Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Президент России В.Путин неоднократно высказывался о том, что, не только соотечественники ближнего зарубежья нуждаются в России, но и Россия нуждается в них. На встрече с депутатами Госдумы от «Единой России» на прошлой неделе, 18 ноября, Президент отметил необходимость выстраивания сильной миграционной политики.
Преобразования, прошедшие в России за последние двенадцать лет, представляли собой тяжелый процесс. Одним из свидетельств этого являются метаморфозы вокруг комплекса проблем, связанных с гражданством, соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами. По этим проблемам высказываются самые разные точки зрения, публичные политики продолжают ломать копья в дискуссиях, правоведы пытаются изобрести все новые и новые юридические нормы. Причем за последние годы мы были свидетелями принципиальных изменений в базовых подходах к проблеме "нужны или нет России ее соотечественники, и если все-таки они нужны, то, что должно сделать российское государство для того, чтобы решить их проблемы". Одной из таких проблем является добровольное переселение соотечественников в Россию, а ещё точнее – репатриация соотечественников в Россию.
Согласно выводам специалистов, миграционная политика Российской Федерации на сегодняшний день не решает ни краткосрочных, ни стратегических задач России, не способствует улучшению демографической или профессиональной структуры, как в целом, так и отдельных её регионов. В ближайшие годы перед страной маячит острая трудонедостаточность, восполнить которую можно только миграцией.
Набирает обороты маховик депопуляции. Ведь общая численность населения России за истекшие годы сократилась с 148,5 млн. человек в 1991 году до 145,0 млн. человек - в 2002 году. Прогноз Госкомстата России при таких условиях предполагает в ближайшие 10-15 лет сокращение населения еще на 10 млн.чел.
Эти диспропорции в распределении людских ресурсов не отвечают геополитическим интересам страны. И, безусловно, выдвигает перед государством задачу – необходимости регулируемого привлечения на территорию России добровольных иммигрантов из числа российских соотечественников.
Специалисты, эксперты, сами переселенцы считают, что законодательство и правоприменительная практика в области правового и социального положения иммигрантов неудовлетворительны.
Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему гражданства наших соотечественников.
Фактически не выполняются Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», так как все еще не решена проблема обустройства вынужденных переселенцев, численность которых в настоящее время составляет менее 0,5 млн. человек, из них более 145 тысяч имеют право на государственную поддержку в постоянном жилищном обустройстве. Государство отказывается брать на себя обязательства по минимальному социальному обеспечению вынужденных мигрантов, практически уничтожив правовой статус вынужденных переселенцев.
Нужны законы, направленные на решение конкретных задач по возвращению российских соотечественников на историческую Родину. И одним из первоочередных законов, который необходимо разработать и принять, на наш взгляд, является закон «О репатриации в Российскую Федерацию», - закон, способствующий регулированию иммиграции российских соотечественников в Россию, ускорению становления их гражданского статуса, облегчающий им адаптацию к условиям жизни в России.
Понятие "репатриация" наиболее адекватно отражает суть идущего второе десятилетие возвращения соотечественников на свою историческую Родину.
Мне понятно стремление ряда общественных организаций, общественных и политических деятелей содействовать скорейшей разработке и принятию закона «О репатриации в Российскую Федерацию». Но, к глубокому сожалению, предложенный ныне на «Круглый стол» законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию русских и других коренных народов России» депутатов Государственной Думы А.Н.Савельева и А.В.Чуева носит декларативный характер. Он не отвечает требованиям поднимаемой проблемы и является скорее заявлением о намерениях.
Закон не устанавливает принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, не определяет порядок условия и процедуру получения статуса репатрианта, не устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права. Утверждается, что законопроект не требует никаких материальных затрат, поскольку его создатели относят все, что потребуется для материальной поддержки репатриантов, к другим, будущим законам. Таким образом, главная проблема для репатриантов – обустройство в РФ – вынесена за границы закона, в светлое будущее, которого, скорей всего, при таком подходе может и не наступить.
В предложенном проекте закона нет определения, что такое репатриация и кто такие репатрианты.
Проект закона депутатов Савельева и Чуева должен быть переработан полностью. В таком виде, как он внесен в Госдуму он не помогает, а скорее дискредитирует саму идею репатриации. Репатриация это не просто возвращение на родину соотечественников. Законом «О репатриации в Российскую Федерацию» российское государство должно признать свою обязанность по защите прав российских соотечественников, которые из-за высылки, вынужденной эмиграции или в результате развала СССР оказались за пределами России. Именно перед этими людьми и их потомками у Российского государства должны быть моральные обязательства. Именно о них историческая Родина должна позаботиться.
Закон «О репатриации» должен стать частью миграционного законодательства, выстроенного на основе комплексной миграционной программы, учитывающей стратегические интересы России на постсоветском пространстве. Необходимо определиться, что Россия предпринимает специальные меры для приема репатриантов из некоторых стран, где нашим соотечественникам создаются или созданы непреемлемые условия (примером чему является Туркмения), в отношении других государств (Казахстан, Украина, Латвия, Эстоня), где очевидно, что русское население было и будет оставаться значительным, должны приниматься специальные меры (дипломатические, политические) для обеспечения условий соблюдения его прав в полном объеме, чтобы предотвратить массовый исход или ассимиляцию русского, русскоязычного населения в этих странах.
Необходимо восстановить Федеральную миграционную программу, обеспечив ее должным финансированием, и включить в нее новый раздел о репатриации.
Целью закона «О репатриации в Российскую Федерацию» должно являться:
- создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению российских соотечественников, родившихся на территории нынешней России, и их предков на свою историческую родину;
- сохранение национального (этнического) ядра России;
- предотвращение ассимиляции соотечественников, в государствах постсоветского пространства, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств.
Другой вариант проекта закона «О репатриации в Российскую Федерацию» разработан сотрудниками отдела диаспоры Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) и юристами Форума переселенческих организаций. За основу проекта взят международный опыт формирования подобных законов во Франции, Германии, Польше, Латвии, а так же закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».
Для серьезной дискуссии необходимо:
1. Безотлагательно начать работу по разработке закона «О репатриации в Российскую Федерацию», в рамках рабочей группы, созданной в Госдуме для проведения анализа и внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о миграции в Российской Федерации, с обязательным привлечением учёных-специалистов. Предложить депутатам А.Н.Савельеву и А.В.Чуеву войти в рабочую группу, Подготовить законопроект для рассмотрения его в Государственной Думе на первое полугодие 2005 года.
2.Провести разовый мониторинг «Миграционные настроения соотечественников в странах СНГ и Прибалтики, их отношение к проблеме репатриации».
3. Разработать и провести «круглый стол» по проблеме репатриации «Роль и место репатриации в миграционном процессе».
4.Подготовить и провести международную научно-практическую конференцию «Международный опыт репатриации в решении проблем соотечественников» с участием представителей миграционных служб России, стран СНГ и Прибалтики, представителей Совета соотечественников и Совета переселенческих организаций.
5.Подготовить и провести в Государственной Думе слушания на тему «Репатриация, как одна из форм решения проблем демографического кризиса в России 2010-2016г.г.»
6.Провести нормативное определение перечня субъектов Российской Федерации, которые имеют потребность и возможность для приема и обустройства репатриантов, которым необходимы для этого дополнительные финансовые ресурсы, или регионы, нуждающиеся в значительном притоке трудовых ресурсов, но не имеющих для этого финансово-экономических ресурсов, например районы Дальнего Востока и Крайнего Севера;
7.Проработать вопрос о государственном стимулировании (в перспективе) развития рынка жилья и вакантных рабочих мест для привлечения репатриантов.
8.Провести эксперимент по переселению репатриантов в одном или нескольких регионах России.
Обычно репатриацию определяют, как возвращение на родину военнопленных или насильно угнанных на работы с оккупированных территорий. Однако есть и другие примеры, когда репатриантами называли переселенцев из колоний Англии, Франции, Португалии, Италии. А с развалом СССР, в таких странах как Латвия, Польша, Греция и Германия законы о репатриации были созданы специально для возвращения на этническую родину латышей и поляков, греков и немцев проживавших на территории СССР. То есть, основой закона о репатриации этих государств является этнический элемент.
Если Россия заинтересована в притоке репатриантов, в основу Закона о репатриации должна быть положена ясная Концепция, которая дает ясные и недвусмысленные ответы хотя бы на следующие вопросы:
- на какие масштабы репатриации необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;
- должно ли государство регулировать распределение репатриантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать;
- станет ли Россия принимать всех репатриантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора;
- какие механизмы будут задействованы для интеграции репатриантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации.
Создание Закона «О репатриации в Российскую Федерацию» должно явиться национальным актом самоутверждения России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |