Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рудольф Матвеев
Как и ожидалось, участники 12 – го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Софии довольно много внимания уделили вопросам, прямо или косвенно связанным с урегулированием приднестровского конфликта.
Во-первых, частично это произошло потому, что Кишинев в последнее время развернул бурную внешнеполитическую деятельность с целью обсуждения и принятия в ходе министерского форума т.н. Декларации по стабильности и безопасности для Республики Молдова, которая должна была стать, по его замыслу, как бы коллективной гарантией и содействием подписавших документ государств и европейских организаций в решении приднестровской проблемы, воссоединении страны и в ее дальнейшем демократическом суверенном развитии.
Во-вторых, США, страны Евросоюза и НАТО в очередной раз использовали трибуну ОБСЕ как средство давления на Россию, чтобы заставить ее выполнить обязательство по выводу своих войск и вывозу вооружений и боеприпасов из Приднестровья. C этим обещанием, как многие помнят, постарался в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле «крупный стратег» по выводу из-за границы наших войск во «чисто поле» бывший российский президент Б.Ельцин, хотя Россию об этом тогда никто не просил.
И вот, Вашингтон в лице госсекретаря США К.Пауэлла вновь заявил, что без вывода российских войск из Молдовы и Грузии Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе ратифицировано не будет.
В-третьих, Россия, стремившаяся сдвинуть с мертвой точки процесс приднестровского урегулирования и поддержать первоначальную идею президента РМ В.Воронина о заключении Пакта стабильности и безопасности для Молдовы от июня с.г., изложила в Софии свою позицию по этой проблеме, заявив вместе с тем о неприемлемости появившейся взамен пакта Декларации, которая кардинально изменила его содержание.
Москва напомнила также о том, что она выполнила свои обязательства по ДОВСЕ в конце 2001 г., когда из Приднестровья было вывезено или уничтожено (утилизировано) на месте более 360 единиц тяжелого вооружения (танки, бронемашины, артиллерийские установки), попадавших под ограничения по договору. Что касается вывода войск, то, по мнению российской стороны, решение этого вопроса лежит в плоскости двусторонних отношений России с Молдовой и Грузией, у которых в этой связи есть свои собственные обязательства.
Делегация США еще раз продемонстрировала на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Софии, что главным для Вашингтона был и остается вопрос о выводе российских войск из Приднестровья, а не подписание Декларации. А каким будет государственное устройство будущей Молдавии и каким – формат переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, для него, как оказывается, в сущности, вторично.
Позиция американцев относительно ратификации адаптированного ДОВСЕ, конечно, была известна Кишиневу, но то, что американский представитель ничего не скажет о значимости подписания Декларации по Молдове для укрепления стабильности в регионе и на континенте, было для молдаван неожиданностью.
Хотя мотивы таких действий, как кажется, вполне объяснимы. Видя, что Россия категорически не воспринимает новую декларацию и не намерена ее подписывать, без чего документ будет явно нежизнеспособен, США решили не заострять на нем внимание и сосредоточиться на главной задаче – необходимости добиваться вывода российских военных и вывоза боеприпасов из Приднестровья.
Кроме того, на наш взгляд, американцы решили не торопиться еще и потому, что вскоре у них могут появиться и другие варианты решения проблемы Приднестровья. В случае прихода (привода) к власти на Украине откровенно прозападного политика В.Ющенко, а для этого США делают все возможное, приднестровское урегулирование может приобрести совершенно другие параметры, когда у Приднестровья будет не много шансов рассчитывать не только на возможное самостоятельное существование, но и на получение особого статуса в составе Молдовы. Вряд ли новая власть на Украине будет противиться установлению жесткого таможенного контроля со стороны Запада и Молдовы на приднестровском участке молдавско-украинской границы, что делает экономическое выживание непокорного Приднестровья весьма проблематичным.
А интересы примерно 200 тысяч этнических украинцев и 30 тысяч проживающих в регионе граждан Украины В.Ющенко особенно беспокоить не будут, тем более, что последние почти все проголосовали за его политического противника В.Януковича.
Пока позиция Киева по приднестровскому урегулированию достаточно противоречива. С одной стороны, он по-прежнему выступает за сохранение пятистороннего формата переговоров и считает, что Кишинев и Тирасполь должны как можно быстрее вернуться за стол переговоров. А с другой стороны, на Украине не возражают против создания еще одного переговорного механизма с участием США и Евросоюза.
Выступая на заседании СМИД ОБСЕ в Софии, представитель ЕС, министр иностранных дел Нидерландов Б.Бот, как и К.Пауэлл, коснулся приднестровской проблемы, прежде всего, в части вывода российских военных из региона, но он говорил и о заинтересованности Евросоюза в принятии Декларации по Молдове.
О готовности присоединиться к декларации заявила также Румыния. Поддакнул в пользу ее подписания и представитель Грузии С.Зурабишвили, который выступал в этом вопросе, как он сказал, и от имени ГУУАМ.
Несмотря на такую поддержку, действия США на софийской встрече ОБСЕ обескуражили Кишинев. Притом и Россия накануне пленарного заседания СМИД еще раз дала понять молдаванам о неприемлемости для нее «пустопорожней» декларации. «Карточный домик» их надежд на подписание документа рассыпался на глазах.
В результате, у молдавского руководства, как это уже бывало, сдали нервы, и ничего не придумав иного, в Кишиневе было решено опять свалить все на Россию. Министр иностранных дел Молдовы А.Стратан в своем выступлении договорился до того, что назвал присутствие российских войск на территории страны военной оккупацией.
Чтобы говорить об «оккупации» Молдавии российскими войсками, на это нужно иметь очень большое воображение. Всех российских военных в Приднестровье сегодня насчитывается примерно 1500 человек, которые заняты в основном караульной службой, охраняя склады с вооружением и боеприпасами, оставшимися от 14-й армии. По мере вывоза российского военного имущества из Приднестровья число наших военных постепенно сокращалось. Еще совсем недавно Оперативная группа российских войск в ПМР насчитывала более 3 тысяч солдат и офицеров. Все это хорошо известно Кишиневу. В то же время молдавская сторона вместе с западными экспертами неоднократно высказывалась за усиление охраны военных арсеналов ОГРВ в приднестровском регионе, чтобы оружие, не дай бог, не попало в ненужные руки. А теперь что, разве Кишиневу уже безразлично, кому оно попадет. Хотя, может быть, так и задумано - тогда уж точно можно призвать западников решить приднестровскую проблему проверенным в Югославии и Ираке способом. А окажется ли на самом деле у приднестровцев это оружие, это уже не важно.
Вот в Ираке – это действительно оккупация в чистом виде, где присутствуют и молдавские военные, помогая американцам «демократизировать» Ирак и его население.
В приднестровском регионе, кроме ОГРВ, дислоцируются также два батальона неполного состава миротворцев России (до 400 чел.), но которые входят в число тех же полутора тысяч российских военных, упомянутых выше. Эти миротворцы, наряду с миротворцами Молдовы и Приднестровья, составляют Совместные миротворческие силы и выполняют в соответствии с российско-молдавским Соглашением от 21 июля 1992 г. миссию по сохранению в зоне безопасности обстановки мира и стабильности.
Утверждения о том, что российские военные мешают достижению урегулирования приднестровской проблемы и даже поддерживают Тирасполь в его действиях по грубому нарушению прав человека в регионе, оставим на совести господина Стратана и его наставников.
Российский контингент миротворцев, играющий основную роль в осуществлении миротворческой операции, наоборот, помогает в создании условий для политического диалога пока еще конфликтующих сторон. Сегодня, когда до крайности обострились отношения между Кишиневом и Тирасполем, миротворцы являются сдерживающей силой, которая не дает «горячим» головам встать на путь силового вооруженного противостояния. Хотя не секрет, что уже были попытки столкнуть между собой даже миротворцев.
Истерика по поводу якобы «оккупации» Молдавии Россией, незаконности пребывания российских «войск» в Приднестровье и т.п., безусловно, преследовала также цель потрафить США, показать, что позиция нынешнего руководства страны в этом вопросе бескомпромиссна и нацелена на ликвидацию военного присутствия Москвы в регионе, чего так давно добивается Запад.
Хотелось бы отметить еще одно интересное обстоятельство. До выступления А.Стратана в Софии о русской оккупации Молдовы говорили лишь крайне правые, прорумынски настроенные националисты. Их основным лозунгом практически на всех антиправительственных манифестациях в Кишиневе было требование вывода российских «оккупантов». Ныне эту антироссийскую галиматью берут на вооружение официальные власти, коммунистическое правление Молдовы, которое и выжило в 2002 г. в противостоянии с радикальной националистической оппозицией, в значительной степени, благодаря политической и материальной помощи со стороны Кремля.
Зачем В.Воронину понадобилось «наводить тень на плетень» с выдумкой о российской оккупации страны, до конца понять трудно. Если это сделано также с прицелом на предстоящие парламентские выборы, вряд ли можно назвать акцию удачной находкой. Кроме национал-фронтистов Ю.Рошки, никто в Молдове, а тем более в Приднестровье, никогда не принимал и не принимает русских за оккупантов.
Возвращаясь к нашей теме приднестровского урегулирования и ее обсуждения на СМИД ОБСЕ в Софии, можно сказать, что расчеты Кишинева на подписание Декларации по Молдове не оправдались. Несмотря на оптимистическое заявление премьер-министра РМ В.Тарлева об успешном участии молдавской делегации в работе форума ОБСЕ в Болгарии, хвастать ей особенно нечем, разве что исполнением антироссийских экзерсисов.
Приднестровское урегулирование не сдвинулось не на шаг, хотя в скором времени, как полагает глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл, возможно, до конца года, удастся провести еще одну встречу представителей Кишинева и Тирасполя при участии посредников.
Однако незавершенность выборов на Украине, ужесточение политики Кишинева по отношению к Приднестровью, а также скорый старт предвыборной кампании в Молдове не дают оснований полагать, что в рамках этой встречи могут появиться какие-либо позитивные сдвиги в деле нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем.
На этом можно было статью и закончить, но на один вопрос все же пока нет ответа. Почему на проводимый Кишиневом антироссийский курс Москва не реагирует должным образом?
Было одно-два заявления МИД России, в которых слегка пожурили молдаван за «неправильное поведение», и все. Возможно, последует еще одно «китайское предупреждение» в связи с последним заявлением А.Стратана в Софии. Но «Васька слушает и ест». Молдова как получала из России электроэнергию по льготным ценам, так и получает. Как получала российский газ, так и получает, несмотря на большую задолженность. Больше того, газпромовская дочерняя компания «Газэкспорт», поставляющая в Молдову 40% природного газа, намерена теперь продавать его по цене в 65-67 долл. США за 1 тыс. кубов, вместо 80 долл.
Россия уже заявила о готовности реструктуризировать государственный долг Молдовы (более 120 млн. долл. США) и исторические долги за поставленный газ (еще 120 млн. долл.) с аннулированием пени и штрафных санкций за все предыдущие годы.
Уже скоро Молдова будет поставлять на российский рынок без всяких ограничений сахар, табак и табачные изделия, спирт и т.д.
Конечно, речь не идет о сокращении экономических связей с Молдовой, да это и невозможно сделать. Речь идет о том, чтобы двустороннее сотрудничество между нашими странами было в полной мере выгодным и российскому государству, а не только Кишиневу. Наверное, молдавскому руководству все же стоило бы задуматься над тем, что сегодня, накануне парламентских выборов его позиции в стране были бы не столь предпочтительными по сравнению с его политическими противниками, если бы не лояльное к нему отношение со стороны России.
К сожалению, последние события в Кишиневе показывают, что со здравым смыслом у молдавских правителей дела обстоят все хуже и хуже. Достаточно прочитать выступление президента и лидера коммунистов Молдовы В.Воронина на V съезде ПКРМ, особенно в той части, где он говорит об урегулировании проблемы Приднестровья.
Создается впечатление, что В.Воронину урегулирование и не нужно. Тональность заявлений молдавского президента становится все более агрессивной, и не только по отношению к Приднестровью, но и по отношению к России, Украине. Довольно много тяжелых камней (обвинений) бросил он и в огород своих коллег, находившихся до него у власти в Молдове.
Нагнетаемая президентом атмосфера хулы и ненависти к Приднестровью ставит под угрозу весь процесс приднестровского урегулирования. Да и славянское население Молдовы теперь трижды подумает, прежде чем голосовать за молдавских коммунистов и самого Воронина.
Вообще, неплохо Кишиневу было бы помнить, что навязанные навязчивые идеи до хорошего никогда не доводили. Не хотелось, чтобы В.Воронина постигла печальная судьба бывшего министра обороны США, ныне давно покойного Д.Форрестола, который с криком «Русские идут!», выбросился из окна.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |