Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова Ази,
12 июня 2002
Игор Мунтяну
4-6 июня 2002 г., обе палаты Конгресса Местных и Региональных Властей Совета Европы собрались в Страсбурге, чтобы обсудить выводы, представленные докладчиками СЕ по ситуации местной и региональной автономии в Республике Молдова. По мнению некоторых официальных представителей КМРВСЕ, Резолюция, принятая по ситуации местной и региональной автономии в Молдове, может быть названа самым категоричным официальным документом, принятым в истории Совета Европы. Помимо рекомендаций по поводу преодоления нынешнего кризиса системы местной публичной администрации, Резолюция ссылается в нескольких строках на то, что Правительство РМ избегает принимать необходимые шаги по приведению ее в соответствие с принципами и нормами, признанными европейскими конвенциями, ратифицированными на данный момент Республикой Молдова, чем и объясняется то значительное количество законодательных противоречий, административных злоупотреблений и даже ошибочных политик, которые подрывают автономное функционирование местных властей в нашей стране.
В документе перечислены минимум 20 вопиющих противоречий между законами, принятыми 27 декабря 2001 г. (Закон № 764-XI о территориально-административном устройстве и Закон № 782-XV о местной публичной администрации) и положениями, содержащимися в Европейской Хартии о местной автономии, ратифицированной Парламентом Республики Молдова 2.10.97. Наконец данная резолюция подтверждает глубокую озабоченность Совета Европы в связи с кризисом власти в Республике Молдова, которая не извлекает полезных уроков из применения процедуры международного мониторинга.
В целом регрессы, отмеченные в Резолюции КМРВ Совета Европы, держатся на трех "идеологических китах" правящей партии Молдовы: (1) тоска по старому режиму, (2) реваншистское отношение к реформам последнего десятилетия и (3) органическое неприятие коммунистов истинной плюралистической демократии. Эти регрессивно-ностальгически-антидемократические настроения ПКРМ считается одной из важнейших причин, породивших кризис системы местной публичной администрации в Республике Молдова, которая к тому же побуждает официальных кишиневских представителей безбожно лгать, выказывать брутальное и непозволительное отношение к рекомендациям и оценкам, сделанным по вопросу местной автономии в Молдове в течение последнего года. Даже поверхностный анализ положений Закона № 781-XIV 2001 г. о местной публичной администрации усиливает подозрение, что Правительство не стремится к децентрализации местной власти (которую рассматривает только в качестве ИНСТРУМЕНТА центральной власти, что прямо противоречит принципу вспомогательности, гласящему в ст. 4 (3) Европейской Хартии, что "ни одно решение не должно приниматься органом власти высшего уровня, если оно может быть приято на более низком уровне"). Обвинения, предъявленные региональным органам публичной власти, которые якобы "создали государства в государстве" (Воронин), а также горячее отстаивание вице-премьер-министром Василием Иоввом идеи построения "вертикали государственной власти" и "более тесной интеграции исполнительных властей: низшего и высшего уровня" доказывают однозначный регресс Республики Молдова в плане перехода к демократии и трудно согласуются с традициями и принципами, признанными Европейской хартией о местной автономии.
Очевидно, что в течение последних полутора лет пребывания у власти ПКРМ в Молдове произошло несколько событий, которые должны были по крайней мере обратить внимание руководства на невозможность внедрения централистской системы администрации на местном уровне. Прежде всего, это активизация ассоциаций примаров, которые в своих открытых письмах, заявлениях для прессы и форумах на национальном уровне потребовали положить конец попыткам восстановить районы и создать так называемую "вертикаль власти". По настоянию участников Собрания Примаров от 12 сентября 2001 г. премьер-министр Василе Тарлев пообещал, что Правительство не будет предпринимать никаких действий, задевающих интересы органов местного самоуправления, без предварительной консультации их мнения и без одобрения специалистов в данной области. Еще в октябре 2001 года докладчики КМРВСЕ обращали внимание руководителей-коммунистов на то, что в действительности возврат к районам противоречит принципам регионального развития, содержащимся в Рекомендациях 38 (1998 г.) и 84 (2000 г.), и может направить Республику Молдова по пути, несовместимому с европейскими стандартами. Было указано и на то, что, вопреки заверениям в соблюдении местной автономии, центральное Правительство ратует за укрепление так называемой "вертикали власти", что равносильно отрицанию местной автономии и насаждению авторитарного централизма во всех аспектах местной публичной жизни.
Отметим, что по прямому требованию докладчиков КМРВСЕ председатель парламентской комиссии по публичной администрации дал официальное обещание проконсультироваться с КМРВСЕ в вопросе соответствия обсуждаемых в Парламенте законов положениям Европейской хартии, но это обещание не было выполнено. Вместо того чтобы проконсультироваться с экспертами КМРВСЕ, только в декабре 2001 года Секретариат Конгресса был "проконсультирован" о том, что Правительство Республики Молдова уже дало положительный отзыв по законопроекту, подготовленному парламентской комиссией руководимой Василием Иоввом. Но вместо того, чтобы представить солидную аргументацию огромных расходов, необходимых для восстановления системы районов, авторы законопроекта имели наглость оперировать перед Делегацией КМВРСЕ такими доводами, как "сотни и тысячи писем от трудовых коллективов и граждан в пользу районов". Ситуация стала поистине смешной с того момента, когда число писем, поступивших в адрес Парламента и Правительства начало меняться от одного чиновника к другому, так что в конце концов выяснилось, что на самом деле по большей части эти письма были вымыслом.
Лицемерие, подлог и манипулирование являются, к сожалению, единственными методами, которыми нынешнее коммунистическое руководство Республики Молдова способно удержаться у власти.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |