Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.11.04. “ЛАДИНФОРМ”
Президиум Республиканского Славянского движения “Лад”.
Республиканское Славянское движение “Лад” в Казахстане скорбит по поводу гибели наших соотечественников от рук бандитов в Беслане. Мы переживаем боль всех наших российских братьев и сестёр, пострадавших в этой трагедии, как свою собственную. Неизбывно наше общее горе, и безмерно наше сострадание к родственникам и близким жертв этого чудовищного преступления.
Русские в Казахстане, вместе с другими гражданами нашего многонационального государства, не остались в стороне от этой беды. Нашлось немало казахстанских общественных и государственных деятелей, выразивших своё сочувствие россиянам. Тысячи простых граждан, без пафоса и патетики, почтили память детей и взрослых, павших от рук террористов.
Казалось бы, трагедия, произошедшая в Беслане, должна позабыться в череде других больших и маленьких драматических событий, происходящих в мире, и этот документ совсем не ко времени. Но нет, “Беслан” как растущая угроза существующему миропорядку не забывается, а напротив, приобретает ещё большую остроту и актуальность, побуждая международное сообщество объединять усилия в совместной борьбе против экспансии международного терроризма. Сегодня “территория Беслана” – это территория стран СНГ и других государств, уязвимых для вылазок террористов. И эта “территория”, где существуют условия и предпосылки для проявлений экстремизма, имеет отчётливую тенденцию к расширению.
Процесс суверенизации заложил в странах СНГ немало “мин” и “фугасов” потенциальных очагов напряжения, чреватых в дальнейшем возможными конфликтами. На территории СНГ продолжается процесс создания авторитарных, моноэтнических государств, в которых представители “не коренного” населения и, в первую очередь, русские, последовательно устраняются от участия в государственном управлении и подвергаются в той или иной форме дискриминации.
С такой же последовательностью на пространстве СНГ, шаг за шагом, директивно “выдавливаются” из официальных СМИ, сфер общественного и государственного употребления русский язык и культура. А воинствующая русофобия как жупел внешнего и внутреннего “врага” для национальных элит по-прежнему остаётся политическим инструментом для воздействия на массовое сознание титульного населения и укрепления власти.
Ярким подтверждением тому является недавно состоявшийся в Казахстане судебный процесс по иску некоего национал-патриота к газете “Аргументы и Факты”. На этом, без преувеличения, “средневековом” судебном процессе осудили не редакцию российской газеты за следование грамматическим и фонетическим нормам родной речи, а вынесли приговор самому русскому языку и его носителям – русским гражданам Казахстана. В соответствии с решением Медеуского районного суда г. Алма-Аты отныне русский язык в Казахстане должен функционировать по правилам грамматики казахского языка, а отступление от этих правил будет рассматриваться как преступление и караться по закону.
Вторжение в материю языка Пушкина и Достоевского, являющегося достоянием не отдельного русского народа, а всей мировой цивилизации, - явление в Казахстане далеко не случайное. Прошедшие в Республике Казахстан “грязные” парламентские выборы со всей очевидностью показали, чего стоит официальная риторика властей о Казахстане, как о многонациональном, правовом и демократическом государстве. Факты и цифры свидетельствуют о том, что мы имеем дело с авторитарным полуфеодальным режимом, не только нарушающим права и свободы граждан, но и под прикрытием “интеграционных” инициатив выказывающим свою иную – антироссийскую и националистическую сущность.
В сравнении с прошлым составом парламента, представительство русского и славянского населения во вновь избранном высшем законодательном органе власти страны сократилось почти на треть, соответственно, с 20 депутатов до 14. Если в парламенте РК второго созыва славяне составляли 25,97% от общего числа депутатов, то в составе парламента третьего созыва эта цифра сократилась до 18,18%. При этом удельный вес русского населения составляет 27, 24% от состава населения РК. Ещё более удручающая картина в структурах исполнительной власти, правоохранительных, судебных ведомствах и органах прокурорского надзора, где отдельные представители пятимиллионного русскоязычного населения страны только подчёркивают господство титульной нации в управлении государством.
Разумеется, такой парламент не может быть признан “Ладом” легитимным и обеспечивающим в соответствии с международными стандартами статус русских как государствообразующей нации в Республике Казахстан. Не устранив существующих национальных дисбалансов и, прежде всего, норм представительства русского и славянского населения в органах государственного управления, никакая власть не сможет рассчитывать на полноценную поддержку русского населения и на консолидацию всего казахстанского общества в целом.
Наше беспокойство вызывает то, что на фоне внешне успешных интеграционных процессов в СНГ и активизации межгосударственного сотрудничества в политической, экономической, оборонной областях, за скобками переговоров, в самом широком контексте, остаются права и свободы граждан. А если и поднимаются эти вопросы, то инициатива исходит не от России, а от её политических партнёров и союзников, критикующих российские власти за нарушение прав граждан РФ “кавказской национальности”.
В связи с этим понятно обещание президента Путина обеспечить на территории России посредством жёстких мер права и свободы 3-миллионной азербайджанской диаспоры, составляющей чуть более 2% от общего числа 145-милионного населения РФ. Но казахстанцам “славянской национальности” непонятно, почему президентом Путиным не задаются вопросы президенту Назарбаеву о правах и свободах 5 миллионов соотечественников, составляющих, как минимум, 1/3 от общего числа населения Казахстана? При этом речь идёт не о каком-то особом статусе русских, а об общепринятых критериях и нормах, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых документах, гарантирующих национальное равноправие.
В этих обстоятельствах, когда интеграция в государствах-союзниках по СНГ происходит на зыбкой почве внутренней нестабильности и “двойных стандартов”, никакие международные альянсы не смогут обеспечить безопасность и выполнение ранее принятых на себя договорных обязательств. Замалчивание объективно существующих языковых, культурных, религиозных и межэтнических противоречий, культивирование национального и расового превосходства неизбежно приводит к акциям протеста, принимающим самые жестокие формы.
Мы все живём во взаимозависимом мире, аксиомой которого должен быть тезис – “чужой беды не бывает”. Сегодня это происходит в России, а завтра убийцы ворвутся к соседу по “эсэнгэвской” квартире и вырежут всю его семью. А чтобы этого не произошло, необходимо, прежде всего, устранить первопричины и основы для развития такого рода явлений, когда для решения существующих проблем остаётся только один путь – террор и насилие.
“Русская проблема” ничем не отличается от “чеченской проблемы и от других проблем такого же рода, но по своим объективным количественным и качественным параметрам является глобальным фактором в системе международных отношений. Поэтому в зависимости от решения “русского вопроса”, хотят того или не хотят нынешние лидеры СНГ, будет зависеть геополитическая ситуация на всём постсоветском пространстве, а также размеры “территории Беслана”. Мы глубоко убеждены в том, что при наличии политической воли, честности и открытости во взаимоотношениях, основываясь на безусловном уважении прав и свобод граждан, можно противостоять всем существующим вызовам и угрозам современности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |