Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.11.2004. Республика (Казахстан)
Иван Войцеховский
Что хотел сказать президент Назарбаев, предлагая “олигархам” отдать “непрофильные” активы малому бизнесу?
“Мы должны провести большую работу по передаче непрофильных функций мега-холдингов малому и среднему бизнесу через народные и другие, в том числе общественные, рычаги воздействия”, - заявил глава государства на совместном заседании палат парламента третьего созыва в среду в Астане.
“Около 10 мега-холдингов контролируют практически 80% всего ВВП”, - подчеркнул президент, добавив, что эти холдинги, “именуемые в народе олигархами”, помимо основной деятельности через дочерние предприятия занимаются еще многими другими делами. Это, по мнению Нурсултана Назарбаева, приводит “к неэффективности, отсутствию транспарентности их деятельности и является тормозом в развитии малого и среднего бизнеса”. Одновременно глава государства обрушился на отечественные банки, активы которых, по его мнению, “не работают в достаточной мере на долгосрочные цели”.
Кому предназначались жесткие заявления главы государства и последуют ли за ними конкретные действия? На этот вопрос мы попросили ответить казахстанских политологов.
Канат БЕРЕНТАЕВ, зам. директора “Центра анализа общественных проблем”:
- Тут возникает вопрос - что понимать под непрофильными активами? От всего, что мешает бизнесу, крупные компании уже и так избавились. То, что осталось, в том числе и в социальной сфере, компании поддерживают сознательно - иначе они лишатся квалифицированной рабсилы. Кому это все можно передать? Акиматам, которые у нас, особенно на нижнем уровне, совершенно без средств?
Кроме того, у компаний есть ряд производств, которые вроде бы не являются профильными, но позволяют предприятиям получать ресурсы по низкой себестоимости: например, котельные. Представьте, что та же “Темир Жолы” разделяется на ряд хозяйствующих субъектов, каждый из которых начинает заботиться не о технологическом цикле в целом, а о своей прибыли. Это приведет к тому, что с течением времени конечный продукт - цена проезда - сильно подорожает. Кто в этом заинтересован? То же самое с частными компаниями.
Но я все-таки думаю, что это заявление президента касается, в первую очередь, госкомпаний. Проблема в том, что сегодня для государства госкомпании практически ничем не отличаются от частных. Дивиденды от их деятельности составляют 2-3% в год, то есть фактически все деньги крутятся внутри компаний, менеджеры ими распоряжаются, как хотят, а государство от этого ничего не получает. Надо перенимать опыт других стран, где вся прибыль госпредприятий перечисляется в бюджет, а уже затем, из бюджета, предприятиям выделяются фонды на развитие. Иначе менеджеры по-прежнему будут занижать прибыль и покупать на нее “Мерседесы”.
Сабит ЖУСУПОВ, директор КИСПИ:
- Возможно, это заявление сделано в свете предстоящих в 2006 году президентских выборов. Возможно также, что это заявление имеет конкретного адресата. Таким адресатом вполне может быть “Казкоммерцбанк”: все-таки у этого банка есть еще энное количество структур и филиалов. С другой стороны, заявление можно рассматривать как попытку превратить вообще все крупные частные корпорации, в том числе сырьевые, в нечто более контролируемое. Но понятно, что такие вещи - укрупнение, разукрупнение, передача каких-то функций - делаются эволюционным путем, а не директивами. На мой взгляд, в этом заявлении присутствуют обе составляющие, хотя второй аспект не представляется чем-то особенно вразумительным. Крен тут сделан все-таки на политику.
Досым САТПАЕВ, директор “Группы оценки рисков”:
- Я скептически отношусь к этому предложению президента, хотя бы потому, что крупнейшие бизнес-структуры до сих пор имеют очень тесные контакты в виде “патрон-клиент” с представителями политической элиты, в том числе из окружения самого Назарбаева, а также группы, условно называемой “Семьей”. Сложно представить, что группа Машкевича, которая контролирует весь алюминий Казахстана, вдруг захочет передать какие-то свои активы кому-то просто так. Здесь у президента больше намерений, чем конкретных возможностей.
Я так же не думаю, что это заявление именно в адрес “оппозиционного” “Казкоммерцбанка”. Если президент потребует “поделиться” от одного ККБ, то встанет закономерный вопрос - “а что же другие группы?”. Такой односторонний “наезд” будет палкой о двух концах, которая ударит по имиджу самого Назарбаева. Отбирают активы без лишнего шума, в тиши кабинетов, как это было, например, с Аблязовым. А это заявление - политическая риторика, которая не имеет конкретного адреса.
Возможно, это сигнал о начале подготовки к досрочным президентским выборам. Обратите внимание, что новый парламент начал работу гораздо раньше намеченного срока, и уже внесены поправки в конституционные законы. Все это позволяет предположить, что в Конституцию, скорее всего, будут внесены изменения, и эти изменения будут касаться досрочных президентских выборов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |