Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская деловая газета, 23 ноября 2004 г.
После очередного проигрыша выборов и референдума, как мы уже отмечали, белорусская оппозиция сделала главный вывод: попасть во власть или сменить власть по правилам Избирательного кодекса в обозримом будущем нереально. Это не открытие и не прозрение. Это — запоздало осознанный опыт. Еще один бесспорный вывод — необходима персонификация альтернативы Лукашенко. Причем чем раньше, тем лучше.
Определившись с условиями и задачами, руководство партий и различных гражданских инициатив осталось верным прежней тактике действий. Технически выставить единого кандидата от оппозиции не представляет никакого труда. Не стоит сомневаться, что в конечном итоге он все равно появится. В худшем случае он возникнет так, как возник Гончарик в 2001 году, то есть в самый последний момент. Вопрос только в том, окажется это лицо единым кандидатом или единственным. То есть сможет ли оппозиция реально объединиться. Подчеркнем: реально! — так как в том, что та часть оппозиции, которая носит значки «Пятерки плюс», и та, которая как знак отличия носит идею европейского пути развития, скоро могут объявить о неком объединении, сомнений почти нет.
Стоит пояснить, что мы имеем в виду, говоря о реальном объединении. Это прежде всего создание единых органов управления, которым подчинялись бы региональные структуры. По сути, это выстраивание властной вертикали «центр — региональные структуры — активисты», причем не по партийному или коалиционному признаку. Возглавить такую вертикаль и должен будет единый кандидат. Однако, судя по тому, чем занимается оппозиция, этого не случится. В лучшем случае это может произойти, когда будет уже поздно. Причины, почему это не произойдет, указывались в том числе и в «БДГ» несть числа раз. Первая и самая главная — личностная. Кампании проваливаются, руководители партий остаются. Отсутствие обновления приводит к замораживанию активности в партиях, закостенелости. Каждая политическая кампания укрепляет в регионах настроения дежа вю. Нужно отдать должное мудрости Станислава Богданкевича, ушедшего с поста председателя ОГП и давшего дорогу молодым. Можно поблагодарить и Владимира Гончарика, который не стал после выборов цепляться за статус «единого», а отошел в сторону. Но чем же другие отличаются от Лукашенко, который тоже говорит, что не может подвести своих избирателей и хочет сохранить стабильность?
Трудно поверить, что в регионах не осталось способных лидеров с незапятнанной биографией, без груза старых ошибок, обид и ярлыков, нацепленных государственной пропагандой. Есть ли у них предпосылки для «карьерного роста» по партийной линии?
Вторая причина — разновекторность участников коалиций. Проблема «ежа и ужа» до сих пор не снята. Ну не может быть общей внятной программы у БНФ, ОГП и ПКБ. Если есть такая программа, то это не программа партий. Итоги выборов показали, что для большинства избирателей «Пять шагов к лучшей жизни» — пустой звук в отличие от партийности кандидата, которая играла большую роль. Оппозиционное движение в глазах избирателей осталось броуновским.
Есть еще третья, четвертая и -надцатая причины, но и перечисленного достаточно. Сейчас же нельзя не упомянуть о так называемых праймериз, которые собираются проводить для определения единого кандидата. Идея вызывает большие сомнения. Согласно ей, напомним, независимые социологические институты должны провести масштабное исследование, чтобы выявить, кого избиратели хотели бы видеть в качестве кандидата в будущие президенты от оппозиции. Также будет учтено мнение партийных структур. Разные группы и партии в оппозиции для этого должны максимально раскрутить своих кандидатов, чтобы потом подчиниться воле народа. Причем кандидатов, судя по всему, будет с десяток. Спрашивается: если за все это время ни Запад, ни Восток, ни сама оппозиция не смогли различить (хотя бы как вариант) потенциального лидера, как сделает это рядовой избиратель, который вообще, кроме Позняка и Шушкевича, никого не знает? Пропиарить за короткий срок несколько человек так, чтобы они стали узнаваемы, а главное, различимы, — трудная задача даже для белорусского телевидения.
И здесь возникает еще один вопрос: а сами лидеры готовы будут признать «суперлидерство» кого-то одного? Особенно если данные опроса разойдутся с мнениями политических активистов из регионов. Даже если удастся сохранить стабильность, останутся ли время, силы, средства и желание вкалывать на этого единого? Ведь очевидно, что в политическое межсезонье скучать оппозиционным структурам и партиям власть не даст.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |