического исследования. Будет интересно узнать, как изменилась за 15 лет структура населения по признакам возраста, профессиональной принадлежности и уровня образования, вероисповедания, гражданского состояния, условиям жизни, на каком уровне рождаемость, каково соотношение сельского и городского населения, сколько уехавших на заработки за пределы страны и т.д. В отсутствие подробной и всесторонней информации невозможно строить эффективные правительственные стратегии борьбы с негативными явлениями, в том числе путем привлечения иностранной помощи, невозможно внедрение долгосрочных проектов, способных приблизить Молдову к западной цивилизации. Если тебя не посчитали, значит, ты не существуешь. И дело здесь не в пресловутом "стадном чувстве", как поверхностно заключают некоторые горячие умы. Напротив: речь идет об утверждении личности и об элементарной гражданской сознательности. Это - как и на выборах: не проголосовал, значит, не имеешь права жаловаться на качество правления. Ведь ты ничем не способствовал его улучшению. Воистину золотые слова изрек Дж. Ф. Кеннеди: "Не спрашивай, что страна делает для тебя, спроси себя, что ты сделал для своей страны".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |