Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.11.2004. Деловая неделя (Казахстан)
Андрей Саидов (Ташкент)
На прошедшей недавно в Ташкенте пресс-конференции Министерства обороны Узбекистана было отмечено, что в осенний призыв 2004 года количество призывников, желающих пройти службу в Вооруженных силах страны, значительно превысило реальную потребность реформируемой армии в новых кадрах.
Армейская реформа, начатая правительством Узбекистана с середины 90-х годов, ставит задачу поэтапного перехода к созданию современной, компактной, мобильной армии с профессиональным ядром, численность которой к 2005 году должна составить около 50 тысяч человек.
Между тем в Узбекистане с его 25-миллионным населением и высоким уровнем безработицы социальная и демографическая ситуация такова, что молодые люди призывного возраста видят в службе в Вооруженных силах один из немногих способов как-то устроить свою жизнь.
Согласно принятой олий мажлисом - парламентом Узбекистана еще в декабре 2002 новой редакции закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" срок срочной службы был снижен с полутора лет до 1 года для имеющих среднее образование и 9 месяцев для имеющих высшее образование. Поэтому призывные комиссии с весны 2003 года начали отбирать призывников на конкурсной основе, ужесточив требования к состоянию здоровья, моральным характеристикам и даже интеллектуальному уровню призывников.
Несмотря на то, что сами условия прохождения срочной службы в армии Узбекистана по сравнению с условиями в Вооруженных силах СССР за 13 лет независимости не намного улучшились - процветают неуставные отношения, страдает материально-техническое обеспечение, отбоя от желающих служить по свидетельствам призывных комиссий просто нет. Особенно в сельских регионах страны, где жизнь безработной молодежи в многодетных и малообеспеченных семьях представляется многим куда менее привлекательной, чем гарантированное существование на армейском довольствии, которое составляет около $15 на человека в месяц (бюджет средней крестьянской семьи в Ферганской долине), не считая питания и обмундирования. По данным официальной статистики, расходы на содержание армии в Узбекистане сегодня составляют не менее 20 процентов бюджетных ассигнований. Не стоит сбрасывать со счетов и такой психологический фактор, что армия в Узбекистане сегодня практически мононациональна. Даже в ее командном составе сегодня - более 90 процентов составляют представители одной нации.
Прохождение срочной армейской службы дает юношам и дополнительный шанс на последующее трудоустройство в государственных и бюджетных структурах. На считающиеся престижными и доходными должности в милиции, прокуратуре, таможенных и налоговых органах можно рассчитывать только после службы в Вооруженных силах. Вообще же, согласно законодательству Узбекистана Министерство труда обязано обеспечивать хоть какими-нибудь рабочими местами граждан, увольняющихся из Вооруженных сил по истечению срока службы, а приемные комиссии вузов страны - предоставлять им льготы при поступлении порядка 20 процентов от установленного проходного балла.
Так что естественный страх остаться без работы, карьерных перспектив, за бортом общества, в котором частный сектор в последние годы представляет все меньше возможностей, заставляет молодых людей стремиться пройти службу в армии. Однако призывные комиссии в условиях завершающего этапа армейской реформы действительно предъявляют все более жесткие требования.
По признаниям военных медиков, все больше юношей призывного возраста в Узбекистане становятся не пригодны к армейской службе по состоянию их здоровья. Согласно же официальным данным Министерства обороны, к прохождению срочной службы в 2003-2004 годах оказались пригодными не более 40 процентов потенциальных призывников. И если совсем недавно многих негодных к строевой службе зачисляли в резерв или направляли на альтернативную службу, то сейчас большинство из них увольняют в запас сразу после прохождения медицинской комиссии.
Наиболее часто встречаются у молодежи, особенно в сельских районах, аномалии роста, веса и физического развития, а так же хронические желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ, вызванные недоеданием, недостаточным или неправильным питанием. Тогда как более интенсивный темп боевой подготовки при сроке службы в 1 год требует повышенной выносливости. Впрочем, последней у юношей, большую часть детства проведших от зари до зари на хлопковых полях, как говорится, не занимать.
Не лучше обстоит дело и с интеллектуальным развитием, уровнем доармейской общеобразовательной подготовки. Призывные комиссии не сообщают критериев, по которым проходит отбор в этом направлении, однако достаточно учесть, что, по данным исследований экспертов UNICEF в 2003 году, реальный охват средним образованием, включая профессионально-техническое, в сельских регионах Узбекистана не превышал 70 процентов от общего числа молодежи в возрасте до 18 лет.
Но стремление граждан пройти службу в армии настолько велико, что Министерство обороны предлагает многим заменить ее специальными платными одномесячными курсами военной подготовки, дающими право на зачисление в постоянный резерв и уравнивающими в правах с действительными срочниками. Стоимость курсов при этом в несколько раз превышает уровень среднемесячной зарплаты. Общая численность Вооруженных сил на нынешнем этапе армейской реформы оценивается разными специалистами в пределах 60 тысяч человек, включая подразделения Национальной гвардии, сухопутные войска, ПВО, ВВС, пограничные войска, внутренние войска МВД, спецназ, воинские формирования Службы национальной безопасности, Министерства по черезвычайным ситуациям и Таможенного комитета. По оценкам некоторых экспертов, численность и военно-техническая мощь армии Узбекистана превосходит Вооруженные силы всех остальных стран региона Центральной Азии.
Согласно принятой правительством стратегии реформы, к концу 2005 года в армии Узбекистана должны служить в основном профессиональные военные на контрактной основе. Однако срочная служба, как одна из структурных основ авторитарного общества, в том или ином виде обязательно сохранится.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |