Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларусь и ВТО: шаг вперед – два шага назад

БДГ, 9 ноября 2004 г.

Андрей Суздальцев

В случае вступления России в ВТО отдельно от Беларуси, белорусскую экономику ожидает быстрый коллапс. В настоящее время более 146 стран согласовывают свои торгово-экономические взаимоотношения в рамках Всемирной торговой организации. Вне ВТО остались только несколько небольших слаборазвитых стран Африки и Азии. Но до сих пор в ВТО не вошли большинство стран СНГ, включая Россию. Переговоры об их присоединении к крупнейшей универсальной торгово - экономической организации планеты идут почти десять лет и только в последние месяцы появился «свет в туннеле».

Вступление в ВТО – вопрос критической важности для стратегии экономического развития ведущих стран СНГ – России, Украины, Казахстана и Беларуси. Все эти страны практически одновременно приступили к процедуре оформления своего участия во Всемирной торговой организации, но с годами у участников «гонки» появились свои лидеры и отстающие. Так, в частности, если первоначально именно Беларусь лидировала в процессе присоединения, то со временем, по ряду политических и, как следствие, возникших экономических причин, Беларусь оказалась оттеснена на последнее место среди стран – претендентов на просторах СНГ.

Любопытно, что с самого начала «присоединительного процесса» со стороны руководства Беларуси, России и Казахстана не раз раздавались призывы к синхронизации усилий крупнейших стран СНГ по вступлению в ВТО. Однако, когда в лидерах числилась Беларусь, на международных встречах в рамках СНГ белорусские делегации стали уклоняться от обсуждения вопроса о синхронизации. Прежде всего, Беларусь отгородилась от РФ – партнера по союзному государству. В частности, от формулировки "в тарифных переговорах с ВТО Беларусь и Россия выступают с согласованных позиций" было решено перейти к формулировке "Беларусь ведет переговоры самостоятельно, в отдельном от России формате, но при согласовании всех подходов по тем вопросам, которые у нас регулируются интеграционными договоренностями". Для такого внешнеторгового «сепаратизма», в принципе, имелись, как казалось, объективные причины. Круг стран – переговорщиков у России и Беларуси отличается в разы (более 60 и около 15), структура экспорта не совпадает, таможенная политика практически не поддается унификации – несмотря на то, что с середины 90-х годов между странами существует единая таможенная зона, несогласованными остаются сотни позиций по расчетам таможенных пошлин.

Кроме того, в процесс присоединения Беларуси к ВТО вторглась политика. Белорусское руководство, ориентируюсь на свои, еще советские стереотипы о высшем менеджменте соседней державы и имея явно извращенное мнение о российской экономике, пришло к мнению, что в ближайшие пять лет Российская Федерация не сможет вступить в ВТО. В этом случае, если Беларусь вступит в ВТО раньше своей восточной соседки, то у нее появится возможность по использованию своего привилегированного положения члена ВТО для получения от Москвы столь ей необходимых преференций. Прежде всего, это касается энергетики.

Стоит отметить, что вопрос о вступлении России в ВТО носит для Беларуси судьбоносный характер. Страна получает из России более 90% энергоносителей, товарооборот с Россией превышает 60 % всего товарооборота Беларуси. Дефицит в торговле с Москвой в пользу российской стороны достигает около 1 млрд. USD в год и при всех усилиях Минска упорно не снижается.

Но к тому времени, когда Минск уже подсчитывал будущие возможные выгоды от своего вступления в ВТО, другие страны СНГ, почувствовав, что соседи явно склоняются к тому, чтобы получить привилегии от вступления в ВТО в одиночку, постепенно также перешли на индивидуальные планы работы как со странами, уже вступившими в ВТО, так и с руководством международной организации.

Последняя по срокам встреча представителей ВТО и белорусского правительства состоялась 30 сентября 2004 года в Женеве. Это оказалось шестое совместное заседание рабочей группы. К сожалению, Беларусь только сейчас подошла к формированию проекта итогового доклада рабочей группы. Главное назначение проекта – перечень обязательств Беларуси по «системным вопросам».

В принципе, получение проекта итогового документа позволит белорусскому правительству надеяться на вступление в ВТО в 2006 году. Вторым, важнейшим аспектом составления данного документа является появление возможности снова синхронизировать переговоры Беларуси и России по вступлению в ВТО. Однако, данная возможность уже практически утеряна по причине того, что Москва сейчас лидирует в переговорном процессе с ВТО и планирует стать полноправным членом Всемирной торговой организации в 2005 году. Беларусь вынуждена догонять далеко ушедших в переговорах с ВТО соседей. Сейчас она снова заинтересована в синхронизации с Россией.

Белорусская экономика является открытой. Более 60% ее ВВП идет на экспорт. Но внешнеторговый баланс страны страдает от однобокости своего экспорта. Если, к примеру, экспорт в Россию минских телевизоров «Горизонт» исчисляется сотнями тысяч аппаратов, то экспорт этих же телевизоров в Западную Европу ограничен пятью – шестью сотнями, часть из которых поставляется на имиджевой основе. Экспортеры белорусского текстиля и калийных удобрений периодически попадают под дискриминационные санкции, их обвиняют в демпинге. Ежегодные потери от дискриминационных мер по ограничению белорусского экспорта оцениваются примерно в 80 млн. евро. В связи с этим белорусское правительство надеется, что после вступления в ВТО продукция белорусских производителей получит доступ на рынки Западной Европы и США, повысится конкурентоспособность белорусских товаров, ускорится переоснащение белорусских производств современной техникой и технологиями, страна получит доступ к иностранным инвестициям.

Минск, ориентируясь на преимущества, которые получает страна – член ВТО, надеется ускорить процесс включения Беларуси в новые формы мировых экономических связей, рассчитывая, что ей удастся участвовать в их развитии с учетом собственных национальных интересов на основе углубления и использования преимуществ международной специализации и кооперации производства.

Однако белорусские власти, возлагая на ВТО столь большие надежды, как ни странно, настойчиво игнорируют ряд важнейших аспектов экономического строя своей страны, которые не только уже сейчас явно негативно действуют на скорость вступления страны в ВТО, но в недалеком будущем могут вообще закрыть ей дорогу во всемирное торговое содружество.

Во-первых, составной частью подгонки экономики страны под стандарты ВТО является открытость ее для структурных изменений, носящих рыночный характер. С учетом того, что почти 60% экономики Беларуси не приватизировано, то говорить о какой-то структурной перестройке белорусской экономики вообще не приходится.

Во-вторых, никто пока в мире не признал белорусскую экономику рыночной.

В-третьих, официальный Минск, на словах декларируя свою приверженность стандартам ВТО, пока, однако, крайне медленно приводит свою законодательную базу к формату, принятому ВТО. Кроме того, «ахиллесовой пятой» белорусской реальности является традиция неисполнения уже принятого законодательства, произвол местных властей, отсутствие независимого и компетентного суда. Формально, белорусская законодательная власть работает в направлении по адаптации национального законодательства по стандартам ВТО. В частности, в настоящее время на столах депутатов не первый месяц лежат проекты нормативных документов, переданных из правительства страны, направленные на последовательное свертывание практики предоставления индивидуальных льгот субъектам хозяйствования; разработку и рассмотрение парламентом проекта закона, регулирующего вопросы субсидирования и иных форм поддержки производства; поэтапную отмену мер нетарифного регулирования в соответствии с требованиями ВТО. Однако, реальная политическая ситуация в стране явно тормозит процесс формирования законодательства, требуемого для вступления в ВТО.

В-четвертых, в случае присоединения Беларуси к ВТО, она будет обязана привести внутренние тарифы в соответствие с тарифами, действующими в международной организации, должна будет открыть свой внутренний рынок для продукции зарубежных производителей. К сожалению, такие кардинальные меры не предусмотрены социально-экономическом курсом, проводимым сегодняшним белорусским правительством. В этой связи, некоторые эксперты ставят под сомнение возможность вступления Беларуси в ВТО при наличии у власти в стране режима А. Лукашенко.

Ощущая, что процесс вступления Беларуси в ВТО затягивается, государственные СМИ Беларуси начинают втягиваться в пропагандистскую кампанию против этой международной организации, обвиняя ее в том, что она защищает интересы исключительно высокоразвитых западных государств, нацелена на уничтожение белорусских предприятий и сельского хозяйства. Особенно эмоционально воспринимается требование ограничить субсидирование из государственного бюджета нерентабельных колхозов.

Стоит отметить, что российское правительство, касаясь процесса вступления в ВТО, имеет все основания для оптимизма. С подписанием протокола между министерствами торговли КНР и РФ, Москва выходит на финишную прямую перед окончательным оформлением своего членства в ВТО. Постепенно удалось приблизить к позитивному решению острые проблемы, которые оказывали сдерживающее влияние на темп переговорного процесса – внутренние цены на энергоносители, дотации на российское сельское хозяйство, таможенные пошлины на импорт легковых автомобилей и т.д.

Кроме того, Россия всеми силами ускоряет структурные изменения - меняет налоговую систему, инвестиционный климат, недавно принят закон о продаже земли, что резко улучшает условия для капиталовложений в стране.

Российское руководство понимает, что вхождение России в ВТО, безусловно, скажется на торговых отношениях со странами СНГ и, в частности, с Беларусью, которая к тому же является составной частью виртуального союзного государства. Изначально Москва рассчитывала, что вхождение России и Беларуси в ВТО будет не только синхронизировано, но и одновременным. Это, по мнению российского руководства, способствовало бы более четкому выполнению договорных обязательств Минском, убрало бы из торгово-экономических связей между двумя странами политически мотивированной конъюнктурной составляющей, открыло бы белорусский рынок для деятельности на нем российского бизнеса без угрозы внеэкономических санкций и давлений. Одновременное вступление в ВТО оказало бы на торговые связи между Беларусью и Россией гармонизирующее воздействие, привело бы их к формату стабильных правовых отношений по стандарту ВТО.

Но необходимо учесть, что в случае, если оба партнера по союзному государству окажутся одновременно членами ВТО, влияние стандартов этой организации на суть взаимоотношений между двумя странами может оказаться негативным. Как для Минска, так и для Москвы.

С одной стороны, под угрозой оказываются многочисленные преференции, которыми активно пользуется в торговле с Россией белорусская сторона. Прежде всего, это относится к ценам на энергоносители, прежде всего тарифам на природный газ (стоит отметить, что и цены на сырую нефть так же не дотягивают до мировых). Для примера, Беларусь в 2003 году получала российский природный газ по цене 48,62 USD за тысячу кубических метров. А страны ЕС платят за тот же газ по 100-140 USD.

Беларусь активно пользуется практически открытым для нее доступом на российский внутренний рынок, не забывая при этом обложить непомерными нетарифными ограничениями допуск на белорусский рынок конкурентных российских товаров. Перечень можно продолжить.

В принципе, преференции в торговле по условиям ВТО не возбраняются ( ст. XXIV ГАТТВТО) для членов ВТО и участников таможенного союза. Однако эта статья действует лишь в том случае, если и Россия и Беларусь окажутся в ВТО вместе. В противном случае, ни о каких преференциях друг другу или таможенном союзе не может быть и речи.

Со стороны России также присутствует определенная потребность в сохранении некоторых преференций торговым партнерам СНГ в целом, и Беларуси в частности. Рынок СНГ, поглощая львиную часть российской продукции, которая еще не дотягивает по стандартам качества до западной, представляет для российской промышленности серьезный интерес. Заинтересована Россия и в импорте востребованной на российском рынке давно знакомой продукции белорусских, украинских и казахстанских заводов.

Однако, необходимо учесть, что с ростом модернизации российских предприятий, закрытием старых и монтажом новых высокопроизводительных производств, российские промышленники все более настойчиво будут стремиться на европейский и американский рынки, одновременно закрывая на собственном рынке «ниши», которыми традиционно пользовались экспортеры из СНГ. Вступление Беларуси и России в ВТО могут подстегнуть данные процессы. По мнению экспертов, экспорт российских товаров в ту же Беларусь сократится на одну треть, а белорусский экспорт в Россию сократится наполовину.

Тем не менее, с этим еще как-то можно было бы смириться, если не понимание, что в случае вступления России в ВТО отдельно от Беларуси, белорусскую экономику ожидает быстрый коллапс. Россия, став членом ВТО, обязана будет следовать стандартам этой организации. Поскольку Беларусь не является членом ВТО, то белорусские товары не будут соответствовать стандартам, которые должна будет соблюдать Россия. Российский рынок окажется закрытым для большинства продукции белорусских предприятий. Первыми жертвами окажутся предприятия автомобильного машиностроения, тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения. Кризис белорусского агропромышленного комплекса, который больше десятилетия заботливо оберегали от реальных рыночных реформ, вступит в завершающую стадию.

В ввиду того, что большая часть белорусской экономики напрямую принадлежит государству, а меньшая, частная, часть экономики государством контролируется, то основная тяжесть платежей за энергоресурсы по мировым ценам будет возложена на государственный бюджет. Вынести такую ношу экономика страны способна. Но для этого потребуется сохранить доступ белорусской продукции на российский внутренний рынок (единая таможенная зона) и резко сократить социальные программы. Последнее может принести дестабилизацию политического режима. Однако нельзя забывать, что в случае вступления России в ВТО, существование единой таможенной зоны также будет невозможно. При данном сценарии будет практически похоронено до 70% белорусской экономики. Такова цена десятилетия упущенных возможностей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ