Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Куда идет Молдова?

Независимая Молдова, 2 ноября 2004 г.

Вадим Мишин, вице-спикер парламента РМ

Об эффективности работы парламента

Я не приемлю, когда за критерии берут количество принятых документов. Да, цифры могут о чем-то сказать, но они никак не отражают суть. Что мы можем записать себе в актив?

Если бы парламент этого созыва не принял больше ничего за исключением пяти документов, я бы смело сказал: этот парламент недаром проработал четыре года. Эти документы - Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Кодекс законов о труде. Эти кодексы на сегодня определили правовое поле РМ. Они определили правила игры во всех сферах жизни.

Стало традицией в обязательном порядке говорить, мол, в ряде причин, которые мешают чего-то делать, обязательно есть "и несовершенство законодательной базы". Это стало уже дежурной фразой. Между тем, в чем заключается несовершенство, никто конкретно объяснить не может. На сегодня наша законодательная база уже во многом соответствует европейским стандартам. По крайней мере, те базовые документы, которые приняты за последние два-три года, согласованы с европейскими правовыми институтами.

О Конституции

Парламентом этого созыва внесены некоторые изменения в Конституцию. Первый блок изменений - проблемы, связанные с гражданством; второй блок - вопросы, касающиеся совершенствования судебной системы РМ; третий, на мой взгляд, самый важный, - это изменения, которые касаются статуса нашего административно-территориального формирования - Гагаузии.

Я сторонник того, что Конституция - это такой документ, который должен соответствовать сегодняшним реалиям общественного развития данного государства. Когда Конституция начинает опережать это общественное развитие, она становится разрушителем. Когда Конституция начинает отставать от общественного развития, она становится таким стопором, что начинает мешать двигаться вперед, что в итоге тоже может привести к разрушению.

Об административно-территориальной реформе

Мы решили вопрос, который был выдвинут "снизу", родился в ходе наших встреч с людьми. Это административно-территориальная реформа. Сегодня я с абсолютной уверенностью говорю: да, здесь мы попали в "десятку". Такое деление принято подавляющим большинством населения нашей республики. Сегодня практически не встретишь ни в селе, ни в райцентре жителя, который бы сказал, мол, раньше было лучше.

Административно-территориальное устройство любого государства должно соответствовать степени развития общества на данном этапе. Форма районов сегодня не устарела. Перерастем мы ее, вырастет следующее поколение, станут районы малы, возникнет идея о большей степени концентрации, мы, наверное, придем к укрупнению, к тем же жудецам, например.

О внешнеполитическом курсе страны

Молдова занимает выгодное географическое положение, но в связи с этим очень часто журналисты ставят вопрос так: куда мы идем? За Россией или на Запад? Это очень неправильное противопоставление. Часто забывают, что пару лет назад российский президент Владимир Путин в одной из своих речей четко обозначил движение страны в Евросоюз. Если огромная, мощная страна Россия идет на Запад и наша небольшая по своим размерам Молдова тоже стремится в ЕС, значит, мы идем вместе.

Парламент полностью поддержал курс европейской интеграции. Мы ратифицировали массу документов, которые связаны с этим курсом. Мы не просто декларируем этот курс, а стараемся на деле путем подготовки соответствующих документов действительно продемонстрировать миру наше стремление. Конечно, какие-то вопросы будут еще нарабатываться.

Если в 2007 году Румыния вступит в ЕС, то мы получим реальную возможность договариваться с Евросоюзом о предоставлении молдавским гражданам возможности свободного передвижения по странам Шенгенской зоны, а также на обеспечение свободы перемещения товаров и капитала. А близкое подписание Индивидуального плана действий РМ-ЕС станет уже не шажком, а реальным шагом в европейскую интеграцию.

Об урегулировании приднестровского конфликта

Специальная комиссия по приднестровскому урегулированию подготовила доклад о ситуации в регионе. Он описывает события с момента окончания военного конфликта в 1992 году. Мы постарались высказать свое отношение и дать оценки. Пока доклад в стадии рабочего материала, поскольку еще не прошел официальное чтение. Но, думаю, в ближайшее время он будет рассмотрен на бюро парламента. К этому докладу подготовлено и заявление парламента РМ (название пока условное). Мы стараемся сделать его и политически выверенным, и достаточно сдержанным, спокойным. Но хотим, чтобы оно соответствовало именно сегодняшним реалиям.

Я абсолютно не согласен с заявлением, которое сделал недавно спецпредставитель РФ г-н Савольский. Я был, есть и остаюсь сторонником того, что вывод оружия из Приднестровья никоим образом не надо связывать с переговорным процессом и урегулированием отношений между двумя берегами Днестра. Переговорный процесс должен продолжаться вне зависимости от вывоза вооружений. Но не надо путать вывоз остатков бывшей 14-ой армии с миротворческой операцией.

О переговорном процессе

Я считаю, что переговоры нужно вести обязательно. Без договоренности с Приднестровьем нет решения проблемы. Переговорному процессу альтернативы не существует. Другой вопрос, в каком формате?

Президент Воронин четко высказал позицию, что пятисторонний формат себя изжил. Да, длительные переговоры в этом формате не принесли результатов. Отсюда вывод: один из вариантов улучшения ситуации - это изменение формата. Я считаю, что вряд ли следует его уменьшать. Может быть, в существующий формат следует добавить Совет Европы или ввести СЕ вместо ОБСЕ. Но это только варианты, которые нужно проанализировать.

Сегодня стадия, когда мы должны все-таки окончательно определиться с форматом переговорного процесса и найти способ, как его возобновить. Но здесь нужна добрая политическая воля обеих сторон.

О приватизации в Приднестровье

Принятый недавно закон о приватизации в Приднестровье имеет юридическую составляющую и немалую политическую составляющую, которая заключается в том, что самим фактом его принятия мы дали понять: Молдова, вопреки воплям приднестровских пропагандистов, ничего захватывать не собирается и ни на какую собственность не претендует. Посмотрите, что творится сейчас в регионе. Там лихорадочно распродаются предприятия, о которых еще четыре года назад говорили, мол, никогда их не продадут, это наша гордость, наше национальное достояние. Так мы сказали: хотите приватизировать? Мы не будем возражать. Отдайте предприятия трудовым коллективам. Мы ничего не хотим захватить, это продемонстрировано самим фактом появления закона.

Закон обратной силы не имеет. Поэтому те же российские инвесторы, которые вложили деньги в приднестровские предприятия ранее, под прямые механизмы этого закона не попадут. Но если кто-то сегодня, после издания этого закона, хочет приватизировать предприятие в Приднестровье, он должен хорошо подумать.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ