Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларусь отозвала проект антиамериканской резолюции из ООН

Белорусская деловая газета, 16 ноября 2004 г.

Янина Болонская

Окрыленная победой над внутренней оппозицией белорусская власть взялась за внешних недоброжелателей. Сенсацией мирового масштаба могло бы стать голосование на Генассамблее ООН по предложенному Минском проекту резолюции «О демократии и положении с правами человека в США». Сенсации не случилось. Минск отозвал с повестки дня свой проект. Тем не менее даже сама попытка официально обвинить оплот западной демократии в нарушении прав человека стала беспрецедентным шагом в истории мировой дипломатии.

59-я сессия Генассамблеи ООН открылась в сентябре. На заседаниях этого, своего рода всемирного, парламента рассматриваются самые насущные проблемы человечества. В начале каждой очередной сессии ассамблея проводит общие прения, в которых нынче приняли участие около 100 глав государств и правительств, министры иностранных дел. С трибуны ООН уже выступили президенты США, Грузии, Латвии, Эстонии и Кыргызстана, премьер-министры Франции, Канады и Швеции, министры иностранных дел России, Украины и Беларуси.

Далее большинство вопросов обсуждается в шести главных комитетах ООН. Вопросами культуры, социальной и гуманитарной сферы занимается Третий комитет, в компетенцию которого входит и «больная» для Беларуси тема с положением в области прав человека. В этом году на рассмотрение делегатов Третьего комитета было представлено 8 проектов резолюций, осуждающих нарушения прав человека в Зимбабве, Судане, Мьянме, Иране, Туркменистане, Демократической Республике Конго, Беларуси и... США.

Инициатором проекта резолюции по Беларуси стали, как несложно догадаться, США. Соавторами выступили страны Евросоюза, Румыния, Япония и Канада. Хотя — интересный нюанс! — в окончательном списке стран-соавторов США отсутствуют. Это обстоятельство, вызвавшее множество догадок и неоднозначных комментариев, как объяснили корреспонденту «БДГ» в Представительстве ООН в Беларуси, стало результатом досадной ошибки наборщицы из Секретариата ООН.

В целом резолюция по Беларуси построена на фактах, уже не раз вызывавших озабоченность в других международных структурах и служивших поводом для принятия множества аналогичных документов. В проекте напоминается, что Беларусь не выполнила своих международных обязательств и обещаний провести свободные и справедливые выборы, говорится о случаях притеснения, безосновательных арестах и задержаниях представителей СМИ, оппозиционных политиков и участников мирных демонстраций. Власти Беларуси обвиняются в уголовном преследовании лидеров оппозиции и правозащитников, в притеснении и закрытии общественных организаций...

Такая резолюция самой главной международной организации в отношении страны—учредителя ООН (о чем при каждом удобном и не очень удобном случае любит вспоминать официальный Минск), по всей видимости, повергла белорусскую власть в ярость. Ничем иным невозможно объяснить то, что МИД РБ не ограничился обычным неприятием обвинений «ни по форме, ни по сути», а пошел в штыковую атаку. По заявлению МИДа, в этих условиях Беларусь решила внести контрпроект — «О демократии и положении с правами человека в США». Заметим, речь идет не только о сомнениях в соблюдении прав человека в Америке, но об американской демократии в целом!

Белорусский проект резолюции обвиняет американское правительство в осуществлении жесткого контроля за СМИ, в несовершенстве и несправедливости избирательной системы, которая не согласуется с обязательствами по Международному пакту о гражданских и политических правах, в применении смертной казни в отношении несовершеннолетних и психически больных и пр. и пр.

В беседе с корреспондентом «БДГ» начальник управления информации МИДа Беларуси Андрей Савиных сказал: «Своими действиями мы показываем международному сообществу, что на планете не может быть стран, находящихся вне критики. Мы рассчитываем, что в конечном итоге эти действия являются в том числе и вкладом Республики Беларусь в формирование такого мироустройства, которое будет базироваться на справедливых принципах и будет учитывать не только интересы основных игроков-сверхдержав, но и интересы малых и средних стран. Мы заинтересованы в развитии конструктивного диалога с Соединенными Штатами. Единственное, мы считаем, что диалог должен быть равноправным. Внесение резолюции по США предоставляет Беларуси возможность привлечь внимание к действиям США и убедительно показать, что США не имеют ни морального права, ни оснований для внесения антибелорусской резолюции».

Чуть ранее на брифинге Андрей Владимирович заметил: «Республика Беларусь последовательно выступает против страновых резолюций, которые по своей сути противоречат духу и принципам равноправного сотрудничества в рамках ООН и являются контрпродуктивными. Эта позиция находит понимание у многих государств —членов ООН».

И белорусская дипломатия удивительным образом соблюла последовательность заявлений и действий, сделав следующий, не менее экстравагантный кульбит в борьбе с контрпродуктивностью в мировом сотрудничестве. 11 ноября департамент по общественным связям ООН распространил сообщение о том, что белорусская делегация отозвала свой проект резолюции по правам человека в США, призвав делегации всех стран последовать этому примеру и изъять заявленные резолюции.

В ответ российская делегация приветствовала шаги белорусов, заявив, что «это конструктивный шаг к деполитизации работы Третьего комитета и всей системы по правам человека ООН». Россияне также выразили надежду, что другие страны последуют примеру Беларуси.

В поддержку Беларуси выступила Малайзия, заявив, что она тоже против принятия односторонних резолюций, так как они не в силах решить проблемы с правами человека в конкретной стране.

Зато Индонезия напомнила, что права человека должны восприниматься как фактор развития государства. А потому само государство должно уважать эти права. «Если все страны — члены ООН решат принять резолюции против других стран, то таких документов будет более 37 тысяч. Чтобы их все обсудить, времени не хватит», — сказал представитель этой страны.

Представитель кубинской делегации заявил, что отзыв Беларусью своего проекта не означает того, что США не нарушают в массовом порядке права человека во всем мире.

Главные оппоненты Беларуси — США и Евросоюз — от официальных высказываний воздержались. Так что рассчитывать на то, что призыв Беларуси будет услышан в полной мере, не приходится. По этому поводу Андрей Савиных сказал: «Очевидно, что США используют все свое влияние в мире, чтобы провести эту резолюцию (по Беларуси — Я.Б.). Вопрос — каким образом это будет сделано».

Заметим, что резолюции ООН по ситуации с правами человека в Беларуси приобрели системный характер. Дважды в течение двух последних лет схожие резолюции были приняты на 59-й и 60-й сессиях Комиссии ООН по правам человека. Однако на этот раз гарантий, что резолюция не обернется бумерангом, как видим, не могут дать даже Соединенные Штаты. При голосовании на Генеральной ассамблее ООН каждая из 191 страны-участницы имеет один голос, а решения ассамблеи принимаются простым большинством голосов. Причем многие страны могут не принимать участия в голосовании, оградив себя от необходимости высказываться по белорусскому вопросу.

У Беларуси в запасе остается так называемый вариант «no-action motion», когда по вопросу не принимается вообще никакого решения. Напомним, при принятии резолюции по Беларуси на 60-й сессии Комиссии по правам человека с такой инициативой выступила Россия. Исход голосования был 22 на 22 при 9 воздержавшихся, в тот момент для победы Беларуси не хватило одного голоса.

Шансов провести резолюцию по США у Беларуси не было никаких. Этого не скрывал даже министр иностранных дел Сергей Мартынов. Можно по-разному расценивать дипломатические эволюции Минска, но факт остается фактом: автором сенсации мирового масштаба Беларусь не стала. Хотя и громко заявила о себе накануне голосования о ее политическом реноме.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ