Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Содержание, вкладываемое в понятие «национальное меньшинство» в социологии, истории, антропологии, политологии и других дисциплинах существенно различается. Разработка данного понятия в международном праве связана с необходимостью отграничить данную категорию в целях правовой защиты соответствующих групп населения, поэтому некоторые общности, являющиеся национальными меньшинствами в обыденном смысле или признаваемые таковыми в других науках, с точки зрения международного права, таковыми не являются. Типичный пример – иностранцы, которые могут образовывать и образуют во многих странах этническую общность, но при этом не являются ею в правовом смысле, т.е. не могут рассчитывать на правовую защиту в качестве национального меньшинства.
Дебаты вокруг этого понятия не затихают в Латвии, поскольку стране рано или поздно придется ратифицировать конвенцию о национальных меньшинствах и определиться, кто же в Латвийской Республике является «национальным меньшинством». С мнениями латвийских политиков Вы можете ознакомиться в публикуемых ниже материалах.
Статус нацменьшинства: для граждан, для "старых граждан" или для всех?
6.12.2004, DELFI
После того, как вопрос о ратификации Конвенции Европарламента о защите прав нацменьшинств стал актуальным, в Латвии начались дискуссии о том, кого именно считать представителем национального меньшинства. Часть политиков предполагает, что такой статус могут получить лишь те, кто жил в Латвии до 1940 года, а также их потомки, пишет Diena.
Каждая страна имеет право на собственное определение национального меньшинства, таким образом выделяя круг лиц, попадающих под защиту конвенции — принимая этот документ, европейские государства не сумели прийти к единому мнению.
Среди латвийских политиков нет единой позиции по этому вопросу. Так, министр иностранных дел Артис Пабрикс (Народная партия), который взял на себя инициативу организовать ратификацию конвенции, полагает, что в Латвии понятие "национальное меньшинство" в контексте конвенции распространяется только на тех жителей нелатышской национальности, которые проживали в стране до 17 июня 1940 года, а также на их потомков. "Те, кто по этому определению не принадлежит к меньшинству, но ассоциирует себя с ним, может свободно использовать права и возможности нацменьшинств, которые дает конвенция", — считает Пабрикс.
Директор Департамента общественной интеграции секретариата министра по особым поручениям в делах общественной интеграции Рейнис Аболтиньш против идеи делить нелатышей на две части — тех, у кого есть исторические связи с Латвией и тех, кто приехал в страну после 1940 года. "Те, кто натурализовался, будут чувствовать обиду, потому что у них не будет равных с остальными прав", — считает он. Кроме того, по мнению Аболтиньша, здесь есть противоречие с Сатверсме, которая не делит нацменьшинства по гражданству.
Пабрикс считает, что "напряжение вначале возможно, но оно управляемо". Аболтиньш предлагает распространять определение нацменьшинства на граждан и неграждан Латвии, постоянно проживающих в стране. По мнению бывшего министра интеграции Нила Муйжниекса, в виде компромисса понятие "нацменьшинство" надо распространить только на граждан Латвии, так как "нужно вложить оценку прошлого в дефиницию". По его мнению, на деле это не будет делить нацменьшинства на граждан и неграждан — скорее, здесь имеет место политическое, а не практическое значение.
Предполагается, что в Латвии на практике конвенция гарантирует равные права и гражданам, и негражданам Латвии, отмечает Diena. Эта модель уже реализована в Эстонии, где нацменьшинством в контексте конвенции считаются только граждане страны.
Кирштейнс: ратификация конвенции о нацменьшинствах нужна России7.12.2004, LETA
Ратификация Рамочной конвенции о правах национальных меньшинств и ее реализация на практике выгодна России, чтобы попытаться повлиять на Латвию и потребовать для иммигрантов таких же прав, как для традиционных меньшинств, заявил LETA председатель парламентской комиссии по иностранным делам Александр Кирштейнс.
По его словам, цель ратификации конвенции — политическая, а не истинная забота об интересах меньшинств Латвии. Кроме того, ряд статей конвенции противоречит латвийскому законодательству, а именно законам о языке, об образовании, о радио и телевидении.
По словам руководителя комиссии, по-прежнему не ясно, к каким меньшинствам будет относиться конвенция. Депутат уверен, что русскоязычных, которые приехали в Латвию в годы советской оккупации, нельзя относить к нацменьшинству и нужно считать иммигрантами. Этим людям для сохранения идентичности не нужны особые условия, которые распространяются на нацменьшинства в соответствии с конвенцией. По мнению Кирштейнса, в Латвии в особой защите нуждаются только два меньшинства — ливы и цыгане.
По данным переписи населения 1935 года, в Латвии проживало 168 266 русских, сейчас — 668 000. "Вопрос в том, откуда взялись эти 500 000. То, что они не являются национальным меньшинством, совершенно ясно", — подчеркнул Кирштейнс. Права этих людей отличаются от прав нацменьшинств, и если Латвия включит всех русскоязычных в список защищаемых нацменьшинств, она не сможет отразить претензии России, которая заинтересована в расширении прав этих людей в Латвии.
Как напомнил Кирштейнс, Эстония ратифицировала конвенцию, распространив ее только на граждан, но и это не спасло ее от нападок со стороны России. Если считать, что цель ратификации состоит в отражении претензий со стороны России, то эта цель достигнута не будет, считает глава комиссии. "Россию интересуют эти незаконно въехавшие 500 тыс.", добавил он. Кроме того, Россия может позволить себе потратить в 100 раз больше средств на разъяснение своей точки зрения международному сообществу.
В случае Латвии неоднозначно следует расценивать и требование о создании особых условий для выражения, сохранения и развития идентичности нацменьшинств. "Даже если мы допустим, что исторически нашим меньшинством были 168 тыс. русских, разве задача Латвийского государства, Министерства образования и планировщиков бюджета заключается в сохранении русской идентичности и разве нет другой страны, которая может сделать это гораздо лучше", — сказал депутат. Латвия должна заботиться только о тех меньшинствах, которые не имеют своего государства, которое защищало бы их интересы.
Ошибочно также утверждать, по словам Кирштейнса, что все нелатыши, которые проживали в Латвии до 1949 года, принадлежат к нацменьшинствам. В целом тогда в Латвии проживало 26 этнических групп, в том числе шведы, венгры, греки, финны, немцы, евреи и другие, и как минимум 10 групп насчитывало по 1000 и более человек.
Говоря о противоречиях между конвенцией и национальным законодательством, Кирштейнс указал, что внесения оговорок о названиях улиц в нее недостаточно. В соответствии со ст. 11 конвенции, любое принадлежащее к меньшинствам лицо имеет право размещать надписи и другого рода информацию в публичных местах на своем языке.
На практике это означало бы, что русские, принадлежащие которым предприятия расположены, например, на улице Бривибас в Риге и в других крупных городах, могли бы размещать на фасадах зданий вывески на своем языке. Это не только изменило бы визуальный облик городов, но и противоречило бы закону о языке.
Конвенция нужна России, чтобы в соответствующий момент пожаловаться европейским органам и заявить международной общественности, что Латвия конвенцию не выполняет, заявил депутат. Он не отрицает также, что введение конвенции означает легализацию в Латвии двухобщинного общества.
По мнению Кирштейнса, необходима широкая общественная дискуссия о значении и отдельных понятиях конвенции.
Даже верховный комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Рольф Экеус признал, что Швеция распространила конвенцию только на старые меньшинства, то есть проживавшие в стране до конца 19-го века, и это внутриполитический вопрос. Во Франции, например, меньшинств нет — есть граждане и иностранцы, напомнил Кирштейнс.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |