Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Или несколько слов о достижениях русских людей Галиции, Буковины и Закарпатья в области культуры. Когда мы говорим о москвофилах, то, в первую очередь, конечно же, имеем в виду их непрестанную борьбу в сфере исключительно политической. И это, безусловно, верно, ибо деятелей этого направления Русской общественной мысли невозможно представить себе без постоянного противодействия разного рода могильщикам Отечества, пытающихся, в силу личной корысти, либо продать последнее австрийцам и немцам, либо же разделить его на «окремишни», «незалежни» территории, племена и уделы.
01.12.2004., Русская Правда
Александр Машкин
Однако не меньшую роль, чем политика, в жизни местных москвофилов всегда играла и деятельность чисто культурная. О данном моменте часто забывают, пытаясь представить всех сторонников единства русского этноса этакими «Иванами, собственного родства не помнящими и лаптями щи хлебавшими». Ну что ж, придется напомнить…
Филологические изыскания
Для начала – крохотная цитата, как бы небольшое предисловие к тому, насколько трогательно враги исторической Руси нас, русских, любили, любят и продолжают любить: «Они, москвофилы, писали свои «произведения» на дикой смеси польского, украинского и русского языков, смеси, подлинного значения отдельных элементов которой зачастую не понимали и сами. И на этом-то, с позволения сказать, «суржике» пытались даже издавать собственную газету».
Прочитаешь подобное и не знаешь, то ли плакать о судьбах учеников 9-х классов национальных школ, для которых этот текст предназначен, то ли смеяться над банальным невежеством доктора исторических наук, написавшего такое. Ведь неведомо ему, бедному, что для того, чтобы, к примеру, синтезировать вышеозначенные три языка в один, нужно, как говорится, назубок знать каждый из них, уметь излагать собственные мысли, вплоть до самых потаенных, на всех трех.
И действительно – глубоко изучали польскую грамматику, упражнялись в русской, проникали во внутренние закономерности малороссийского наречия. Чтобы, подобно русичам времен Ярослава Мудрого, понимать жителя русского Привисленского края и Малой Польши – Куявии без посредников и толмачей.
Русская Троица»
Все началось с того, что три студента Львовского университета во главе с Яковом Головацким, влюбленные в Русскую историю и желающие добра своей земле, решили, что им уже давно пора чем-то проявить себя в опостылевшем польском окружении. Они стали ездить по селам, городам и местечкам, записывать народные песни, сказки, легенды, крылатые выражения и поговорки, изучать быт родного народа, его прошлое. Нелегкими были те путешествия, не раз навлекали они на головы их участников неприятности, обыски и аресты со стороны австрийских властей. Однако и практические результаты были не менее впечатляющими: из-под пера еще вчерашних студентов-приготовишек выходят «Книга для чтения детям в училищах русских», альманах «Русалка Днестровая», сборник народных песен.
«Эти безумцы хотят воскресить давно мертвую в нашем крае русскую народность» – кричали им устами директора Лембергской полиции враги всего русского.
Ответом же им были сколь прекрасные, столь и величественные слова одного из «братчиков»:
Русская мать нас родила,
Русская мать нас няньчила,
Русская мать нас любила.
Так почему же язык ее нам не мил?
Отчего его стыдимся,
А речь чужую превозносим?
Геополитические изыскания
Москвофилы всегда считали, что никакой особой «украинской нации» не было, нет и быть не может. Вместо же подобного рода трайбалистских происков, порожденных, по их мнению, «в корне враждебной Русскому духу австро-немецкой пропагандой», они выдвигали тезис о существовании на просторах от Карпат и до Камчатки единой великорусской народности. Сколько злобных нападок вызывал у их врагов этот научный тезис, пока, наконец, не был окончательно подтвержден практикой.
…Когда в 1848 году русские войска по приказу Императора Николая Первого вошли в Галицию, чтобы помочь Царствующему Дому Габсбургов на корню подавить так называемую «австрийскую революцию», местные жители были удивлены тем, что пришельцы говорят на таком же языке, как и они. Солдаты же, в свою очередь, тоже немало потешались, видя, что дома галичан сделаны «в сруб», точь-в-точь как, скажем, где-нибудь в Архангелогородской или Вологодской губерниях. Аналогичная ситуация имела место и в 1-ю Мировую войну.
И, добавим от себя, повторится и тогда, когда народ наш, проснувшись от коммунистической спячки, демократического жлобизма вновь обретет черты воина и героя.
Достижения на ниве истории
Прошлым родного края занимались многие москвофилы. Однако наибольших результатов достигли здесь пять-шесть избранных, то есть тех, кому упражняться в сфере «мировой учительницы жизни» было предназначено самим Богом.
Этнограф, историк и архивист Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862) родился в дворянской семье в одном из поместий Сяноцкого уезда. Получив высшее образование, с 1829 года осел во Львове, где руководил типографией, библиотекой и древнехранилищем Православного Ставропигиального института. Автор таких научных монографий, как «Изыскания о песнях галицийского народа» (1823), «Очерки по истории русского народа в Галиции и церковной иерархии в этом Королевстве» (1837), «Хроника города Львова» (1844), «История древнего Галицко-Русского княжества» (3 части, 1852-1855). Писал на русском, немецком и польском языках, печатался во Львове, Вене, Москве и Киеве, был избран почетным членом Санкт-Петербургской (1842) и Киевской (1844) археографических Комиссий, член-корреспондентом Петербургской Академии Наук (1845).
Адольф Иванович Добрянский (1817-1901), происходил из семьи священника. Окончил философский факультет Кошицкого (Венгрия) (1833) и юридическое отделение Егерского (1836) университетов, Горно-Лесную академию в Баньской Бистрице (Словакия). Написал и в 1848 году издал «Букварь русский для школ в Галиции», а еще через 25 лет – свои известные «Патриотические письма», в которых прямо явил себя миру в качестве москвофила именно правоконсервативного толка.
Выпускник Инсбрукского (Австрия) университета, юрист и депутат рейхстага Марков…
Впрочем, довольно! Ибо не в количестве дело, а в качестве, не в силе Бог, а в правде!
А коль были на западной окраине Великой Руси все эти люди, значит, Русское Дело там не пропало, не пропадет и пропасть не может!
По определению!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |