Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Маркетинг и консалтинг, 4 ноября 2004 г.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ.
- Соотношение между кандидатами было для меня ожидаемым. То есть, очень небольшое превышение Януковича над Ющенко. Но, неожиданным было резкое падение третьего-четвертого кандидатов – Мороза, Симоненко. То есть, в условиях вот этой мощной поляризации, которая возникла на финише кампании, в первом туре явно начала моделироваться ситуация второго тура. То есть, уже сторонники Симоненко и Мороза начали убегать в сторону того или другого.
И поэтому сейчас мы видим классический вариант, который уже начали разыгрывать кандидаты, отражающий стратегию второго тура – это привлечение на свою сторону сначала третьего-четвертого кандидата, а потом, через них, и их электората – но этот вариант сейчас является не очень эффективным, потому что во втором туре явка всегда ниже первого. И не являются на избирательные участки в основном те, кто отдал свой голос за предыдущих кандидатов, не за тех двух, которые вышли во второй тур.
Это порядка 20%, кроме того сброс явки во втором туре будет порядка 10%, тем более учитывая такую большую явку в первом туре. И поэтому, скорее всего, второй тур повторит первый. То есть, будет где-то fifty-fifty. А это очень опасно, учитывая тенденции к «каштановой революции»…
Что же касается участия в этом процессе России, что все ресурсы, которые было возможно задействовать, Россия уже задействовала. Я немного повторюсь, так как уже об этом говорил, комментируя реальное выступление нашего президента, но у нас, к сожалению, в руках один только лом - я имею в виду популярного президента. Более тонких механизмов воздействия на политический процесс в Украине у нас практически нет, потому что мы их не готовили.
Если те же американцы, центр Разумкова, который на самом деле фонд Сороса, фонд Карнеги и т.д., гранты значительной части украинской политической элиты и т.д. – все эти механизмы уже давно используются, при участии европейского сообщества, фонда Адэнауэра и других... И они проводят постоянный мониторинг ситуации, тонкий мониторинг, знают ситуацию досконально. У них анкета есть на каждого политического лидера, где указаны его предпочтения, его связи, финансовые возможности – в общем, все, как это положено. У нас же ничего этого нет, поэтому приходится работать ломом. И популярного президента, которому я искренне сочувствую, приходится использовать.
Отсюда возникают вот эти скороспелые решения, которые создают совершенно безумный парадокс: житель Астрахани приедет в Москву, и будет жить без регистрации три дня. А житель Украины приедет и будет жить 90 дней...
На этом фоне попытки западных политиков повлиять на ситуацию конечно будут иметь место. И я уже предсказывал, что вряд ли после первого тура они устроят бучу. Смысл какой? То есть, это все откладывается на время после второго тура. И там, конечно, будет очень тревожная ситуация. Хотя на этой политической ноте на недавнем обсуждении в «Александр-хаусе» Александр Ципко очень обижался на Сергея Маркова, который говорил о реальной опасности, а тот его предупреждал: не накликай. А что кликать, если реально ребята там отмобилизованы и проведено уже несколько, я бы сказал, тренировочных заходов, до Центризбиркома и т.д. В центре Львова явно идет проверка механизмов мобилизации.
То есть, эксцессы возможны и не исключены. И я как был, так и остаюсь сторонником мнения, что в эту ситуацию самым активным образом обязан вмешаться нынешний президент Кучма. Он пока молчит, но должен собраться с мыслями и занять некую определенную позицию. Потому что он оставляет, и это факт, расколотую надвое страну. Он оставляет страну, где за одну партию голосуют 95 на 5 в одном краю страны, и наоборот – 5 на 95, в другом. И это он не смог найти равнодействующей между интересами востока и запада. Поэтому он несет ответственность за то, если восток и запад не сойдутся. И прежде всего потому, что надо четко позиционировать ситуацию.
Если ты проводишь политику в интересах востока, то запад побузит, но согласится. Если же ты проводишь политику в интересах запада, то восток повздыхает, но в итоге тоже согласится. А когда происходят эти бесконечные зигзаги с востока на запад и так далее, то они как раз и привели к этому расколу. И Кучма несет за это ответственность и, значит, он должен все-таки помочь вырулить из этой ситуации.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |