Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
В Госдуме началось обсуждение поправок в Федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон о въезде и выезде) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Правоприменительная практика данных законов в редакции 2003 и 2002 года, соответственно, выявила многие нестыковки между законами, а также показала необходимость изменений некоторых норм в первую очередь Закона о въезде и выезде. Законопроект о внесении изменений в эти, очень важные для соотечественников за рубежом законы внес депутат В.Н.Плигин, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Проект направлен в Комитеты Госдумы для обсуждения и подготовки его к рассмотрению в первом чтении в декабре 2004 года. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел его на заседании 10 декабря и рекомендовал принять в первом чтении с учетом отзывов и замечаний депутатов.
А замечания к законопроекту были высказаны серьезные. В первую очередь – это «профильные» для данного Комитета замечания: в предложенном законопроекте не упоминаются соотечественники. Некоторые выступавшие рекомендовали разработчику не торопиться с вынесением законопроекта на первое чтение, а прежде его существенно доработать. Депутат Гуров не согласен со снятием трехсуточного безвизового въезда для пассажиров круизных пароходов, что по его сведениям существенно подорвет туристический бизнес в Санкт-Петербурге, который он представляет в Госдуме. Депутатов беспокоит требование наличия загранпаспортов для въезда и выезда из России внутри СНГ, которое вступает в силу с 1 января 2005 года. В частности депутат Савельев высказался за необходимость специальной оговорки, снимающей это требование с граждан Белоруссии, в связи с наличием соответствующей нормы в Союзном Договоре России и Белоруссии.
Депутаты высказали серьезную озабоченность целесообразностью применения принципа взаимности по отношению ко всем государствам. В частности депутат К.Ф.Затулин подчеркнул, что «принципа взаимности не существует для государства, а существует принцип его международных обязательств и его государственных интересов» Всегда ли надо руководствоваться «взаимностью»? В каких-то случаях, может быть, целесообразно иметь ассиметрию. Иногда – довольно жесткую. Иногда – более мягкую. К.Ф.Затулин также отметил слабую сторону законопроекта, который «забыл» про соотечественников, проживающих за рубежом. Он не согласился и с нормой, предложенной в подпункте 10 пункта 19 законопроекта, где причиной для отказа во въезде в Россию названы «действия явно неуважительного характера по отношению к Российской Федерации, федеральным органам государственной власти Российской Федерации или государственным символам Российской Федерации либо действия неуважительного характера по отношению к исторически сложившимся (существующим) и общепризнанным в Российской Федерации духовным, культурным или общественным ценностям, либо действия, причинившие существенный материальный ущерб российской Федерации, либо действия, нанесшие или наносящие существенный ущерб международному престижу Российской Федерации, либо иные неуважительные или недружественные действия в отношении Российской Федерацией признанные таковыми Президентом РФ, Госдумой, Советом Федерации, Правительством РФ, либо если факт совершения таких действий установлен вступившим в законную силу решением (приговором) суда или арбитражного суда». Эта норма порождает произвол чиновников и дает основания другим странам предъявить России претензии в покушении на свободу мнений. К.Затулин был объявлен на Украине персоной «нон-грата» и знает, что такое сведение счетов по политическим мотивам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |