Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Андреева Галина
Организация Черноморского экономического сотрудничества - международное субрегиональное интеграционное объединение государств, возникшее в конце ХХ века. В ее состав входят 11 государств Причерноморья, Закавказья и Балкан: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Эти страны 25 июня 1992 г. в Стамбуле в ходе встречи на высшем уровне подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве, определившую приоритетные направления и основные механизмы этого объединения.
Предысторию создания Организации Черноморского экономического сотрудничества в литературе обычно связывают с высказанной в 1990 г. тогдашним Президентом Турции Т.Озалом инициативой по созданию «Черноморской зоны процветания и сотрудничества» с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. Распад СССР, суверенизация стран Причерноморья, и перспектива превращения кавказско-каспийского региона в мощный источник энергетических ресурсов придали идее создания организации регионального сотрудничества большую актуальность.
Сложность создания данной организации определялась рядом обстоятельств. Во-первых, речь шла о регионе с множеством политико-этнических конфликтов, поэтому существовала опасность втягивания в их обсуждение государств-участников, чего они стремились, по крайней мере, на начальном этапе, избежать. Во-вторых, экономический аспект сотрудничества изначально был осложнен не только разницей в уровне экономического развития государств-участников, но и нередко разнонаправленностью их политических и внешнеэкономических целей, а также разницей, имевшихся на тот момент в них экономических систем. Государства-участники, входящие в СНГ, в разной мере были ориентированы как на сотрудничество в рамках СНГ, так и с ЕС, в то время как остальные государства либо имели перед этой организацией разного рода обязательства, либо стремились как к сотрудничеству с ней, так и к членству в ней.
Тем не менее, в результате переговоров, были достигнуты необходимые договоренности, которые и нашли отражение в Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве. Подписав ее главы государств-участников договорились о необходимости поощрять сотрудничество в области торговли и промышленности, транспорта, связи, науки и техники, энергетики, добычи и переработки минерального сырья, а также в сфере сельского хозяйства, туризма и экологии.
Однако на начальном этапе практическая реализация идей Декларации была осложнена отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Деятельность по созданию Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), предусмотренного Декларацией, началась почти три года спустя, когда в феврале 1995 года ЕС выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка. Соглашение о создании ЧБТР, подписанное и ратифицированное всеми участниками, вступило в силу 24 января 1997 года. Уставной капитал ЧБТР - 1,35 млрд долл., доля России в уставном фонде - 16,5% (РФ является одним из главных акционеров Банка).
Генеральная стратегия деятельности Черноморского экономического сотрудничества разрабатывалась в ходе саммитов, проходивших в Бухаресте (июнь 1995 г.), Москве (октябрь 1996 г.) и Ялте (июнь 1998 г.). После принятия в мае 1999 года Устава она получила статус международной региональной организации. Сегодня Организация Черноморского экономического сотрудничества охватывает территорию с населением свыше 400 млн. человек и площадью, превышающей суммарную площадь стран ЕС.
В соответствии со ст. 5 Устава членами Организации Черноморского экономического сотрудничества являются государства, подписавшие ее Устав. Организация Черноморского экономического сотрудничества открыта для вступления любого государства, которое желает стать ее членом и которое в состоянии и готово претворять в жизнь принципы и цели Черноморского экономического сотрудничества, изложенные в Уставе.
Заявки на прием новых членов Организации направляются в Совет министров иностранных дел для рассмотрения и одобрения в соответствии с Правилами процедуры. Любое государство-член может выйти из Черноморского экономического сотрудничества, официально уведомив о своем решении Генерального секретаря Постоянного международного секретариата Черноморского экономического сотрудничества.
Решение о выходе вступает в силу с даты, указанной в уведомлении. В отношении финансовых обязательств решение о выходе вступает в силу с конца финансового года, в котором направлено уведомление.
Уставом Организации предусмотрен статус наблюдателя. Согласно ст.8 Устава он может предоставляться Советом министров иностранных дел (в случае обращения с соответствующей просьбой) любому государству или международной организации, выразившим готовность внести практический и полезный вклад в работу Черноморского экономического сотрудничества. Вопросы приостановления данного статуса или его аннулирования также входят в компетенцию Совета министров иностранных дел. Поскольку деятельность организации представляет интерес для стран, находящихся за пределами региона, в течение нескольких лет после ее создания сформировался институт наблюдателей Черноморского экономического сотрудничества, в который входят Австрия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Франция и некоторые другие страны. Страны-наблюдатели приглашаются на заседания старших должностных лиц и встречи министров иностранных дел, а также принимают участие в тех мероприятиях, которые представляют для них интерес. Статус наблюдателя при Организации Черноморского экономического сотрудничества может быть предоставлен и международной организации, если она заинтересована в развитии сотрудничества.
В работе Черноморского Экономического Сотрудничества принимают участие представители таких международных организаций, как Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ) и др.
1. Задачи, принципы и цели Организации Черноморского экономического сотрудничества
В преамбуле Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества указывается, что ее задачей является содействовать развитию прочного и тесного сотрудничества между государствами в регионе Черноморского экономического сотрудничества, внося тем самым вклад в достижение более высокой степени интеграции государств-учредителей в мировую экономику.
Мероприятия в рамках Черноморского экономического сотрудничества на различных уровнях способствуют осуществлению следующих принципов и целей:
действовать в духе дружбы и добрососедства и укреплять взаимное уважение и доверие, диалог и сотрудничество между государствами-членами;
развивать далее и диверсифицировать двустороннее и многостороннее сотрудничество на основе принципов и норм международного права;
действовать в целях улучшения условий предпринимательской деятельности и поощрения индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и компаний, непосредственно участвующих в процессе экономического сотрудничества; развивать экономическое сотрудничество таким образом, чтобы это не противоречило международным обязательствам государств-членов, в том числе обязательствам, вытекающим из их членства в международных организациях или учреждениях интеграционного или иного характера и не препятствующим развитию их отношений с третьими сторонами;
учитывать конкретные экономические условия и интересы участвующих государств-членов;
поощрять и далее участие в процессе экономического сотрудничества в рамках Черноморского экономического сотрудничества других заинтересованных государств, международных экономических и финансовых учреждений, а также предприятий и компаний.
Согласно ст.4 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества в соответствии с указанными ранее принципами и в целях более эффективного использования своих людских, природных и других ресурсов для обеспечения устойчивого роста национальной экономики и социального благосостояния своих народов, государства - члены Организации сотрудничают в следующих областях: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы; связь; энергетика; транспорт; сельское хозяйство и агропромышленность; здравоохранение и фармацевтика; охрана окружающей среды; туризм; наука и техника; обмен статистическими данными и экономической информацией; сотрудничество между таможенными и другими пограничными органами; контакты между людьми; борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконной миграцией. Этот перечень открытый, поскольку допускается также сотрудничество «в любых других смежных областях на основании решений Совета».
К числу основных целей организации Черноморского экономического сотрудничества можно отнести следующие:
создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что способствует экономическим контактам, производственной кооперации и совместному инвестированию в сферах общих интересов;
формирование инфраструктуры бизнеса - сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты;
создание современной транспортной инфраструктуры в регионе;
комплексное использование, поддержание и охрана биологических, минеральных, водных ресурсов Черного моря;
развитие топливно-сырьевой базы региона;
модернизация металлургической промышленности региона с целью улучшения условий труда металлургов, экологии и защиты водного и воздушного бассейнов;
развитие агропромышленного комплекса стран Черноморского экономического сотрудничества, пищевой и перерабатывающей промышленности;
развитие современной системы телекоммуникаций;
унификация таможенной системы стран регионов; создание расчетов и возможной последующей организации Черноморского платежного союза.
2. Структура и порядок деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества
Главы государств и правительств государств - членов Черноморского экономического сотрудничества могут по мере необходимости проводить встречи. На этих встречах рассматриваются принципиальные вопросы многостороннего сотрудничества.
Основным действующим на регулярной основе органом, принимающим решения Черноморского экономического сотрудничества, является Совет министров иностранных дел. В рамках целей Черноморского экономического сотрудничества Совет министров иностранных дел:
1) принимает решения по всем вопросам, касающимся функционирования Черноморского экономического сотрудничества;
2) рассматривает все вопросы, представленные ему вспомогательными органами, и принимает по ним соответствующие решения;
3) принимает решения по вопросам членства и предоставления статуса наблюдателя;
4) принимает Правила процедуры и вносит в них изменения;
5) создает вспомогательные органы в рамках Черноморского экономического сотрудничества, формулирует их задачи, определяет, изменяет или прекращает действие их мандатов;
6) рассматривает любые другие соответствующие вопросы, которые он считает заслуживающими внимания.
Кворум Совета министров иностранных дел составляет большинство в две трети голосов государств-членов. Механизм принятия решений определен в Правилах процедуры. Совет стремится к достижению консенсуса по всем вопросам. По некоторым вопросам, как это определяется в Правилах процедуры, консенсус является обязательным.
Совет министров иностранных дел может учреждать вспомогательные органы, под которыми понимается любая рабочая группа, группа экспертов, целевая группа, комитет или служба, учрежденные Советом министров иностранных дел или по его поручению. Вспомогательные органы выполняют свои задачи, определенные Советом, разрабатывают совместные проекты, а также способствуют осуществлению таких проектов/мероприятий в соответствующих областях. Вспомогательные органы представляют Совету доклады о ходе своей работы, а также соответствующие рекомендации. В Организации Черноморского экономического сотрудничества функционируют более десяти рабочих групп, в том числе по торговле и промышленному сотрудничеству, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи, энергетике, науке и технике, экологии, сельскому хозяйству, туризму и другим вопросам. Они занимаются конкретными вопросами сотрудничества в соответствующих областях и международными проектами.
Все мероприятия, осуществляемые в рамках Черноморского экономического сотрудничества, координирует Действующий председатель, на которого также возложено обеспечение надлежащей работы Организации, а также выполнения принятых резолюций и решений. Эту должность занимает министр иностранных дел государства-члена, который по ротации выполняет функции председателя Черноморского экономического сотрудничества, или любой другой министр, назначенный с этой целью правительством соответствующего государства. Ротация должности Председателя осуществляется каждые шесть месяцев в алфавитном порядке названий государств-членов (в соответствии с английским алфавитом). В случае отказа того или иного государства-члена от поста Председателя, ее занимает следующее по алфавиту государство-член.
Для обеспечения эффективности и преемственности в деятельности руководства Организации применяется т.н. система «тройки», которая означает систему, которая состоит из действующего председателя, предыдущего и последующего председателей Черноморского экономического сотрудничества или их представителей. Она созывается по просьбе Действующего председателя на соответствующем уровне для обмена мнениями и информацией по вопросам текущей и будущей деятельности Черноморского экономического сотрудничества и отношений с другими международными организациями и учреждениями.
Комитет старших должностных лиц, представляющих министров иностранных дел государств-членов и действующих от их имени, наделен следующими полномочиями:
1) рассматривать деятельность вспомогательных органов, оценивать выполнение решений и рекомендаций Совета министров иностранных дел и разрабатывать рекомендации и предложения для представления Совету министров иностранных дел;
2) рассматривать вопросы, касающиеся координации и сотрудничества с другими органами, связанными с Черноморского экономического сотрудничества информировать Совет по данным вопросам и разрабатывать, при необходимости, соответствующие рекомендации и предложения;
3) изучать организационные аспекты деятельности Черноморского экономического сотрудничества, участвовать в разработке предварительного календаря мероприятий, принимать решения по соответствующим вопросам, за исключением вопросов, находящихся в компетенции Совета министров иностранных дел и Действующего председателя;
4) представлять Совету на его утверждение годовой бюджет Черноморского экономического сотрудничества;
5) рекомендовать экспертов в специализированные подгруппы для проведения аудиторской проверки бюджета.
Аппаратное обеспечение деятельности Черноморского экономического сотрудничества осуществляется учрежденным в этих целях Постоянным международным секретариатом. Он находится в Стамбуле, Турецкая Республика.
Постоянный международный секретариат функционирует под руководством Действующего председателя Черноморского экономического сотрудничества. Это руководство осуществляется через Генерального секретаря Постоянного международного секретариата Черноморского экономического сотрудничества.
Сотрудники Постоянного международного секретариата выполняют свои функции в качестве международных должностных лиц с должным учетом принципов и целей Черноморского экономического сотрудничества. Их деятельность должна всегда соответствовать принципам добросовестности и беспристрастности, необходимыми для их работы.
При исполнении своих обязанностей сотрудники Постоянного международного секретариата не запрашивают и не получают указаний от какого бы то ни было правительства или органа, иных, чем Черноморское экономическое сотрудничество. Они воздерживаются от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.
В Уставе Организации Черноморского экономического сотрудничества выделены в отдельную главу органы, связанные с Черноморским экономическим сотрудничеством. Это - Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Деловой совет Черноморского экономического сотрудничества, Черноморский банк торговли и развития и некоторые другие, о которых будет сказано далее. Органы, связанные с Организацией Черноморского экономического сотрудничества, имеющие самостоятельные бюджеты, выполняют свои функции в соответствии с их основными юридическими документами и с должным соблюдением принципов Черноморского экономического сотрудничества, содержащихся в Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве, принятой на встрече на высшем уровне 25 июня 1992 года, и в ее Уставе.
Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, представляющая национальные парламенты государств-членов, обеспечивает постоянную поддержку процесса Черноморского сотрудничества на консультативной основе.
Черноморское экономическое сотрудничество тесно сотрудничает с Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества в осуществлении целей Черноморского экономического сотрудничества.
Отношения между Черноморским экономическим сотрудничеством и Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества основываются на принципах Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве, принятой на встрече на высшем уровне в Стамбуле 25 июня 1992 года, последующих решениях встреч на высшем уровне, а также Декларации об учреждении Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, принятой в Стамбуле 26 февраля 1993 года.
В отношении сотрудников Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества действует Протокол о привилегиях и иммунитетах Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (Россией подписан на основании Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2002 г. № 835 и ратифицирован). В соответствии со ст.2 Протокола «Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, ее имущество и активы вне зависимости от того, где и в чьем распоряжении они находятся, пользуются иммунитетом от судебно-процессуальных действий любого рода, за исключением тех конкретных случаев, когда Совет своим решением санкционирует отказ от данного иммунитета и только в той мере, в какой он это определит. Однако это не подразумевает, что отказ от иммунитета распространяется на исполнение каких-либо решений в отношении собственности или на ее арест».
Помещения Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества пользуются неприкосновенностью. При этом, как поясняется в ст.1 Протокола под термином «помещения» понимаются здания или части зданий, включая относящиеся к ним земельные участки, используемые исключительно для целей Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества вне зависимости от того, кто обладает правом собственности на них.
Архивы Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, принадлежащие ей или находящиеся в ее распоряжении, пользуются неприкосновенностью вне зависимости от их местонахождения. Под «архивами» понимаются протоколы, переписка, документы, включая бухгалтерские, а также все финансовые документы, рукописи, фото- и киноматериалы, звукозаписи, компьютерные программы, письменные материалы, видеопленки, видеодиски, диски и магнитные ленты, содержащие информацию, которая принадлежит Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества или находится в ее распоряжении.
Согласно ст.5 Протокола представители парламентов государств-членов при осуществлении своих функций в ходе совещаний Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, а также при следовании к месту проведения таких совещаний и при возвращении пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: а) иммунитет от ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, подписанного или совершенного; б) неприкосновенность всех письменных материалов и документов, включая компьютерные программы, видеопленки и видеодиски, находящиеся в их распоряжении; в) право использования шифркодов и получения документов и сообщений курьерской почтой или в опечатанных вализах через дипломатические представительства государств-членов; г) освобождение их самих и их супругов от иммиграционных ограничений, требований по регистрации иностранцев и обязанностей по государственным повинностям в государстве-члене, которое они посещают или через территорию которого они следуют при осуществлении своих функций;
д) права в области таможенного и валютного контроля: в их собственных странах - те же права, что и предоставляемые должностным лицам руководящего уровня, выезжающим за границу в официальную командировку;
в других государствах-членах - те же права, что и предоставляемые представителям иностранных правительств, находящимся в официальной командировке.
Для обеспечения полной свободы слова и независимости при выполнении представителями парламентов государств-членов своих обязанностей судебно-процессуальный иммунитет в отношении того, что было сказано или написано ими, а также в отношении их действий при выполнении обязанностей продолжает предоставляться и после прекращения выполнения данными лицами таких обязанностей.
Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям парламентов государств-членов не в целях получения личной выгоды самими этими лицами, а для того чтобы обеспечить независимое осуществление ими своих функций, связанных с работой в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. В связи с этим государство-член имеет право отказаться от иммунитета представителя своего парламента в случае, если, по мнению этого государства-члена, такой иммунитет может помешать отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть сделан без ущерба для той цели, для которой иммунитет был предоставлен.
Положения о привилегиях и иммунитетах, предусмотренных Протоколом, применяются и в отношении персонала Международного секретариата при осуществлении им своих функций в ходе совещаний Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, а также при следовании к месту проведения таких совещаний и при возвращении.
Если между государствами-членами в отношении толкования или применения положений Протокола возникают разногласия, то они решаются путем консультаций. В случае, если к соглашению прийти не удается, вопрос выносится на рассмотрение Совета министров иностранных дел для рассмотрения и принятия надлежащих мер в соответствии с международным правом.
Деловой совет Черноморского экономического сотрудничества - международная неправительственная организация, состоящая из представителей деловых кругов государств - членов Организации. Доклады Делового совета могут представляться Совету министров иностранных дел для информации и, в случае необходимости, принятия соответствующих мер.
(Продолжение в № 113 за 15 декабря 2004 г.).
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |