Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Опять на те же грабли: Москва вновь получила урок кишиневской подлости

22 ноября 2004 г., «Ольвия-пресс»

Москва вновь получила урок кишиневского лицемерия, который вполне сравним с прошлогодним скандалом вокруг неподписанного Меморандума. Декларация стабильности и безопасности для Молдовы, в проекте которой Россия учла большинство предложений Кишинева, была в самый последний момент отвергнута молдавскими властями. Молдова предлагает свой документ, который должен открыть прямой путь к ликвидации приднестровской государственности. Об этом и о многих других неизвестных подробностях дипломатических сражений последних дней рассказал на прошедшей неделе министр иностранных дел ПМР. Глава внешнеполитического ведомства представлял республику на консультациях в Москве и болгарском городе Варна.

Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже рассказывало о главной молдавской инициативе. Президент Воронин предлагает США, Евросоюзу, Румынии, России, Украине и ОБСЕ подписать специальный документ, в котором эти страны возьмут на себя ответственность за стабильность и территориальную целостность Молдовы. В первоначальном варианте Кишинев рассчитывал, что документ этот будет называться Пактом. Одна из его главных задач – решить судьбу Приднестровья без участия приднестровцев.

«То есть формируется некий клуб государств, который формализуется и решает проблему Приднестровья без учета мнения и интересов Приднестровья, - так прокомментировал молдавскую инициативу министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. - Прямо скажу, что это копирование опыта Югославии, когда был создан комитет государств, который работал над ее судьбой без учета мнения Югославии. Этот комитет присвоил себе, кроме политических  разработок и предложений, затем и право на санкции и даже на применение военной силы. Все хорошо знают, чем это закончилось. Все это они проводили даже без резолюции ООН, своими внутренними решениями - внутри НАТО, Евросоюза и т.д. То есть опыт есть, опыт в значительной мере негативный, но, тем не менее, у разработчиков политики в Кишиневе есть большой соблазн этот опыт применить в нашем регионе. Такая цель очевидна. Естественно, они считают, что действия западных стран будут только на пользу Молдове. И вот так появился проект Пакта».

Идея молдавского пакта долгое время обсуждалась главными игроками региона. Сегодня уже известен результат этих консультаций. Вашингтон и Брюссель предложили Молдове подписать вместо пакта соответствующую декларацию, что кардинально снижает статус документа.

«К нашему удовлетворению, самая идея пакта отвергнута, - отмечает Валерий Лицкай. - Отвергнута практически всеми сторонами, к которым обращалась Молдова. И возникла идея декларации. Должен сказать, что разница кардинальная. Потому что в дипломатическом  лексиконе слово «пакт» - очень серьезное слово. Это не просто какой-то международный договор. Это договор, который возлагает особую ответственность на участников и который говорит о том, что будут задействованы самые серьезные ресурсы. Я бы даже сказал, что пакт - это обычно предвоенный синдром. Очень тревожный. И когда мы столкнулись с тем, что появились идеи о подписании декларации, можем считать, что был сделан дипломатический шаг в сторону от этой тревожной предвоенной готовности. Потому что декларация, какая бы она ни была по тексту, не несет никакой ответственности участников. Декларация – это заявление».

И тут начинается самое интересное. Кишиневу, конечно, мало понравился такой результат, но молдавские власти справедливо рассудили, что в любом случае надо пользоваться моментом. Как выяснилось, западный вариант декларации Молдове не совсем понравился. Основный акцент у Вашингтона и Брюсселя сделан на необходимость ликвидации российского присутствия в Приднестровье. О возможности ликвидации самой приднестровской государственности там почти ничего не говорится – все слишком расплывчато и двусмысленно. И здесь молдавские власти поступили уже в своем традиционном стиле. За спиной Запада Кишинев начал двусторонние консультации с Россией, рассчитывая на ужесточение акцентов по Приднестровью.

До сих пор неизвестно, почему вообще российская сторона согласилась вести разговор о молдавской декларации. Видимо, из прошлогоднего Меморандума в Москве все же не извлекли всех необходимых уроков. Возможно, российские дипломаты еще не потеряли наивной надежды вернуть Молдову в русло своих интересов и ради этого вновь решились на консультации с теми, кто так громко оскандалил их в прошлом году. Так или иначе, в итоге Россия предложила свой вариант, в котором предложения Кишинева нашли максимальное отражение.

«Как оказалось, параллельно шла работа Кишинева с Российской Федерацией, - сообщил глава внешнеполитического ведомства ПМР. - Мы о ней получали косвенные сведения. Когда документ появился в виде уже достаточно оформленного проекта, мы его получили. Это довольно обширный документ. И у нас были большие возражения по тексту. Например, здесь вместо заявлений о создании федеративного государства   появляются некие федеративные принципы. Мы уже неоднократно говорили, что когда Республика Молдова использует слова «федеративный принцип» вместо слова «федерация», за этим стоит явное желание сохранить унитарный характер РМ. Применение федеративных принципов может никак не повлиять на нынешнюю структуру власти в Республике Молдова».

Тем не менее, подобных уступок Кишиневу, с которыми Тирасполь никогда бы не согласился, в российском проекте декларации было немало. Почему в Москве вновь решили поверить молдавской стороне, это уже загадка большой дипломатии. Но здесь главное – результат. Кишиневу и российские формулировки показались недостаточно жесткими. Все получилось почти так же, как в прошлом году, только уже на уровне двусторонних – молдо-российских отношений. В самый последний момент Кишинев отказался от разработанного совместно с Россией проекта. Москва опять наступила на те же  грабли.

«Республика Молдова категорически отказалась от российского варианта со всеми его реверансами и прочим, - сообщил Валерий Лицкай. - Все согласования, которые они провели с россиянами, скажем так, Кишинев выкинул под стол. Все обещания, которые они давали россиянам, оказались, скажем мягко, забыты. Республика Молдова перешла на американский вариант, да еще взялась его ужесточать. То есть там порядка шести добавлений – и все в сторону ужесточения даже американской позиции. С точки зрения дипломатии, это очень похоже на меморандум Козака со всей его историей. Сначала консультации, потом обещания, потом согласие, потом работа, а в последний момент - кувырк, и вся российская дипломатия вылетает из-за стола. Вот так случилось и на этот раз. Республика Молдова ужесточила позицию США, а российскую просто выкинула. Мы заранее предупреждали, что Кишинев в двухсторонних отношениях с Российской Федерацией обязательно прибегнет к обману. Так и получилось. Если Козаку сначала не хватило урока, сейчас урок получил Лавров».

Реакция России была вполне ожидаемой. Москва отозвала свой проект. В своем письме в адрес официального Кишинева в едва ли дипломатических выражениях министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал все, что он думает после этого о властях Молдовы… Российской стороне опять придется делать выводы из собственных ошибок – уже в который раз. 

Другой вопрос – помогут ли молдавским властям их кульбиты вокруг декларации? Готово ли международное сообщество помочь Кишиневу в подчинении Приднестровья? Именно этот вопрос будет поднят молдавскими  властями на саммите ОБСЕ в Софии, где они рассчитывают на поддержку своего варианта декларации. Однако уже сегодня можно говорить о том, что согласованной поддержки всех игроков региона Кишинев не получит.

Главным итогом прошедших за последнее время консультаций глава внешнеполитического ведомства Приднестровья считает твердую позицию посредников относительно формата будущих переговоров. На все попытки Кишинева вывести из этого процесса Приднестровье у гарантов только один ответ – искать пути урегулирования должны обе стороны. И отказ Кишинева от переговоров – это явно неудачный способ шантажировать посредников. 

«Мы сталкиваемся с подобной позицией Молдовы уже не в первый, не во второй, и даже не в третий раз, - напоминает Валерий Лицкай. - Республика Молдова заявляет: никогда, ни при каких условиях не сядем за стол с приднестровскими представителями. А ровно через год они сидят и разговаривают. Потому что есть молдавское желание, а есть международные реальности, международные правила. Одно из них проводится железно - о том, что конфликты, если таковые есть, без участия сторон не урегулируются. То есть, в той или иной форме, формат, который сложился и который нас устраивает, будет. Будет ли там Молдова или не будет - это уже второй вопрос. Но, как видите, в мире никто не спешит создавать пакты и новые  форматы - потому что есть такое понятие как международная ответственность. Любая серьезная страна, если она что-то говорит, она потом обязана это выполнять и, в том  числе, нести расходы. А когда серьезная страна намерена включиться в процесс, она очень внимательно изучает возможные расходы и риски. Это Молдове легко сказать: давайте, американцы, приходите сюда бегом. В Ирак американцы уже сбегали, и все знают, что из этого получилось… Легко говорить об изменении формата, но гораздо трудней это сделать на практике». 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ