Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.10.2004. Время (Казахстан)
Жармахан Туякбай, спикер Мажилиса, заместитель председателя партии “Отан”
Пожалуй, еще задолго до 19 сентября мало кто сомневался, что парламентские выборы-2004 станут незаурядным политическим событием, далеко выходящим за рамки, по сути, достаточно обыденной ротационной процедуры. Предчувствия во многом оправдались. И сегодня, когда подведены итоги второго тура голосования, уже имеются все поводы оценить значение и некоторые возможные последствия прошедших парламентских выборов для казахстанского общества.
Действительно, для того чтобы ожидать дату выборов с большей надеждой, были все основания. Экономика страны на подъеме, ее суммарный прирост за минувшие пять лет превысил 50 процентов. Все чаще стали находить применение энергия и инициатива людей, вырос жизненный уровень населения, сдвинулся с мертвой точки воз социальных проблем. А в последние годы всем этим явлениям сопутствует еще одно, не менее отрадное: с каждым годом зримо растет политическая активность казахстанцев. При этом митинговый нигилизм все увереннее вытесняется подлинными проявлениями гражданского неравнодушия и осознанной конструктивной общественно-политической позиции, что приводит сотни тысяч людей в ряды политических партий и их электорат. В последние месяцы перед выборами заметно оживились и сами политические партии, стараясь откликаться на самые злободневные чаяния граждан.
Все эти идущие в основном «снизу» предпосылки для активизации демократического развития нашей страны не могли не привлечь внимание руководства республики. Как следствие, прозвучало памятное выступление главы государства на 7-м съезде партии «Отан», обозначившее основные направления политической модернизации Казахстана: расширение реальных контрольных полномочий парламента и маслихатов, повышение роли политических партий, становление местного самоуправления. А незадолго до этого парламент внес принципиальные коррективы в Закон «О выборах», призванные воспрепятствовать вмешательству исполнительной власти в выборный процесс, обеспечить его честность и прозрачность.
Несложно увидеть, что в таких условиях выборы в мажилис приобретали совершенно исключительное значение. При этом важным становился не столько выбор между партиями, сколько ответ на другой, поистине гамлетовский по своей судьбоносности вопрос: будут ли выборы-2004 действительно справедливыми и подконтрольными обществу? Ответ «да» будет означать реализацию накопившихся предпосылок демократизации государства, сообщит мощный импульс к качественному развитию общества, обозначит принципиальный рубеж в жизни всей страны…
Однако теперь, когда есть возможность обобщить отчеты наблюдателей, свидетельства очевидцев, данные опросов «экзит полл», информацию Генпрокуратуры и многочисленные собственные впечатления, я убеждаюсь, что ответ получается отрицательным. Имеются все основания утверждать: выборы в мажилис 19 сентября сопровождались массовыми нарушениями прав избирателей. Наблюдателями зафиксированы многочисленные конкретные случаи несоответствия действительности списков избирателей, агитации в день выборов, манипуляции с протоколами подсчета голосов и т. д. Все казахстанцы стали свидетелями крайней пристрастности средств массовой информации в освещении предвыборной кампании (что лишний раз говорит о необходимости законодательно обеспечить прозрачность рынка масс-медиа). Но совершенно ясно, что эти и подобные факты, поддающиеся обнаружению и подтверждению, являются лишь видимой верхушкой айсберга. Гораздо печальнее обобщающий вывод: весь выборный процесс-2004 прошел в атмосфере непрерывного давления на волеизъявление избирателей и работу избирательных комиссий со стороны исполнительной власти на местах - давления разнообразного и многоликого, скрытого и явного. Благо в «арсенале воздействия» местной исполнительной власти всегда имелись сотни соответствующих приемов и возможностей - от намеков различной степени «убедительности» до открытого шантажа и угроз.
При этом приходится признать: масштабы вмешательства были таковы, что оно не могло не оказать существенного влияния на итоги народного волеизъявления.
Возможно, инициаторы и исполнители такого рода указаний до сих пор не задумываются над последствиями своих преступных действий. Между тем не будет преувеличением сказать: так проведенные выборы несут в себе поистине разрушительный заряд, угрожающий самим основам демократического развития нашей страны.
Прежде всего - и для меня как юриста и законодателя это особенно важно - после 19 сентября возникает реальная угроза дальнейшего снижения общественного доверия к власти, роста гражданской апатии и всеобщего правового нигилизма. Бывает ли иначе, если примеры угодливого и циничного нарушения законов государства, попирания освященного Конституцией избирательного права граждан подают сами представители власти? Не нужно быть прорицателем, чтобы увидеть и другое далеко идущее последствие - возникновение новых препятствий для развития казахстанского парламентаризма. Избранный с применением незаконных методов парламент неизбежно оказывается на «коротком поводке» у исполнительной власти. Это низводит высший законодательный орган к роли покладистого «законооформителя» идей правительства, намного снижает возможности представителей народа отражать в своей деятельности заботы и интересы казахстанцев. В таких условиях велика вероятность, что весь пройденный нами, парламентариями, многолетний и непростой путь гражданского возмужания может оказаться попросту перечеркнутым, а дисбаланс в реализации конституционного принципа «сдержек и противовесов» системы власти еще более усилится. Соответственно, пока придется забыть и о возрастании роли политических партий республики.
И все же главной жертвой выборов-2004 в долгосрочном плане является именно партия-победительница. Если многие другие политические партии потеряют стимулы совершенствовать свою работу по причине беззастенчивого противодействия со стороны «административного ресурса», то «Отан», напротив, неизбежно лишится этих стимулов в силу безудержной доброжелательности исполнительных структур всех уровней. А жаль. На мой взгляд, «Отан» провел неплохую, вполне искреннюю предвыборную кампанию - впервые в столь массовом порядке пошел в народ, предложил избирателям конкретную и реальную предвыборную программу. Опираясь на самый большой среди других партий практический опыт, на наличие множества ярких личностей и огромный авторитет президента страны, очень многие «отановцы» обоснованно рассчитывали на полноценный успех на парламентских выборах - пусть не овеянный стахановскими показателями полученных голосов, но и не омраченный шлейфом обвинений и подозрений. Только такие выборы, рождая чувство самоуважения, могли способствовать начавшемуся качественному обновлению партии, ее постепенному уходу от казенно-административных методов пропагандистской работы. В ходе многочисленных предвыборных поездок по стране мы ощутили неподдельные симпатии и интерес к «Отану» со стороны многих тысяч казахстанцев - равно как в деятельности самого «Отана» начали угадываться еще очень хрупкие контуры подлинно самостоятельной парламентской партии, способной к настоящей политической конкуренции... Организаторы «19 сентября» распорядились по-своему.
К сожалению, гнетущую атмосферу сегодняшнего разочарования сгущает и поведение власти после выборов. Мы стали свидетелями умолчаний, лжи, неуклюжей и неуместной подмены понятий.
Между тем с каждым днем становится все очевиднее, что в обмен на очередные внешние показатели своего могущества исполнительная власть страны принесла слишком большие жертвы. Вместо надежды - разочарование, вместо консолидации - раскол и взаимная подозрительность. Вместо гордости за мой Казахстан - чувство стыда и неловкости. И сегодня молчать об этом означает еще больше усугублять сложившуюся ситуацию.
Вот почему, не подвергая сомнению профессиональные и человеческие достоинства избранных депутатов, я считаю своим гражданским долгом присоединить свой голос к голосам тех, кто убежден: выборы-2004 превращены в недостойный нашей страны фарс. Как следствие, я обращаюсь к главе государства с просьбой инициировать и проконтролировать работу по расследованию противоправных действий представителей исполнительной власти в ходе выборов в мажилис и привлечению виновных к ответственности.
Хочется надеяться, что в результате те, кто надругался над совестью народа, уже очень скоро получат свой неизбежный исторический урок. И тогда, в эпоху «после 19 сентября», все мы в чем-то станем уже совсем другими.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |