Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Подводные камни на пути российско-таджикского сближения

25.10.2004. ИА "Фергана.Ру"

Владимир Мухин

Состоявшийся несколько дней назад официальный визит российского президента Владимира Путина в Таджикистан оценивается большинством международных обозревателей и экспертов как неоспоримая победа России в соревновании за геополитическое влияние в регионе.

Этому трудно в чем-то возразить. Москва опередила США и, несмотря на явное неудовольствие Пентагона, негласно обещавшего Душанбе 1 млрд. долларов помощи в обмен на то, чтобы Российская военная машина ушла из страны, все-таки узаконила пребывание российской военной базы в Таджикистане почти на 50 лет.

Москва опередила и Иран, который намеревался инвестировать свои средства в развитие гидроэлектроэнергетики страны. Подписаны крупные экономические контракты на сумму почти в 2 млрд. долларов, и сам Владимир Путин не без гордости заявил: "не думаю, что за последние 12-13 лет кто-то вкладывал такие деньги либо даже заявлял о намерении вложить такие деньги в Таджикистан".

И это действительно, правда. В 2003 году ВВП Таджикистана составлял 1,55 млрд. долларов США. Это, как мы видим, гораздо меньше размера тех инвестиций, которые намерена вложить Россия в экономику страны. Несложный анализ показывает, что, когда российские инвестиции заработают, страна увеличит свой ВВП в 3-4 раза.

Вероятно, рассчитывают в Кремле, от такой экономической экспансии получит свои дивиденды и Россия. Но так ли все гладко в тех новых планах и замыслах, которые Москва предначертала для себя во взаимодействии с Таджикистаном? Кто мешал России проводить данную экспансию раньше? И вообще, насколько выполнимы подписанные между странами соглашения?

В новейшей российской истории мы не раз бывали свидетелями, когда хорошие договоренности замораживались и подписанные проекты оставались лишь на бумаге. Не хотелось бы, конечно, чтобы та же участь постигла и последние российско-таджикские контакты. Но ряд факторов побуждают сказать именно о так называемых "подводных камнях" на пути российско-таджикского сближения.

Почему именно сейчас?

Отвечая на вопросы журналистов в Душанбе после подписания судьбоносных для Таджикистана соглашений, президент РФ Владимир Путин попытался объяснить, почему данное сближение произошло именно сейчас.

"Что касается того, почему именно сейчас, а не раньше? Я говорил только что в своем выступлении о том, что мы шли к этим решениям в течение пяти лет. Это, как вы понимаете, даже по цифрам крупные проекты, и для того чтобы можно было решиться на этот шаг, он должен был быть хорошо подготовлен. Вот всё это время мы занимались этой подготовкой". Вряд ли можно оспорить такой ответ. Но, видимо, на принятие решения по подписанию документов сыграли и другие факторы.

Скажем, можно было бы предположить, что к активному сотрудничеству с Таджикистаном Россию подтолкнули новые геополитические планы НАТО. От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что визит Путина в Душанбе состоялся на неделю раньше поездки по странам региона Генсека НАТО Яап де Хооп Схеффера и спецпредставителя альянса в Центральной Азии и на Кавказе Роберта Симонса. Во время встречи Схеффера и Рахмонова было подписано соглашение о транзите грузов антитеррористической коалиции через Таджикистан в Афганистан. Однако, остается за кадром, какие бы предложение от североатлантического альянса могли бы последовать, если бы буквально накануне Москва не придала 201-ой мотострелковой дивизии статус российской военной базы.

Тему российского присутствия в Таджикистане Генеральный секретарь НАТО все же затронул.Господин Схеффер прямо заявил о том, что альянс "не является конкурентом России в Таджикистане, и правительство этой республики имеет полное суверенное право разместить у себя военную базу любого государства". Таким образом, Яаап де Хооп Схеффер намекнул на то, что вполне допускает наличие в Таджикистане также и военных объектов других государств, как это, к примеру, имеет место в Киргизии.

Можно предположить также, что к подписанию военно-экономических соглашений с Душанбе Москву подтолкнули планы Ирана инвестировать в экономику Таджикистана свои средства. Но сейчас выясняется, что Москва рассматривает Иран не как соперника, а как компаньона, поскольку Иран также будет наравне с Россией достраивать Рогунскую ГЭС. Соперничество между Москвой и Тегераном есть, но не на технологическом уровне; и лидерство России, с которой Тегеран сам заключает контракты на строительство энергообъектов, здесь бесспорно.

Таким образом, факторов для подписания с Душанбе выгодных для России соглашений достаточно много. Но главный фактор, видимо, еще не назван.

Главный мотив активности России в Таджикистане - мировой энергетический и сырьевой кризис

На мой взгляд, толчком к активному и немедленному политическому сотрудничеству с Таджикистаном Кремль подтолкнула российская бизнес-элита. От взгляда большинства наблюдателей ушел от внимания тот факт, что в сентябре котировки алюминия на мировом рынке сырья были самые высокие за последние 9 лет. 1 октября цены на алюминий на торгах Лондонской биржи металлов достигли девятилетнего ценового максимума, и аналитики предполагают, что этот рост может продолжиться. Алюминиевые фьючерсы с поставкой через три месяца подорожали на Лондонской бирже металлов сразу на $42 за тонну - до $1848. В ходе торгов котировки сейчас достигают $1850 за тонну. Заметим, что в 2001-2002 гг., когда НАТО и США начали размещать свои базы в Ханабаде и Канте, и Кремль пытался узаконить пребывание 201-ой дивизии в Таджикистане, стоимость 1 тонны алюминия на биржах мира составляла в среднем всего 1300 долларов США. Тогда расширение производства алюминия не было выгодно российским бизнесменам и они просто не поддержали военно-экономические проекты Кремля - инвестиции в обмен на базы, чего, начиная с 1999 года, добивался официальный Душанбе от Москвы.

Сейчас же долгосрочная потребность мировых потребителей алюминия очевидна. К примеру, только в Китае рост потребления алюминия составляет 10-15% ежегодно. По данным Газеты.Ru Правительство КНР занято сейчас также реализацией проекта по электрификации всей страны. Учитывая масштабы страны - это грандиозные проекты.

Видимо, в связи с этим кампания "Русский алюминий", которая является третьей по величине мировой алюминиевой кампанией, решила расширить свой бизнес в Таджикистане. Компания получила право достраивать Рогунскую ГЭС. Кроме того, "Русал" обещает построить два новых алюминиевых завода в республике. Эти проекты обойдутся компании в $1,3 млрд.

По мнению аналитиков "Ведомостей", у "Русала" не возникнет проблем с привлечением инвестиций. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов сообщил журналистам, что металлургический холдинг инвестирует $560 млн. в достройку первой очереди Рогунской ГЭС, $600 млн. - в строительство нового алюминиевого завода на юге Таджикистана мощностью 200 000 т металла в год и $160 млн. - в сооружения двух корпусов электролиза рядом с Таджикским алюминиевым заводом (100 000 т) в Турсун-Заде. Зная стоимость алюминия на мировых ранках, нетрудно и подсчитать и будущие доходы "Русала".

То же самое - по водным проектам Таджикистана. Именно в сентябре ведущие мировые эксперты спрогнозировали на ближайшее время значительный спрос именно на алюминий и электроэнергию, производимую на ГЭС - самую дешевую и независимую от цены на нефть, рост которой в будущем ожидается в несколько раз. Запасы нефти в России ограничены на период 30-40 лет. Таким образом, вполне понятно стремление РАО ЕС России приватизировать и достроить в Таджикистане главные энергообъекты страны.

По запасам гидроэнергоресурсов Таджикистан занимает восьмое место в мире (по удельным показателям - второе). Проекты освоения этих ресурсов были разработаны еще во времена СССР. По Рогунской ГЭС 48 процентов объемов самой тяжелой работы уже выполнено. По предварительным расчетам экономистов, ежегодно электростанция в Рогуне сможет приносить более 800 млн. долл прибыли.

Но это еще не все. Видимо, Россия расширит свое участие в Таджикистане и по другим проектам. И этого ждут в Душанбе. Еще два года назад Эмомали Рахмонов говорил о том, что готов отдать российским инвесторам самое крупное месторождение серебра в мире - Большой Канимансур. Ждет инвестиций и хлопководство. В годы Советской власти Таджикистан собирал до 1 млн. тонн хлопка-сырца ежегодно (это составляет 25% того, что собирает Узбекистан). Но в Таджикистане производится очень ценный тонковолокнистый хлопок, и у России здесь тоже, видимо, будет интерес, поскольку сейчас производство хлопка находится в республике на уровне 0,4-0,5 млн. тонн.

Мировые цены на серебро и хлопок пока не достигают своего былого максимума. Вот, видимо, и ждут своего часа российские инвесторы, чтобы вложить дополнительные средства в экономику страны. Не опоздать бы....

Таким образом, вполне очевидно, что Россию к юридическому закреплению военно-экономического Союза с Таджикистаном побудила замаячившая экономическая выгода . Конечно, у нее в этом плане были конкуренты в лице Ирана, США и других стран Запада. Но не будем лукавить: при всех этих факторах в совокупности Москва просто была обречена здесь на успех. И до подписания "судьбоносных" договоров Россия и так имела возможность определять значительную зависимость Таджикистана от нее. И так все алюминиевое производство в республике работало на Россию. Глинозем и бокситы на алюминиевый комбинат в Турсун-Заде поставляла именно Россия. Она же и покупала сырье. Правда, раньше отношения осуществлялись по схеме товар-деньги-товар. Теперь "Русал" и РАО ЕС России аккумулируют и деньги и товар как бы в своих руках.

Но вот вопросы: окупятся ли затраты Москвы? Будет ли российский народ иметь какую-то выгоду от того, что российский бизнес заработает в Таджикистане? Не секрет, что Узбекистан до сих пор препятствует транзиту электроэнергии из Тадикистана в Казахстан и Россию. Окупится для инвесторов транзит электроэнергии в Афганистан, Китай? Ведь проекты дорогостоящие. Почти те же вопросы по алюминию. Где гарантия того, что цена на него лет через пять-шесть вновь не упадет? Это только экономические проблемные вопросы. Но есть еще вопросы и как бы внутренние, связанные с социально-политической ситуацией в республике.

А спасет ли российская военная база?

Выступая перед журналистами в Душанбе Владимир Путин заявил, что решение об инвестировании в республику было принято благодаря двум важнейшим факторам - "надежности политической власти в Таджикистане и доверию, которое сложилось между лидерами". Но как известно лидеры приходят и уходят, это во-первых. А во-вторых, вряд ли можно без каких-либо оговорок назвать политическую власть в республике "надежной".

Мы помним, как совсем недавно в республике разгорелся скандал после того как в начале 2004 года Рахмонов упразднил президентскую гвардию. Ее бывший начальник, один из приближенных главы государства, помогавший ему в 1993-1997 гг. бороться с противниками - объединенной таджикской оппозицией, генерал-лейтенант Гаффар Мирзоев, находится сейчас под следствием. Совершенно не ясно, как в связи с начавшимся переустройством политической власти в Таджикистане поведет себя оппозиция.

Отдельный разговор про ситуацию на границе с Афганистаном. Как известно, до 2006 года российские "зеленые фуражки" передадут таджикским коллегам охрану всех участков таджикско-афганской границы. Однако, из года в год здесь количество наркокурьеров только увеличивается. По данным Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ, МВД РТ и других министерствРеспублики Таджикистан в период с 2002 года по октябрь 2004 года российскими пограничниками и таджикскими правоохранительными органами, а также другими силовыми структурами двух стран были проведены 63 совместные операции, в ходе которых изъято 1966 килограммов наркотических средств, из которых доля героина составляет 1674 килограмма.

Помимо наркотиков через границу пытаются переправлять и вооружения - средства разведки и связи, которые могут эффективно использоваться террористами на территории государств СНГ. По сведениям пресс-центра Пограничной службы ФСБ России, в 2003 году было изъято 13 переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Стрела" и три пусковые установки к ним, реактивные и танковые снаряды, мины, гранаты, выстрелы к гранатометам, а также свыше 100 кг взрывчатых веществ (это в 5,3 раза больше, чем в 2002 году).

В связи с этим у ряда российских экспертов, политиков, военных руководителей возникают вопросы: а справятся ли с ситуацией таджикские пограничники, когда контроль за границей с Афганистаном полностью перейдет в их ведение?

Летом этого года посол РФ в Таджикистане Максим Пешков заявил о том, что с уходом российских пограничников с афгано-таджикской границы у Душанбе возникнут большие проблемы (социальные, экономические, финансовые, организационные и т.п.) в надежной ее охране. Как считает известный этнополитолог академик Академии военных наук полковник Владимир Попов, есть вероятность того, что после 2006 года, когда границу полностью будет контролировать КОГГ РТ, потенциальные нарушители южных рубежей СНГ устремятся вглубь Содружества и в Россию. Это при том, что граница России с Казахстаном практически оголена.

Поступает очень противоречивая информация о том, кто же инициировал уход российских пограничников с границы с Афганистаном. Есть здесь версия и о том, что этот уход инициирован Москвой. Если вспомнить новейшую историю, то эту идею в свое время лоббировал экс-командующий погранвойсками и экс-парламентарий генерал Андрей Николаев, который ныне является помощником председателя Правительства.

Видимо, считается, что слишком дорога граница для бюджета РФ. С точки зрения экономического прагматизма здесь вроде бы выглядит гладко. Если раньше финансирование и тыловое снабжение группировки погранвойск ФСБ в Таджикистане шло 50 на 50 (при этом Россия полностью обеспечивала погранзаставы всеми военно-техническими ресурсами и оружием), то, начиная с 2006 года все снабжение погранвойск ляжет на плечи таджикских властей. А Россия на границе с Афганистаном будет представлена Оперативной пограничной группой ФСБ России, которая будет иметь функции, связанные с обменом информацией, оперативным взаимодействием, методической помощью, но никак с не с принятием решений и руководством группировкой. Вопрос "сумеют ли таджикские пограничники поставить надежный заслон наркокурьерам из Афганистана", остается пока без ответа.

Казалось бы ситуацию в республике может и должна поддерживать 201-я мотострелковая дивизия. Однако, Генштабом России принимается решение о переводе ее на комплектование только солдатами срочной службы. Хотя на протяжении 7-9 лет 201 МСД комплектовалась только профессионалами. Как показывает опыт, эффективность дивизии, укомплектованной солдатами, проходящими службу по призыву (то есть по принуждению) гораздо ниже, чем если бы в ней служили солдаты-добровольцы, то есть профессионалы-контрактники. Но профессиональная дивизия всегда дороже стоит.

Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, когда, осуществляя крупные инвестиции в экономику Таджикистана, Москва стремится в тоже время удешевить расходы на присутствие там своих войск, то есть удешевить меры связанные с обеспечением безопасности на южных рубежах СНГ. Не выйдет ли это боком? Если вспомнить события 1991-1993 годов, когда в Таджикистане шла гражданская война, то именно разграбленное на складах 201-ой дивизии оружие стало тем средством, с помощью которого обе противоборствующие стороны вели боевые действия.

Таким образом, с одной стороны, перевод 201 МСД на комплектование солдатами-срочниками и передача границы в ведение Таджикистана значительно снижают российские затраты на ее охрану и оборону. С другой стороны, военные эксперты высказывают озабоченность вопросом эффективности службы таджикских пограничников. При этом не исключается, что ситуация в республике может быть дестабилизирована, а интенсивность наркопотоков в Россию и Европу из Афганистана через Таджикистан увеличится. Предварительный заслон этому уже как бы создан. Иностранных граждан с 2005 года будут пускать в РФ только по загранпропускам. Не исключено и введение визового режима со странами ЦА. Однако этих мер может оказаться мало...

Вместо заключения

Не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на все проблемы, Россия пытается укрепить свое военно-экономическое влияние в Таджикистане. Заметим, что это делается на фоне того, как к тому же стремятся ее геополитические соперники в этой стране - Иран и США. Визит Путина в Душанбе показал, что Москва умеет правильно и эффективно вести себя в отстаивании своих позиций в регионах, которые представляют для нее интерес. Между тем, по-прежнему остается много неясных вопросов, которые могут свести на нет все усилия Москвы по отстаиванию своих позиций в Таджикистане и других странах Центральной Азии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ