Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Росбалт, 10 ноября 2004 г.
Расстановка сил перед вторым туром президентских выборов, как и вся политическая ситуация на Украине, имеет глубокие исторические корни. Свою версию происходящего предлагает заведующий отделом Украины Института стран СНГ, политолог Кирилл Фролов.
Российские «евразийцы», сторонники «красно-белого синтеза» и «левые патриоты» были искренне удивлены тем, что лидер украинских социалистов Александр Мороз после первого тура президентских выборов поддержал Виктора Ющенко, а Компартия Украины не прислушалась к голосу своего российского товарища Геннадия Зюганова, призвавшего поддержать Виктора Януковича, и предложила своим сторонникам голосовать «против всех», что в данной ситуации объективно работает также на Ющенко.
Да, очередной миф «красных патриотов» о том, что украинские левые настроены пророссийски, полностью разрушен. Но те, кто знает историю, этому совсем не удивляются. Ведь именно левые в XX веке были главными насадителями идей «украинского самостийничества». Именно социалист Симон Петлюра провел первую насильственную украинизацию. Войдя со своим войском в Киев в 1918 году, он не тронул коммунистов, но расстрелял белых офицеров и устроил русские погромы. А соратник Петлюры Винниченко стал автором коронной фразы для нынешних «самостийников»: «Православие завело Украину под власть московских царей».
Дальше — больше. В первые годы «Радянськой Влады» (Советской власти) на Украине проводилась тотальная украинизация, которая шла на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения интеллигенции. Всё это, разумеется, было важной составной частью ленинской национальной политики. Кстати, на службу большевикам тогда перешли многие члены ТУП («Товарищества украинских постепенцев» — главной сепаратистской организации того времени), такие «столпы» как Грушевский и Винниченко.
В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т.д., стала справка об окончании курсов «украинознавства». Насильственная «украинизация» охватила в те годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья.
В связи с этим стоит отметить и то, что человек, с именем которого неразрывно связан страшный голод 1930-х годов, председатель Совета народных комиссаров Украинской ССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР «О борьбе с саботажем в хлебозаготовках» от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся ярым большевистским «украинизатором».
Советская власть продолжила политику «украинизации» и после Второй Мировой войны. В те годы в результате операции «Висла» было депортировано более 230 тыс. лемков — карпатской народности, традиционно ориентированной на Россию. Массовым репрессиям подверглись карпатороссы, обитатели западной части Карпат. А ведь закарпатские русины, несмотря на многовековые усилия по их ассимиляции и неоднократный геноцид, всегда оставались в авангарде русофильского движения Украины. Поэтому карпаторусская элита при Сталине была физически уничтожена, а закарпатские русины переименованы в «украинцев».
Отметим также и то, что именно советская историческая наука легализовала терминологический и понятийный аппарат «самостийной» школы украинских историков, замалчивая, за редким исключением, подлинно национальную, общерусскую историко-культурную парадигму народа Украины.
После распада СССР коммунисты и социалисты на Украине были популярны именно как носители идей русско-украинского единства и двуязычия. Первыми открыто перешли в лагерь националистов влиятельные круги Соцпартии Украины. Поддержка социалистами кандидата в президенты Виктора Ющенко — закономерный итог этой аберрации, корни которой восходят к национал-социалистской петлюровщине.
В свете этих событий абсолютно невозможно подержать высказываемую сейчас идею выхода из борьбы Виктора Януковича с последующим гипотетическим президентством Александра Мороза. Опасно не то, что эта затея практически нереализуема, а то, что ее пропаганда безусловно работает на Ющенко.
Что касается коммунистов, то невысокий, прямо скажем, результат Петра Симоненко на нынешних президентских выборах (4-е место) является лишним доказательством того, что и прежде за коммунистов на Украине голосовали не из-за любви к идеям Ульянова (Ленина), а поддерживая лозунг «Навеки с Россией».
Когда же Виктор Янукович провозгласил идею государственного двуязычия и двойного гражданства с РФ, те, кто ранее традиционно голосовал за Симоненко, отдали свои голоса Януковичу. Еще в большей степени этот эффект сработает во втором туре. Поэтому формальное решение верхушки украинских коммунистов голосовать «против всех» не остановит весь левый электорат, и многие сторонники КПУ всё равно проголосуют за Януковича.
Сложившаяся на Украине ситуация свидетельствует о востребованности идеи русско-украинского цивилизационно-культурного единства — в чистом виде, без «красных», «коричневых» и прочих примесей.
Специалисты Института стран СНГ уже давно говорили о том, что Компартия Украины, оттягивая на себя голоса русскоязычных избирателей, объективно препятствует созданию современной политической партии русскоязычного Востока Украины. Сейчас настал момент истины для появления именно такой политической силы. Смычка социалистов с «бандеровцами» и двусмысленная позиция руководства КПУ привели к разочарованию ориентированных на союз с Россией граждан Украины в левых политиках и партиях. А мощная православная пророссийская прослойка Украины априори не могла быть с коммунистами.
У будущей партии русско-украинского единства появился и свой лидер — это Виктор Янукович. Логика политической борьбы привела его именно в этот лагерь. Лукавые советчики пытаются сейчас склонить Януковича к капитуляции. Но у него есть другой путь: помня, что моментом его политической самоидентификации стала декларация о двуязычии Украины и двойном гражданстве с Россией, возглавить это подлинно народное движение.
Движение за историческую правду, за возрождение и воссоединение великого разделенного русского народа, часть которого попала под обаяние химерных идей, но другая осталась верна своим историческим, духовным и национальным идеалам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |