Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова-Ази,
3 июня 2002
Влад Берку
"Бухарест объявил экономическую войну Кишиневу". Такой разоружающий "вердикт" я услышал из уст одного чиновника из Министерства сельского хозяйства после того, как 20 мая с.г. Румыния приостановила импорт продуктов животного происхождения из Республики Молдова.
Не обращая внимания на немедленно последовавшие объяснения румынских властей, молдавский министр Иностранных дел Николае Дудэу с трибуны Парламента назвал данную меру политической.
Решение о приостановлении импорта продуктов животного происхождения было насколько шокирующим, настолько и неожиданным. И это потому, что продукты животноводства составляют более 15 процентов молдавского экспорта в Румынию. Потери, которые в последующие несколько месяцев понесут некоторые компании - в случае, если запрет не будет аннулирован - оцениваются в несколько миллионов долларов США. Ежегодный объем экспорта на этом сегменте достигает 6-10 миллионов долларов.
Наложенный Румынией запрет льет воду на мельницу противников молдо-румынских отношений. Они категорически заявляют, что Бухарест объявил это эмбарго из политических соображений. Но это мнение разделяют и многие из тех, кто придерживается противоположных взглядов.
Несмотря на то, что Посольство Румынии в Кишиневе распространило пресс-коммюнике с соответствующими объяснениями, недостатка в спекуляциях вокруг "истинной" причины данного решения, спровоцировавшего столько вопросов и споров в Республике Молдова, не ощущается.
Глава Кишиневского бюро по связям с Румынией Ион Годонога возмущен тем, что 20 марта 2002 г. румынское Национальное санитарно-ветеринарное агентство изменило приказ, изданный в июле 2001 года, которым импорт продуктов животного происхождения из Молдовы разрешался "только после предварительной проверки".
Чрезвычайный и полномочный Посол Румынии Адриан Бэлэнеску, в рамках встречи с первым вице-министром иностранных дел РМ Ионом Стэвилэ и с другими представителями МИД, заявил, что в соответствии с обязательствами, взятыми в процессе вхождения в Европейский Союз, в том числе в области торговли продуктами животноводства, Румыния может импортировать эти продукты из третьих стран "только из единиц, утвержденных для экспорта Европейским Союзом".
С другой стороны, радиостанция "Би-Би-Си" сообщила что, действительно, такой список существует, но он относится к торговым отношениям между членами Европейского Союза. А главный специалист Департамента ветеринарной медицины Владимир Моросан заявил, что "Румыния прекратила импорт яиц из нескольких стран, не только из Республики Молдова".
Но что можно с уверенностью утверждать, так это то, что в экономических отношениях между Республикой Молдова и Румынией вновь наступил кризис. Хотя, похоже, после 1997 года, когда был зарегистрирован пик торгового обмена между двумя берегами Прута, эти отношения находились в постоянном кризисе. В 2001 году молдавский экспорт в Румынию составлял лишь 64,8% от уровня 1997 года, а импорт РМ из Румынии - 78,2%. Объем торгового обмена с Румынией сократился на 16,8 процентов - до 130,5 млн. долларов США, а дефицит торгового баланса, хотя и сильно уменьшился, составил 52,5 млн. долларов США.
На 10-ом собрании межминистерских комитетов по молдо-румынским отношениям, проведенном в 2001 году в Кишиневе, была предпринята попытка изменить это положение. Новое правительство заявило о своем желании сделать эти отношения прагматичными как никогда.
Проекты, обсуждавшиеся на совещании, были довольно амбициозными. Чего стоит только намерение Румынии участвовать в приватизации молдавских электрораспределительных сетей, открыть товарную биржу…
Бухарест отнесся к этим проектам со всей серьезностью. Республику Молдова пригласили участвовать в завершении строительства 2-го блока атомной электростанции. Спустя всего две недели после заседания межминистерских комитетов в Кишинев прибыли представители первых 12 страховых обществ Румынии - настоящих гигантов финансового рынка Румынии. Затем Молдову посетила делегация Железнодорожных путей Румынии, с намерением начать переговоры по строительству железнодорожной линии Унгень - Кишинев с европейским стандартом колеи. Предлагается начать обсуждение участия Румынии в приватизации электрораспределительных сетей, в поставке тракторов.
То, что за всем этим последовало - сплошное разочарование. Предложения, поступившие из Бухареста, были либо отклонены, либо проигнорированы молдавской стороной. Ни один из проектов, обсуждавшихся на июльском 2001 г. совещании, не был осуществлен.
На этом фоне торговля между двумя соседними государствами продолжает сокращаться. Румыния, которая 5-6 лет тому назад занимала третье место в списке партнеров Республики Молдова, после первого квартала нынешнего года спустилась на шестую позицию среди стран, в которые Молдова экспортирует товары и услуги и, соответственно, на четвертое место среди стран, из которых она импортирует.
В январе-марте с.г. объем экспорта Республики Молдова в Румынию уменьшился на 29,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а импорт из Румынии сократился на 37,4%. Это самое драматическое сокращение за последние пять лет, зарегистрированное за столь короткий отрезок времени.
Последние официальные данные свидетельствуют о том, что на третьей позиции в списке торговых партнеров Республики Молдова, традиционно занимаемое Румынией, все уютнее устраивается Беларусь.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |