Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Весь текущий год из правительственных кругов Белоруссии исходила информация о благополучном состоянии республиканской экономики, об устойчивых и высоких темпах ее развития. Между тем, действительное состояние национальной экономики оценить довольно сложно, если ориентироваться только на официальные данные. К тому же необходимо учитывать специфическую методику определения результатов экономического развития, применяемую в республике. Она основана на искусственно выработанных президентской администрацией критериях оценки деятельности хозяйственного комплекса по 16 позициям. Последние хотя и называются прогнозными показателями социально-экономического развития, но на самом деле выступают в качестве генеральных плановых заданий для правительства, министерств и ведомств. С точки зрения экономики достаточно трудно определить, почему именно этот перечень показателей взят главой государства в качестве целеполагающих, приоритетных для анализа верности хозяйственной политики, путей перспективного развития республиканской экономики.
Еще более удивительно, что, оценивая успешность деятельности правительства и отраслей экономики в 2004 г., в Минске, как и пять, и десять лет назад исходят из того, соответствуют ли результаты их работы уровню 1990 г. Понятно, конечно, что 1990 г. взят как рубежный, за которым наступила эра независимого, самостоятельного белорусского государства. Но в данном подходе больше идеологической подоплеки, чем прагматического расчета, стремления к реальному анализу пути, пройденного экономикой Белоруссии. Итоги работы народнохозяйственного комплекса БССР именно в 1990 г. сами по себе ни о чем не говорят: условия деятельности субъектов хозяйствования были иными, иной была и конъюнктура рынка, и валюта, и цены, иной налоговый и таможенный контекст и т.д. Да, и статистические данные тех лет вызывают большие сомнения, вряд ли их можно считать полностью достоверными. Думается, что 1990 г. стал упоминаться в последнее время больше с целью показать достижения экономики суверенной Белоруссии, которая быстрее многих других стран СНГ превысила некоторые экономические показатели начала 90-х гг.
Но, во-первых, сегодня официальные сведения о хозяйственных победах и свершениях республики вызывают еще больше сомнений, чем советские.
Во-вторых, в данном случае, при такой аналогии, у белорусской общественности есть серьезный повод для беспокойства – избалованное вниманием президента и правительства сельское хозяйство, которому прощались прошлые долги, давались крупные кредиты, льготы и преференции, в которое с 1994 года были «закачены» огромные объемы бюджетных средств, так и не вышло на уровень 1990 г. Не вышло даже в этом, чрезвычайно благоприятном в климатическом отношении году. Более того, в агропромышленном комплексе Белоруссии по итогам 9 месяцев 2004 г. 520 предприятий признаны полными банкротами.
В-третьих, полным провалом завершилась правительственная кампания 2002-2004 гг. по увеличению объемов инвестиций, прежде всего, внешних. Не помогли ни грозные указания главы государства, ни принятый в этих целях Инвестиционный кодекс. Даже по официальной оценке правительства республики ежегодный объем инвестиций в настоящий момент не дотягивает 20% до планки 1990 г. Инвестиционная привлекательность Белоруссии остается крайне низкой, иностранные инвестиции в основной капитал практически не растут, оставаясь на уровне 3%.
В-четвертых, наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 2003 г. Таким образом и по этой позиции выйти на уровень начала 90-х гг. республике не удалось.
Интересно, что в административном аппарате республики стараются не акцентировать внимание на то, что 2005 год был ранее определен в качестве завершающего для правительственной программы очередного этапа экономического развития (пятилетки). Напомним, что основу правительственной программы составили положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., поддержанные вторым Всебелорусским народным собранием, и утвержденные указом президента Александра Лукашенко в 2001 г. Вообще остается непонятным, с какими показателями Белоруссия завершает этот период, удалось ли решить главные задачи, намеченные в среднесрочных планах развития хозяйственного комплекса, или нет.
Наоборот, все усилия правительства сосредоточены на раскручивании новой масштабной концепции социально-экономического развития на 2006-2010 гг., разработанной, как представляется, с прицелом на президентские выборы-2006. Можно предположить, что и президентская кампания 2011 года также начнется с обнародования очередного, исполненного оптимизма и высоких показателей плана стратегического развития национальной экономики на 2011-2015 гг. О старых хозяйственных программах, планах и концепциях вспоминать, видимо, в республике не принято, да и некогда. Показателен в данном случае пример с пресловутой инициативой президента Александра Лукашенко, громогласно заявленной в год референдума, о создании в Белоруссии парка высоких технологий, призванного затмить славу американской Силиконовой долины. Референдум прошел, а процесс разработки нормативной базы для реализации государственной программы «Электронная Беларусь» и создания в будущем парка высоких технологий все еще далек от завершения.
В целом, возможности для подъема экономики республики остаются ограниченными. Запланированный белорусским правительством рост в 1,5 раза ВВП к 2010 г. при сохранении существующих финансово-экономических реалий достигнут не будет. Дело в том, что без крупных внешних инвестиций обновить основные фонды в промышленности (их износ достигает 80%), внедрить новые технологии в различных отраслях белорусской экономики к 2010 г. Минску никак не удастся. Очевидно, что эту проблему нельзя решить исключительно за счет внутренних инвестиций, учитывая сравнительно небольшие объемы накопительных фондов субъектов хозяйствования республики, а также относительную слабость национальной финансово-экономической системы: в ценовом выражении ВВП Белоруссии в 2003 г. едва достиг 17 млрд. долларов. К тому же понятно стремление белорусских финансовых групп и предприятий вкладывать средства преимущественно в проекты, сулящие быструю окупаемость. Здесь важны не объемы инвестиций, а наличие достаточного количества таких проектов. Но такая практика распыляет и так небольшие накопленные средства, носит случайный характер и не способна решить главные задачи белорусской экономики.
Подчеркнем, что речь идет не просто о расширении внешних источников привлечения финансовых средств, о повышении объемов инвестирования. Инвестиции зарубежных партнеров Белоруссии следует, на наш взгляд, рассматривать преимущественно в качестве мощного механизма получения новейших технологий и техники, в которых объективно нуждается хозяйственный комплекс республики. Кроме того, позитивная инвестиционная политика сопровождается и параллельно идущим процессом освоения передового управленческого и предпринимательского опыта, подготовки высококвалифицированных специалистов, национальных кадров, без которых никакое экономическое развитие просто немыслимо.
Сегодня, например, убыточными (по данным правительства) являются 973 предприятия промышленности или 41,3% от их общего числа. Сумма чистого убытка этих предприятий только за восемь месяцев нынешнего года составила 126 млн. долларов США. Наибольшие суммы чистого убытка у предприятий машиностроения и металлообработки (31 млн. долл.), пищевой промышленности (31,26 млн. долл.), легкой (20,5 млн. долл.), химической и нефтехимической (16,3 млн. долл.). Доля убыточных предприятий в электроэнергетике по итогам работы в январе-августе 2004 года составила 12,5%, в топливной промышленности – 48,6%, в химической и нефтехимической промышленности – 35,7%, в машиностроении и металлообработке – 35,1%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности –33,6%, в промышленности строительных материалов – 37,9%, в легкой промышленности – 62,8%, в пищевой промышленности – 43,1%.
Следует отметить определенную политическую стабильность и отсутствие явных социальных конфликтов в Белоруссии. Разрыв между доходами различных групп экономически активного слоя населения в республике невелик, что благоприятствует консолидации общества. Вместе с тем, президентская администрация и правительство РБ с целью сглаживания потенциальной социальной напряженности долгое время искусственно сдерживали формирование в обществе осознанной тяги к преобразованиям, понимания необходимости перехода к радикальным реформам в экономике. Большое значение приобрела политика отстаивания особой белорусской модели хозяйствования, утверждение в общественном сознании белорусских граждан идеи о ее превосходстве над другими, рыночными моделями экономик.
Открытость белорусской экономики - пока не более, чем пропагандистский лозунг. В республике для ее субъектов хозяйствования действует и все более ужесточается режим принудительного использования модулей, узлов и деталей, материалов и полуфабрикатов, производимых на белорусских предприятиях. При экспортной ориентированности большинства предприятий республики правительственная политика «импортозамещения» комплектующих, сырья и даже энергоресурсов за счет собственных национальных ресурсов приобрела навязчивый и далеко не позитивный характер. Предприятия, таким образом, выводятся из зоны нормальной, регулируемой спросом и рынком конкуренции, этим и насильственным использованием исключительно белорусских компонентов, комплектующих снижается, зачастую, качество производимой на предприятиях республики продукции. Закрытость белорусской экономики, отрицание свободного хозяйственного взаимодействия с иностранными партнерами, неприятие равенства конкурентной борьбы – все это препятствует интеграции с Россией, построению единого экономического пространства в рамках «четверки». Кроме того, это затрудняет и вступление Белоруссии во Всемирную торговую организацию. Изменение в последнее время позиции США по отношению к РБ также закрывает Белоруссии дорогу в ВТО.
Назревшую модернизацию экономики сдерживает система управления, носящая сверхцентрализованный, политизированный характер. Степень влияния президентской администрации, областных и местных органов власти на хозяйственную деятельность и торгово-финансовую политику белорусских предприятий чрезвычайно велика, имеет определяющее значение, а конкретные решения властных структур в их адрес носят безальтернативный характер. Республиканское руководство придерживается мнения, что основной гарантией защиты национальной экономики выступает сохранение в руках чиновников прав собственности на предприятия и землю. Наличие государственного контроля и протекционизма объясняется необходимостью защиты национального производителя (от внешней конкуренции, иностранных финансовой экспансии, скупки и менеджерского управления), выполнения социальных обязательств президента и правительства, стремлением решить в условиях ограниченного внутреннего рынка труда и низкой хозяйственной активности проблему занятости.
Безработица в республике достигла критических размеров, но носит латентный характер. Эта острая проблема довольно успешно в последние годы решалась за счет экспорта избыточной рабочей силы в союзную Россию и другие соседние страны. Однако не следует забывать, что с массой гастарбайтеров из Белоруссии вымывались все эти годы лучшие интеллектуальные силы, высококлассные специалисты, многие из которых в республику так и не вернутся. Огромное количество лишних рабочих рук, с другой стороны, позволяло правительству осуществлять программы, в основе которых лежали развитие трудоемких отраслей и экстенсивный экономический рост.
Белоруссия с ее автаркической моделью экономики пока остается самой бедной страной Центральной и Восточной Европы. Несмотря на слаборазвитость, отсталость ее хозяйственного комплекса, в республике не ведется работа по созданию концепции социально-экономического развития, в основе которой лежала бы активизация взаимодействия (или интеграция) с наиболее успешными и богатыми странами мира. Между тем, это единственный путь, который обеспечил бы Белоруссии мощный импульс для ускоренного развития страны. Что касается национальной, централизованной хозяйственной модели, то она способна функционировать с различной степенью эффективности в условиях индустриальной экономики, но совершенно не пригодна для перехода в постиндустриальный период экономического развития. Приходится констатировать, что внутренних предпосылок для радикальных реформ и масштабной модернизации экономики в республике в настоящий момент нет. Толчком для запуска этих процессов должна стать некая внешняя сила.
Преодолению замкнутости белорусской модели хозяйства могла бы послужить финансово-экономическая интеграция с Россией. Однако по всем основным направлениям российско-белорусская интеграция в настоящее время свернута. Все ранее намеченные сроки для введения российского рубля в качестве общей валюты Союзного государства были сорваны белорусской стороной. России и Белоруссии, скорее всего, не удастся образовать единое валютное пространство и в 2006 г. Об этом, в частности, говорит и тот факт, что с октября с.г. прекратила свою работу двухсторонняя группа по подготовке к введению российского рубля на территории Белоруссии. Во взаимной торговле России и Белоруссии по-прежнему преимущество отдается доллару США, что тоже выглядит анахронизмом на фоне укрепления евро. Совет республики Национального собрания одобрил законопроект «О мерах по защите экономических интересов Белоруссии при осуществлении внешней торговли товарами». Если этот закон будет введен в действие, то и торговые отношения России с Белоруссией осложнятся. Пока же разрыв между двумя экономиками продолжает увеличиваться. Огромное отставание Белоруссии от России начинает выступать основным препятствием для нормального протекания процессов финансово-экономического сближения и производственной кооперации субъектов хозяйствования двух стран.
Следует подчеркнуть, что Минск усматривает в потенциальном экономическом и валютном сближении с Россией опасность для своего суверенитета и независимости, угрозу существованию национальной хозяйственной модели, а также тенденцию к «захвату» россиянами собственности предприятий и даже подрыву политических устоев режима. Такой подход затрудняет переход к стратегическому партнерству двух стран-союзниц. В правящем классе Белоруссии устоялась точка зрения на российские экономические интересы по отношению к республике как исключительно противоборствующие (если не враждебные) национальным интересам и потребностям. Критического переосмысления этих стереотипов, которое могло бы помочь развитию интеграции, на высшем уровне власти республики не отмечено. Ключевым актором белорусской политики сегодня является экономический эгоизм (по западной терминологии – экономический национализм), сопряженный со стремлением добиться во взаимоотношениях с Россией односторонних преимуществ, льгот и преференций. Это прямой, самый короткий путь, но не к экономическому союзу с Россией, а к самоизоляции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |