Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
к Решению Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками от 10 декабря 2004 г. «О проекте федерального закона №111764-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации и в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (о регулировании вопросов въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об уточнении правовых норм о порядке их пребывания в Российской Федерации выезда из России) (первое чтение)»
ЗАМЕЧАНИЯ
1. Предложенная в п.п.10 п.19 норма законопроекта о действиях «неуважительного характера», которые дают основания для отказа во въезде в Российскую Федерацию, носит расплывчатый характер и может произвольно трактоваться исполнителями. Введение данной нормы в российское законодательство дает право какому-либо чиновнику, например, запретить въезд в Россию тем лицам, которые на взгляд этого чиновника «неуважительно» высказываются по поводу ситуации в России. Эта норма обеспечивает правовую основу для списков «невъездых» журналистов, политиков, имеющих критический взгляд на нашу действительность. Данная норма создает предпосылки наступления на свободу слова и даст основания обвинять Россию в покушении на эту свободу. К тому же эта норма, по принципу «взаимности», может обернуться и против нас, поскольку послужит оправданием для зарубежных ведомств, включающих в списки персон «нон-грата» россиян, которые «не нравятся» своей позицией в оценке ситуации в этих странах. В тех случаях, когда въезд того или иного одиозного лица нежелателен по «идеологическим» основаниям, отказать ему во въезде можно и без ссылки на закон. Поэтому п.п.10 п.19 законопроекта считаю излишним.
2. Законопроект, за одним исключением (п.п.2 п.10), вносящим дополнительный пункт в статью 25, не предусматривает исправления ситуации по правилам въезда в Россию для российских соотечественников, проживающих за рубежом.
Необходимо учесть, что миллионы наших соотечественников, оказавшихся за рубежом в результате развала СССР, после принятия поправок в 2003 году в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оказались приравнены к любым другим иностранцам или лицам без гражданства при оформлении въездных документов. Безвизовое пространство сокращается. Это сокращение будет продолжаться. К республикам Прибалтики добавляются другие постсоветские государства. Это означает, что увеличивается число наших соотечественников, проживающих в этих странах и не являющиеся гражданами России, которые сейчас вынуждены идти по общей процедуре оформления въезда в Россию. Преференции для них, записанные в ФЗ «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», остаются пустой декларацией. В то же время, решение вопроса об упрощенном порядке оформления права на въезд в Россию для соотечественников – это одна из беззатратных возможностей проявить реальную заботу о них. О необходимости исправить ситуацию и облегчить порядок получения визы для этой категории лиц говорилось неоднократно, в том числе и в стенах Госдумы. Об этом свидетельствуют документы круглых столов, парламентских слушаний, заявления Совета соотечественников при Государственной Думе, который, к сожалению, так и не начал функционировать в нынешнем созыве.
2.1. Необходимо учесть интересы наших соотечественников - граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, при въезде их в Российскую Федерацию совместно с членами семьи, являющимися иностранными гражданами. В этом случае нужно предусмотреть, что данные граждане России могут иметь не только супругов и детей (как это сделано в обсуждаемом законопроекте депутата Плигина), но и родителей, бабушек-дедушек, внуков, иных родственников по прямой линии.
2.2. Следует учесть, что миллионы наших соотечественников в Прибалтике и странах СНГ являются гражданами стран проживания, но при этом многие из них остаются кровно связанными с Россией, где родились, где похоронены их близкие. После принятия поправок в 2003 году в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» эта категория соотечественников оказалась отрезанной от Родины визовым режимом. Для многих уже некому в России сделать приглашение, и они не имеют возможность посетить родные места и могилы. Необходимо предоставить им право получения визы по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания.
2.3. Нельзя забывать об участниках Великой Отечественной Войны, участниках Трудового Фронта, которые в настоящее время проживают за рубежом и являются иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эта категория ветеранов также должна получить право получения визы по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания.
2.4. Следует помнить, что вследствие дискриминационных законов в Латвии и Эстонии более 600 тысяч наших соотечественников, бывших граждан СССР являются «негражданами» этих государств (около 500 тысяч - в Латвии и около 160 тысяч – в Эстонии). Для данной категории лиц предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации даже в действующем, достаточно суровом законе о гражданстве. Необходимо предусмотреть упрощенный порядок оформления виз для данной категории соотечественников (по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Необходимо доработать законопроект перед внесением на первое чтение с учетом следующих предложений:
Для устранения возможности использования визового режима для политической дискриминации и ограничений свободы слова подпункт 10 пункта 19 изъять из законопроекта.
Для учета в правилах въезда в Россию интересов наших соотечественников, проживающих за рубежом, внести изменения в формулировку подпункта 2 пункта 10 законопроекта, изложив его в следующей редакции:
«2) после пункта 4дополнить новыми пунктами 5, 6, 7, 8 следующего содержания:
«5) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению гражданина Российской Федерации в отношении супруга либо родственника по прямой линии –иностранных граждан – о совместном с ним въезде в Российскую Федерацию;
6) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного гражданина, родившегося в Российской Федерации, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
7) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного гражданина - участника Великой Отечественной Войны или участника Трудового Фронта о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
8) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению лица, имевшем ранее гражданство СССР, проживающего в государстве, входившем в состав СССР, не получившим гражданство государства проживания и оставшееся в результате этого лицом без гражданства, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
пункты 5, 6, 7 считать пунктами 9, 10, 11 соответственно».
10 декабря на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками также обсуждалась ситуация на Украине и проект предложенного фракцией ЛДПР заявления с оценкой антиконституционных действий украинской оппозиции. После бурных дебатов о целесообразности принятия каких-либо заявлений, депутаты, как заметил глава Комитета Андрей Кокошин, пришли к консенсусу о нерекомендации к принятию заявления.
Предлагаем Вашему вниманию проект заявления Государственной думы, предложенный для обсуждения на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками фракцией ЛДПР.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |