Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Сентябрь, 2004., Вестник УВКБ ООН «Убежище»
Ю.. Горячев
Активная миграция - реалия нынешнего времени, изобилующего военными конфликтами и разного рода природными и техногенными катастрофами. Для России стратегической целью должно стать не отторжение мигрантов, а постановка и решение проблемы их эффективной интеграции в общество. При этом особое значение приобретает проблема интеграции детей из семей мигрантов (в первую очередь - средствами образования), поскольку это те поколения мигрантов, которые уже должны стать полноценными гражданами российского общества.
Как один из крупнейших мегаполисов мира и столичный центр России, Москва крайне привлекательна для мигрантов. В течение последнего десятилетия, по самым осторожным оценкам, в Москву прибыли на постоянное жительство не менее 1 миллиона мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным ГУВД города Москвы ежегодно в городе временно регистрируются около 600 тысяч мигрантов, а их общее число составляет от 1,5 до 2 млн. человек, включая детей школьного возраста. По данным мониторинга Департамента и окружных управлений образования города Москвы, в столичных школах обучаются не менее 37 тысяч детей, прибывших из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом значительную долю среди них составляют дети беженцев, вынужденных переселенцев и ищущих убежище лиц. По некоторым оценкам, реальное количество детей мигрантов в московских школах составляет не менее 30% от общего числа официально зарегистрированных иностранных мигрантов, т.е. в пределах 100 тысяч человек.
Департамент образования города Москвы имеет уже более чем 15-летний опыт работы с детьми мигрантов - как с теми, которых можно отнести к категории вынужденных мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц), так и с детьми трудовых мигрантов. За прошедшие годы в Москве создана сеть образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования, куда входят уже более 70 учебных учреждений. В последние годы в Москве активно развивается концепция поликультурного образования, суть которого - не специальное образование для разных по культуре, а образование для всех, позволяющее познакомить учащихся с многообразием человечества.
В соответствии с ратифицированными нашим государством международными документами, определяющими права детей и права беженцев, Россия должна обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, право на бесплатное начальное образование и на создание благоприятных условий для получения им среднего и профессионального образования. В своей практической работе Департамент образования города Москвы, исходит из того, что все дети, вне зависимости от их статуса, должны иметь доступ к качественному образованию.
Особую трудность в обеспечении образовательного процесса для детей мигрантов из дальнего зарубежья и стран СНГ представляет значительное увеличение среди них процента лиц, не владеющих русским языком и отстающих в обучении из-за позднего поступления в школу. В целях решения этой проблемы на базе ряда московских школ организованы малые группы по изучению русского языка, которые дети беженцев и вынужденных переселенцев посещают во второй половине дня. Еще одним шагом к решению данного вопроса стало установление партнёрских связей с УВКБ ООН. 22 марта 2002 года Департамент образования подписал Соглашение о сотрудничестве с УВКБ ООН, в том числе о реализации проекта «Обучение, социально-психологическая и культурно-языковая адаптация детей беженцев и ищущих убежище лиц, не владеющих или слабо владеющих русским языком».
Вопросы образования и интеграции детей мигрантов следует обязательно включать в концепцию регулирования миграционных процессов на будущие годы. Очевидна необходимость обучения основам русского языка, знакомства с российскими традициями и в целом социокультурной адаптации не только прибывающих в Москву детей, но и взрослых иностранцев. Имеет смысл изучить целесообразность повышения квалификации работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, по вопросам международного и российского законодательства в области миграции. Необходимо также рассмотреть вопрос создания единого информационного консультационного центра, где мигранты, прибывшие в столицу, могли бы получать квалифицированную информацию и помощь юристов, социальных работников, медиков и психологов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |