Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Октябрь 2004 ., «Вестник форума, №9-10
Евгений Бобров
Сенсационная новость: в секретариат Государственной Думы поступил проект закона «О репатриации». Сколько лет мечтали наши соотечественники, переселяющиеся в Россию, о том, чтоб быть на родине не беженцами, не вынужденными переселенцами, а — репатриантами. Но проект, представленный депутатами фракции «Родина», может только скомпрометировать дорогую для переселенцев идею.
О необходимости закона
«О репатриации» было публично заявлено еще в апреле 1996-го на первом учредительном Форуме переселенческих организаций. И уже тогда юрист «ХОКО» Иоланта Агабабовян представила концепцию такого закона. К сожалению, тогда вопрос было решено отложить. Прежде всего потому, что юристы не могли придти к единому мнению о том, кого же считать «репатриантом». В отличие от тех стран, которые имеют закон о репатриации и считают «репатриантами» граждан титульной нации, наша Россия — многонациональная страна.
Актуальность принятия закона «О репатриации» сильно возросла после принятия нового закона «О гражданстве РФ», который превратил, как известно, всех наших соотечественников в чужаков-иностранцев.
И вот в марте 2003 года по инициативе «Форума переселенческих организаций» в Государственной Думе была создана Рабочая группа по разработке законодательства о репатриации. Эту группу взял под свою опеку В.П.Лукин, который был в то время вице-спикером Госдумы. Он, Владимир Петрович, разослал письма в десять министерств и ведомств, причастных к решению проблемы миграции, с приглашением прислать в эту Рабочую группу своих представителей. И десять министерств, включая МИД и Минфин, действительно, прислали своих экспертов.
29 апреля 2003 года состоялось первое заседание Рабочей группы, где были рассмотрены два варианта концепции Федерального закона, устанавливающего упрощенный порядок легализации в нашей стране представителей коренных народов России. Подготовлены были эти предложения юристами «Форума переселенческих организаций».
В мае-июле 2003 года дорабатывался законопроект. Было исследовано аналогичное законодательство Франции, Польши, Венгрии, Израиля, Латвии, Казахстана и других стран. К разработке проекта подключился Виктор Михайлов, бывший депутат парламента Казахстана, работающий сегодня в Институте стран СНГ под руководством К.Ф.Затулина.
В августе 2003 года «Форумом переселенческих организаций» совместно с Институтом стран СНГ был разработан проект Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию представителей коренных народов России (на 15 листах).
В конце августа 2003 года названный проект через ФМС МВД России был направлен на предварительное рассмотрение в Администрацию Президента РФ.
6 сентября 2003 года Главное государственно-правовое управление Администрации Президента РФ высказало в целом негативное отношение к законопроекту, сославшись на то, что якобы в нашем проекте статус репатрианта связывается с национальностью, и что закон финансово затратный, а к нему не приложено экономическое обоснование.
В действительности же статус репатрианта связывался в нашем проекте не с национальностью, а с происхождением, м то не для всех соискателей. Экономическое обоснование не готовилось по причине разработки на данном этапе только правовых механизмов репатриации, без детальных расчетов.
В настоящее время мы дорабатываем законопроект. И были весьма удивлены тем, что депутаты «Родины», взявшись за столь трудную проблему, начинаю ее как бы с нуля и решают ее с легкостью необыкновенной.
Правовое заключение
«Форума переселенческих организаций» на проект Федерального закона № 90759-4 «О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России», разработанный депутатами Государственной Думы А.Н. Савельевым и А.В. Чуевым.
Жестко увязывая право на репатриацию исключительно с национальностью, законопроект нарушает статью 19 Конституции РФ, гарантирующую равенство прав всех людей каждому независимо от национальности.
Согласно статье 1 проекта, правом на репатриацию обладают представители ряда народов, не имеющих за пределами России своей государственности. Поскольку Федеральное законодательство не содержит понятия «государственность», неясно, на кого распространяется законопроект? Также непонятно, будет ли он распространяться, например, на евреев, которые в перечне коренных народов отсутствуют (ст.4), но составляют довольно значительную часть населения России?
Декларируя в качестве одной из основных целей репатриации приобретение гражданства РФ (ст. 2), проект не согласуется с Федеральным законом «О гражданстве РФ», не предусматривающим приобретение гражданства по национальному признаку и не содержащим заявительного порядка его приобретения.
Уроженцы России практически всегда приобретают гражданство РФ по рождению (согласно ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ»), и дополнительного законодательного регулирования здесь не требуется.
Регулируя (а точнее — не регулируя) правоотношения по репатриации, авторы законопроекта предлагают внести изменения в Федеральный закон «О гражданстве РФ» касающиеся только детей, их права на репатриацию (ст. 6). Это, конечно же, не охватывает весь предмет регулирования репатриации.
Провозглашая благородные цели воссоединения народов, проект не содержит предоставляемых репатриантам преимуществ, их прав и обязанностей, а также других важнейших элементов репатриации, в связи с чем является демагогическим и популистским. Более того, будучи отсылочным к предполагаемым Федеральным законам, регулирующим размеры материальной поддержки репатриирующимся лицам и порядок ее получения, законопроект является по существу бессмысленным. В целом законопроект нуждается в кардинальной переработке и внимания не заслуживает.
P.S
Это правовое заключение было направлено Уполномоченному по правам человека в РФ В.П.Лукину.
А когда верстался этот номер «Вестника», в наш офис пришло приглашение из Госдумы принять участие 23 ноября с. г. в круглом столе, на котором будет обсуждаться проект закона «О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России», разработанный депутатами Государственной Думы А.Н. Савельевым и А.В.Чуевым.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |