Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Туркменских бизнесменов накажут за намерения

18.11.2004. Ведомости

Борис Грозовский

Необычный подход к налоговой системе выбрал для своей страны президент Туркмении Сапармурат Ниязов. В подписанном им Налоговом кодексе снижены все ставки налогов, однако от компании, которую налоговики заподозрят в намерении занизить выплаты, могут потребовать досрочно заплатить посчитанную чиновниками сумму налогов.

Налоговый кодекс (НК) Туркмении вступил в силу с 1 ноября и заменит разрозненное налоговое законодательство, действовавшее почти без изменений с 1993 г. Официального текста НК у налоговиков пока нет — парламент принял документ только 25 октября, и планировалось, что он начнет действовать с 1 января 2005 г.

Из 17 налогов НК оставил четыре плюс два специальных налоговых режима — акцизный и для плательщиков налога на недра, рассказывает замначальника Главной государственной налоговой службы Туркменистана Павел Пряничников. Снижены и ставки: налог на прибыль уменьшился с 25% до 8% для частных компаний и до 20% для государственных, НДС — с 20% до 15%, подоходный налог — с 12,5% до 10%. 1%-ный налог на имущество не изменился, а сельхозпроизводители по-прежнему освобождены от всех налоговых выплат.

“По уровню ставок [налогов] Туркменистан приблизился к офшорным юрисдикциям”, — замечает исследователь Международного бюро фискальной документации (IBFD) Рустам Вахитов. Налог на прибыль на Кипре составляет 10%, а Ирландию Еврокомиссия до сих пор журит за ставку в 12,5%, говорит он.

Зато правила администрирования туркменского НК не похожи на порядки в налоговом раю. Так, одна из статей кодекса разрешает налоговикам досрочно исчислять и требовать немедленной уплаты налогов “при наличии фактов, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика уклониться от налогообложения”, либо если “юридическая форма сделки приводит к избежанию от уплаты налогов”. Если человек собирается скрыться, а предприятие — ликвидироваться или как-то иначе уклониться от налогов, “мы просто предъявим требования [по уплате налогов] исходя из имеющейся информации [о намерениях налогоплательщика]”, поясняет Пряничников. Если же компания захочет обжаловать в казыете (суде) истребованные с нее налоги и штрафы (40% неуплаченной суммы), то ей придется предварительно внести в залог имущество, стоимость которого равна спорной сумме.

Это новое слово в мировом налоговом законодательстве, иронизирует завлабораторией фискального федерализма Института экономики переходного периода Илья Трунин. Данная норма “будет понятна, пожалуй, лишь жителям Суринама, где чиновники, предполагающие, что налогоплательщик собирается сбежать из страны или преднамеренно обанкротиться, могут арестовать его имущество без предупреждения”, замечает Вахитов.

Превентивный контроль за налогоплательщиками — не единственная новация туркменского кодекса. Он дает налоговикам право контролировать цену любых сделок, доначисляя налог, если цена отклонилась от “рыночной” более чем на 20%. А компаниям, у которых отсутствует бухгалтерская документация, чиновники могут доначислять налоги исходя из 25%-ной рентабельности всех сделок. “В Туркменистане такой политический режим, что, по сути, Налоговый кодекс им вообще не нужен”, — замечает Трунин (см. врезку). Россия гораздо более цивилизованная страна, надеется зампред комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. “Некоторые положения туркменского кодекса очень напоминают наши реалии, но до такого, вероятно, не дойдет”, — полагает он.

НЕМЫСЛИМЫЙ РОСТ

В 2003 г. ВВП Туркмении, по официальным данным, вырос на 23,1%, за месяцы Туркменбаши — Рухнама (январь — сентябрь) 2004 г. — на 21,3%. В среднем за последние три года он увеличивается на 20% в год. Экономисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), прокредитовавшего Туркмению на 101 млн евро, сомневаются в достоверности госстатистики, полагая, что в реальности рост не превышает 11%. Три года назад в стране прекратилась приватизация, прогресса в области реформ нет, государство установило контроль за всеми сферами экономики, а официальный валютный курс маната отличается от реального в 4-5 раз, констатирует ЕБРР. Вдобавок в стране нет независимой от государства судебной системы, зато действуют “социальные программы советского образца” — газ, воду, электричество и соль население получает бесплатно, на что государство тратит 10% расходов, говорится в обзоре банка. Туркменский бюджет состоит из двух уровней: в первый включаются доходы и расходы государства, а во второй (по размеру вдвое больше) — доходы и расходы госпредприятий.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ