Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Аргументы и факты, 17 ноября 2004 г.
Александр Колесниченко
Недавние события в Карачаево-Черкесии и Беслане заставили задуматься об управляемости этого взрывоопасного региона России. Справедливые требования людей наказать виновных в захвате заложников или убийстве родственников перерастают в требования отставки руководства республики. Что делать федеральной власти?
Константин ЗАТУЛИН, глава Института стран СНГ, депутат Госдумы:
— Нельзя позволять, чтобы появилось ощущение: на власть достаточно немного надавить, дунуть — и она, как карточный домик, сложится. Нельзя идти на поводу у толпы, которая требует немедленной расправы.
Но кроме силы власть должна проявить и гибкость. Тот же Батдыев должен быть признан просто непригодным для того, чтобы занимать пост главы Карачаево-Черкесии. Он виноват уже тем, что не смог вести нормальный диалог со своим народом и сбежал через черный ход.
Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:
— Сделать президентом Карачаево-Черкесии питерца, москвича, рязанца или кого-то еще, чтобы он установил равновесие между разными местными кланами? Это возможный вариант, но достаточно рискованный. Практически неизбежно, что он начнет создавать на «подведомственной территории» собственный клан. Или вообще потеряет контроль над ситуацией в республике, для которой он будет совершенно чужим.
Александр ПРОХАНОВ, писатель:
— Если бы сами русские были такими же темпераментными и кланово организованными, как кавказцы, то во всех российских городах уже давно были бы захвачены администрации губернаторов и мэров.
Чтобы не допустить обострения, власть просто должна действовать. Сегодня же она имитирует деятельность. Чиновники занимаются хренотенью — вроде переноса праздника с 7 на 4 ноября. У власти нет стратегии ни в экономике, ни в социуме. Народу не дают нефтедоллары. Добром это не кончится.
Вячеслав МИХАЙЛОВ, бывший министр по делам национальностей Правительства России:
— Вокруг человека, который приходит к власти, начинает формироваться своя команда из родственников и близких людей. Начинается передел собственности, который нередко бывает кровавым. В результате на Северном Кавказе люди часто сами настаивают на том, чтобы руководитель был назначен из центра и не принадлежал ни одному из местных кланов, не зависел от них. Это хорошо вписывается в предлагаемую В. Путиным реформу. В этом — выход для Карачаево-Черкесии и для всего Северного Кавказа.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |