Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Образование детей мигрантов в г.Москве

Сентябрь, 2004., Вестник  УВКБ ООН «Убежище»

Ю.. Горячев

   Активная миграция - реалия нынешнего времени, изобилующего военными кон­фликтами и разного рода природными и техногенными катастрофами. Для Рос­сии стратегической целью должно стать не отторжение мигрантов, а постановка и решение проблемы их эффективной интеграции в общество. При этом особое значение приобретает про­блема интеграции детей из семей мигрантов (в первую очередь - средствами образования), поскольку это те поколения мигрантов, которые уже должны стать полноценными гражданами российского общества.

Как один из крупнейших мегаполисов мира и столичный центр Рос­сии, Москва крайне привлекательна для мигрантов. В течение по­следнего десятилетия, по самым осторожным оценкам, в Москву прибыли на постоянное жительство не менее 1 миллиона мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным ГУВД города Москвы ежегодно в городе временно регистрируются около 600 ты­сяч мигрантов, а их общее число составляет от 1,5 до 2 млн. чело­век, включая детей школьного возраста. По данным мониторинга Департамента и окружных упра­влений образования города Мос­квы, в столичных школах обучают­ся не менее 37 тысяч детей, при­бывших из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом значительную долю сре­ди них составляют дети беженцев, вынужденных переселенцев и ищущих убежище лиц. По некоторым оценкам, реальное количество детей мигрантов в московских шко­лах составляет не менее 30% от общего числа официально зареги­стрированных иностранных мигрантов, т.е. в пределах 100 тысяч че­ловек.

Департамент образования города Москвы имеет уже более чем 15-летний опыт работы с детьми мигрантов - как с теми, которых мож­но отнести к категории вынужденных мигрантов (беженцев, вынуж­денных переселенцев, внутренне перемещенных лиц), так и с деть­ми трудовых мигрантов. За прошедшие годы в Москве создана сеть образовательных учреждений с этнокультурным компонентом обра­зования, куда входят уже более 70 учебных учреждений. В послед­ние годы в Москве активно развивается концепция поликультурно­го образования, суть которого - не специальное образование для разных по культуре, а образование для всех, позволяющее познако­мить учащихся с многообразием человечества.

В соответствии с ратифицированными нашим государством между­народными документами, определяющими права детей и права бе­женцев, Россия должна обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, право на бесплатное начальное образование и на создание благоприятных условий для получения им среднего и профессионального образования. В своей практической работе Департамент образования города Москвы, исходит из того, что все дети, вне зависимости от их статуса, должны иметь доступ к качественному образованию.

Особую трудность в обеспечении образовательного процесса для детей мигрантов из дальнего зарубежья и стран СНГ представляет значительное увеличение среди них процента лиц, не владеющих русским языком и отстающих в обучении из-за позднего поступле­ния в школу. В целях решения этой проблемы на базе ряда москов­ских школ организованы малые группы по изучению русского язы­ка, которые дети беженцев и вынужденных переселенцев посеща­ют во второй половине дня. Еще одним шагом к решению данного вопроса стало установление партнёрских связей с УВКБ ООН. 22 марта 2002 года Департамент образования подписал Соглаше­ние о сотрудничестве с УВКБ ООН, в том числе о реализации про­екта «Обучение, социально-психологическая и культурно-языковая адаптация детей беженцев и ищущих убежище лиц, не владеющих или слабо владеющих русским языком».

Вопросы образования и интеграции детей мигрантов следует обяза­тельно включать в концепцию регулирования миграционных процес­сов на будущие годы. Очевидна необходимость обучения основам русского языка, знакомства с рос­сийскими традициями и в целом социокультурной адаптации не только прибывающих в Москву детей, но и взрослых иностран­цев. Имеет смысл изучить целесо­образность повышения квалифи­кации работодателей, привлека­ющих иностранную рабочую силу, по вопросам международного и российского законодательства в области миграции. Необходимо так­же рассмотреть вопрос создания единого информационного кон­сультационного центра, где мигранты, прибывшие в столицу, могли бы получать квалифицированную информацию и помощь юристов, социальных работников, медиков и психологов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ