Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.11.2004. Немецкая волна
А.Вайскопф, В.Волков, З.Козыбаева
Выборы в республиканский парламент, прошедшие в конце сентября, продолжают определять политический климат в республике – не только оппозиция утверждает о грубейших нарушениях в ходе электорального процесса – об этом же заговорили и в рядах так называемой «партии власти». В частности, уже бывший спикер нижней палаты парламента Жармахан Туякбай. Эксперты заговорили о возможном кризисе, возникшем в окружении Нурсултана Назарбаева. На этом решения руководства страны, которые в иных условиях воспринимались бы, возможно, более спокойно, рассматриваются именно с точки зрения наличия кризисной ситуации. В частности – неожиданное решение президента Казахстана созвать уже в начале ноября новый Парламент.
1 ноября во второй половине дня президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о созыве 3 ноября первой сессии новоизбранного Парламента, что стало полной неожиданностью для действующего депутатского корпуса. Так по мнению теперь уже экс-спикера Мажилиса Жармахана Туякбая, никто не думал, что Парламент второго созыва столь внезапно закончит свою работу, поскольку, согласно выданным мандатам, полномочия депутатов были действительны до 1 декабря 2004 года. Из Алма-Аты сообщает Анатолий Вайскопф:
«В понедельник мы в первом чтении рассматривали один из главных финансовых документов страны - бюджет, отметил Жармахан Туякбай, - до второго чтения осталось три дня, и тут как будто произошла революция! Ведь новую парламентскую сессию можно было созвать и в понедельник, чтобы ее состав рассматривал бюджет и в первом чтении».
Надо отметить, что у Нурсултана Назарбаева был формальный повод для досрочного роспуска Парламента второго созыва. Согласно второму пункту 59 статьи Конституции Казахстана, новый состав депутатов должен начать свою работу не позднее 30 дней со дня опубликования итогов всенародного голосования. Известно, что предварительные итоги парламентских выборов Центризбирком опубликовал как раз 3 октября. Тем не менее, многие депутаты Мажилиса второго созыва считают, что Нурсултан Назарбаев мог дать им доработать до окончания действия полномочий. Вот что сказал по этому поводу в интервью «Немецкой Волне» мажилисмен Владислав Косарев:
- Надо бы понять, что депутаты, которые уходят из Парламента, имели массу запросов, массу проектов законов. И они, естественно, стремились бы до ухода свои вопросы реализовать. Это бы создавало довольно высокое напряжение во взаимоотношениях с правительством. Президент поступил так, как ему удобно.
Между тем, по словам советника президента Назарбаева по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева, сказанным в интервью «Немецкой Волне», одной из главных причин досрочного роспуска Парламента второго созыва стало прозвучавшее 14 октября заявление спикера Мажилиса и заместителя председателя президентской партии «Отан» Жармахана Туякбая, который подверг резкой критике итоги прошедших выборов:
- Вот представьте, не было бы этого заявления громкого, которое последовало со стороны Туякбая, разве была бы нынешняя ситуация, когда на месяц раньше приступает новый депутатский корпус? Конечно нет! Это разумеется! Это - ответ на поверхности!
Заявление Жармахана Туякбая послужило лишь толчком к досрочному роспуску Парламента, а истиной причиной действий Нурсултана Назарбаева является боязнь за своё кресло, считает депутат Мажилиса Серикболсын Абдильдин. Как заметил оппозиционный мажилисмен, президент Казахстана всякий раз, когда что-либо угрожает его единоличному правлению, распускает неугодные ему структуры. Так было с роспуском Верховного Совета 12 созыва в 1993 году, так было в 1995 году с Верховным Советом 13 созыва, так было с многочисленными правительствами Казахстана:
- В нашей стране формально есть Конституция, законы, но они не работают. Всё что связано с внутренней политикой государства, это зависит от одного человека.
Нурсултану Назарбаеву, еще до начала судебных слушаний в США по делу «Казахгейт», срочно необходимо укрепить свою власть, уверен бывший глава агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов, еще недавно принадлежавший к окружению Нурсултана Назарбаева. В нынешней ситуации, когда наблюдается серьёзный раскол внутри политической элиты Казахстана, когда от Нурсултана Назарбаева отвернулись практически все его ближайшие сподвижники, президенту Казахстана как никогда нужен свой человек в качестве спикера Парламента, считает Заманбек Нуркадилов. Сейчас в астанинских коридорах власти называют три фамилии: бывшего акима Атырауской области Равиля Чердабаева, бывшего заведующего отделом администрации президента Орала Мухаметжанова и старшей дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой. С помощью «своего» спикера парламента глава государства сможет обезопасить себя в будущем, проведя через Парламент необходимые законы, и, если надо изменить Конституцию страны, считает опальный политик:
- Сценарий может развиваться следующим образом. Если будет Дарига Назарбаева, то будем ждать её в скором времени президентом. Это случится в течение двух месяцев. Если будет Равиль Чердабаев, то ждем изменения Конституции, по которой только Парламент будет избирать президента. И на 7-ом году правления это случится в 2005 году. Двухпалатный парламент он разгонит. Он создаст однопалатный Парламент, притом этот однопалатный Парламент будет избирать не народ, а маслихаты. Прямое волеизъявление народа по избранию Парламента и президента будет исключено.
По мнению Заманбека Нуркадилова, и Равиль Чердабаев, и Дарига Назарбаева, и Орал Мухаметжанов в полной мере устраивают Нурсултана Назарбаева. Но все же именно Дарига Назарбаева представляется оптимальным вариантом для укрепления личной власти главы государства. Впрочем, Нуркадилов допустил и возможность неожиданностей. Бывший глава агентства по чрезвычайным ситуациям подчеркнул, что в любом случае уже в обед 3 ноября мы узнаем, кто же станет спикером Мажилиса третьего созыва, хотя возможно, это будет человек, о котором мы даже и не догадываемся, ведь Нурсултан Назарбаев всегда слыл непредсказумым человеком.
Кстати, по данным Заманбека Нуркадилова, в связи с роспуском Парламента второго созыва, президент Казахстана отдал распоряжение привести в состояние полной боевой готовности внутренние войска, подразделения полиции и комитета национальной безопасности, что и было сделано 1 ноября в 17 часов по астанинскому времени.
И последнее. В тот момент, когда готовился этот материал, информационные агентства Казахстана сообщили, что один из сопредседателей умеренно-оппозиционной партии «Ак жол» Алихан Байменов отказался от своего депутатского мандата в Парламенте третьего созыва. Свой отказ от места в Мажилисе Алихан Байменов мотивировал тем, что не имеет морального права работать в новом составе Парламента, который избран в условиях откровенного попрания результатов народного волеизъявления со стороны властей Казахстана и лично президента страны.
В программе «Фокус» ситуацию в Казахстане анализирует глава германского общества содействия демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш.
- Господин Лаубш, каковы, по вашему мнению, причины столь срочного созыва нового состава парламента?
МЛ: Причины, по которым Назарбаев досрочно прекращает полномочия т.н. «старого» парламента, являются, по моему мнению, довольно однозначными. Речь здесь идёт о намерении бывшего спикера парламента Жармахана Туякбая совместно с двумя оппозиционными политиками, которые входили в состав прежнего парламента, Серикболсыном Абдильдиным и Толеном Тохтасыновым, успеть еще в старом мажилисе сформировать следственную комиссию в связи с обвинениями в коррупции, т.е. в связи с «Казахгейтом» и подтасовками результатов голосования на последних парламентских выборах. По моей информации, Назарбаев узнал о намерении этих трёх депутатов и именно поэтому он своим указом распустил парламент, чтобы таким образом предотвратить формирование следственной комиссии. Если бы эта комиссия хотя бы один раз собралась на заседание, то начатую работу должен был бы продолжить новоизбранный парламент. Назарбаев избежал такого варианта развития событий. Тохтасынов и Абдильдин не вошли в состав нового парламента. Поэтому можно исходить из того, что парламентская комиссия по расследованию случаев коррупции сформирована не будет. Мне кажется, для Назарбаева это была единственная причина для досрочного роспуска парламента.
- Насколько стабильна нынешняя политическая ситуация в Казахстане?
МЛ: Насколько можно судить отсюда, с Запада, на Назарбаева сейчас было оказано давление, в том числе и со стороны американского госдепартамента. В ходе визита в Швецию две недели назад ему также пришлось выслушивать критику со стороны главы шведского парламента, а также – во время переговоров с глазу на глаз – и от шведского премьера. Так что, с одной стороны, Назарбаев убедился в том, что критика со стороны Запада стала, вопреки его ожиданиям, даже более жёсткой. С другой стороны, я думаю, что дискуссий о дальнейшем внутриполитическом устройстве не избежать и его партии «Отан». К тому же растёт и давление, которое оказывает на режим объединённая оппозиция. Оппозиция планирует ещё провести несколько крупных акций. К тому же я думаю, что на Назарбаева оказывают давление и члены его семейного клана. Все они преследуют разные цели и пытаются влиять на Назарбаева. Так что я исхожу из того, что система и в дальнейшем будет нестабильной.
- Что оказывает большее влияние на развитие ситуации – приближающиеся в американском суде слушанья по Казахгейту – делу о коррупции в высшем эшелоне власти в Казахстане, или же скандал вокруг прошедших выборов?
МЛ: Я думаю, что оба эти аспекта повлияли на то, что система сейчас перестала быть стабильной. Мне кажется, что «Казахгейт» всё ещё играет в республике очень-очень важную роль. Население знает о том, что государственные средства осели в карманах руководителей страны. И катастрофическое экономическое и социальное положение многих казахстанцев, особенно в сельских районах, придаёт этой теме особую важность. Так что можно понять, почему всё больше людей, которые вынуждены жить на грани нищеты, приходят в ярость, когда узнают и видят, что члены семьи Назарбаева едут в Париж, чтобы купить там себе сумочку за шесть тысяч евро, как это недавно сделала Дарига Назарбаева. И это вызывает недовольство среди населения. С другой стороны, протест и отставка бывшего главы Мажилиса Туякбая доказывает, что руководители страны разобщены и что даже внутри партии Назарбаева есть силы, которые очевидно видят необходимость глубокой реформы всей политической системы. Поэтому я думаю, что оба эти аспекта играют большую роль.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |