Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Время новостей, 5 ноября 2004 г.
Наталья Приходко
Приднестровский МИД предложил вчера Молдавии создать «межгосударственную ассоциацию», признав, что такого образования еще не было в истории. Подробности Тирасполь объявит позже, вероятно после проведения в начале 2005 года референдума по независимости. Пока же обстановка в регионе остается напряженной. В интервью глава миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Республике Молдавия Уильям ХИЛЛ рассказывает, как вывести из тупика переговоры по Приднестровью.
- Посредники призвали стороны возобновить переговоры в традиционном пятистороннем формате - Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ. Но Кишинев отказывается от диалога с Тирасполем. Что делать?
- По предложению председателя ОБСЕ Соломона Паси в первой половине ноября пройдут консультации представителей сторон и посредников в болгарском городе Варна. Действующий пятисторонний формат сложился объективно, хотя и стихийно. Главное, чтобы он обеспечивал продвижение переговоров. Этому помогло бы подключение к переговорам в той или иной форме всех игроков региона.
- Не должен ли Евросоюз ввести в отношении отказавшегося от переговоров Кишинева те же санкции, что действуют против руководителей Приднестровья?
- Евросоюз принимает свои решения сам. Каждая из сторон оправдывает свои действия контрмерами, предпринятыми на другом берегу Днестра. В результате возникают все новые проблемы - закрываются школы, делится железная дорога и т.д. Резко увеличилось число разделяющих страну шлагбаумов и контрольных постов. Этот порочный круг нужно разорвать. Необходимо возобновить рабочие контакты для разрешения накопившихся вопросов, важно обсудить дальнейший ход переговоров по приднестровскому урегулированию, которое по-прежнему в тупике. Посмотрим, что дадут ноябрьские консультации.
- Евросоюз обещал содействовать укреплению приднестровского участка молдавско-украинской границы. Тем самым ЕС поддержал усилия Кишинева по блокированию приднестровских грузопотоков и на украинском направлении. ОБСЕ не будет протестовать против таких односторонних дискриминационных действий?
- Я не согласен с тем, что речь идет исключительно о стремлении заблокировать приднестровские грузопотоки. В вопросе обеспечения эффективного контроля границ в этом регионе интересы стран - членов ЕС и ОБСЕ совпадают. Никто из нас не заинтересован, к примеру, в продолжении торговли «живым товаром» из Молдавии и Украины или наркоторговли, которая идет из Средней Азии через Россию, или незаконной продажи оружия из-за неподконтрольности здешних границ. Хорошо, если конфликт в Приднестровье удастся урегулировать, и местные предприятия подключатся к мировой экономической системе, подчиняясь общепринятым нормам, в том числе в сфере производства и торговли оружием. И совсем иное, когда мы почти не имеем информации о ситуации в Приднестровье и не можем на нее повлиять.
- Тирасполь еще в прошлом году предложил послать контрольную миссию ОБСЕ в Приднестровье.
- О, это прекрасная инициатива! Но как говорят англичане, дьявол таится в деталях. Ничто не мешает приднестровцам подготовиться к приезду инспекции, продемонстрировав ей потемкинские деревни. Известно, что в советское время некоторые здешние предприятия производили оружие. Они с успехом могут это делать и сегодня. Как это проконтролировать? В рамках ОБСЕ в Вене сейчас разрабатывается концепция эффективного контроля границ всех стран-участниц. Но добиться объединения усилий непросто, ведь в разных государствах - разные контрольные системы.
- Вы говорили, что нынешняя миротворческая операция с участием российского, молдавского и приднестровского контингентов вполне эффективна, но может быть организована еще лучше при активном подключении к ней международных структур. Однако Запад так и не преодолел проблему Ирака, Афганистана, Косово. Сможет ли он усовершенствовать здешний миротворческий механизм?
- Нельзя сравнивать яблоко и клюкву. Названные вами проблемы несопоставимы по сложности с приднестровской. К тому же у нас есть и опыт удачного миротворчества, например в Боснии и Герцеговине. Преобразование здешнего миротворческого механизма нужно не для того, чтобы, например, вытеснить из него Россию. Российская сторона и дальше будет в нем участвовать. Использование многонационального контингента позволило бы повысить доверие к миротворческой операции у разных слоев местного населения. Это продвинуло бы переговоры и помогло бы выработке решения. С этой точки зрения нынешний миротворческий механизм в Приднестровье уже выработал свой ресурс.
- Если Верховный совет Приднестровья назначит референдум по независимости, ОБСЕ пришлет на него своих наблюдателей?
- Надеюсь, Тирасполь все же не примет такого решения. Большинство стран - членов ОБСЕ хорошо его не воспримут. Я бы поддержал идею провести общенациональный референдум по новой молдавской конституции, разработанной в ходе совместных переговоров. К их возобновлению я и призываю стороны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |