Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кавказ в геополитических и экономических интересах России

Михаил Александров, доктор политологии

Текст выступления на научно-практической конференции “Внешнеполитические проблемы Кавказского региона“ в Дипломатической Академии МИД России 14 декабря 2004 года.

Геополитические интересы России на Кавказе следует рассматривать прежде всего как интересы безопасности. Вообще, использование понятия “геополитический“ применительно к политике России на нынешнем историческом этапе не совсем верно. Дело в том, что геополитический интерес подразумевает некую экспансию, некую заявку на глобализм. Вот если бы Россия, как ранее Советский Союз, подталкивала революцию где-нибудь в Никарагуа, то тогда, пожалуй, было бы правильно говорить о геополитических интересах России в Латинской Америке. Поэтому применительно к Закавказью сейчас вполне оправдано говорить о геополитических интересах США и Евросоюза, но не России.

Что касается России, то ее интересы в этом регионе достаточно приземленные, вполне конкретные и направлены просто на обеспечение выживания страны. Ни о каком экспансионизме и глобализме здесь речь, естественно, не идет. Но тем более значимыми представляются эти интересы. Если от глобалистских и экспансионистских планов можно в принципе отказаться, то отказаться от своего собственного выживания нельзя. Это должно предполагать, что за интересы безопасности борьба должна вестись не на жизнь, а на смерть, не брезгуя никакими средствами и приемами.

С точки зрения безопасности Кавказ представляет для России ключевую точку, поскольку через него потенциальный противник может добиться двух стратегических целей – геополитического окружения России и ее последующей территориальной дезинтеграции. Во-первых, через Закавказье может быть осуществлена стратегическая смычка между Черным и Каспийским морями. Во-вторых, этнический состав российского Северного Кавказа неоднороден. Часть населения региона традиционно настроена антироссийски и может быть использована для разжигания межнациональных конфликтов и ведения против России диверсионно-террористической войны. В-третьих, регион с его горным рельефом идеально подходит для ведения такой войны из-за проницаемости границы, ограниченности транспортных путей и их уязвимости, а также сложности обнаружения и преследования диверсионно-террористических групп.

Не случайно, геополитические противники России традиционно использовали этот регион для развертывания подрывных действий против нашей страны. В 18 веке это делала Турция, в 19 веке - Англия, во время двух мировых войн - Германия. Сейчас эту политику проводят США и НАТО.

Впервые цель военно-политического закрепления в Закавказье была обозначена руководством НАТО примерно год назад. В начале ноября 2003 года заместитель командующего войсками США в Европе генерал Чарльз Уолд высказался в том смысле, что в охране нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан планируется задействовать военнослужащих США и НАТО. Отвечая на вопросы американской газеты “Дефенс Ньюз“, Уолд отметил, что одна из будущих задач американских военных - патрулирование и обеспечение безопасности нового трубопровода. "Большая часть нефти и газа идет в Западную Европу, и потому защита этих путей должна быть в интересах США и НАТО…. Это вообще миссия НАТО", - подчеркнул Уолд.

В апреле этого года Институт исследований Центральной Азии и Кавказа в Вашингтоне подготовил доклад на тему "Создание стабильности на Южном Кавказе: многосторонняя безопасность и роль НАТО". Авторами исследования были лица связанные с внешнеполитическим эстэблишментом США. В докладе указывалось на необходимость более широкого участия НАТО в делах Закавказья. Авторы доклада видели конечную цель в полной интеграции Грузии и Азербайджана в структуры НАТО.

И действительно, состаявшийся в июне сего года саммит НАТО в Стамбуле заявил о приоритетах альянса в Закавказье. В принятом на саммите коммюнике отмечалось, что страны НАТО сделают особый акцент “на взаимодействии с нашими партнерами в стратегически важных регионах Кавказа и Центральной Азии“. Для реализации этой цели в аппарате альянса появятся должности офицеров связи для Южного Кавказа и Центральной Азии, а также спецпредставителя Генсека НАТО в регионе. В Тбилиси скоро появится региональный офис НАТО. И хотя конкретно о намерении интегрировать Грузию и Азербайджан в структуры НАТО речь в коммюнике не шла, но с учетом логики и рекомендаций доклада, можно предположить, что это должно стать следующим этапом натовской стратегии в регионе.

Целью военно-политической стратегии НАТО в Закавказье является геополитическое окружение России. Выдвинув свои границы к нашим северным рубежам, НАТО теперь планирует охватить нас с Юга. Закавказье в этих планах – лишь первый шаг. Поставив под контроль перемычку между Черным и Каспийским морями, НАТО намерено выйти в Центральную Азию и закрепиться там. Целью стратегии геополитического окружения является не допустить реинтеграции постсоветского пространства под руководством Москвы. Данный план призван препятствовать превращению СНГ в мощный геополитический центр Евразии, способный успешно конкурировать с евроатлантической цивилизацией.

Более того, геополитическое окружение позволило бы НАТО проецировать нестабильность на наши южные рубежи, оказывая поддержку национал-сепаратистам в районах с этнически разнородным населением. Причем, у России оказались бы связаны руки для силового противодействия проникновению вооруженных банд и финансирования из сопредельных государств, так как они фактически оказались бы под военным протекторатом НАТО. Понятно, что зажатая в корсет этнических конфликтов, Россия будет просто не в состоянии влиять на мировую политику в других регионах, противостоять американскому гегемонизму и даже полноценно отстаивать свои экономические интересы.

Примечательно, что задача по геополитическому окружению России стала актуальной для НАТО только в последнее время. В период ельцинизма страна успешно деградировала сама собой, и каких то дополнительных усилий со стороны НАТО не требовалось. Но вдруг, западные политики с неудовольствием обнаружили, что процесс пошел в обратном направлении: развал не только не углубляется, но напротив, Россия начинает усиливаться и экономически и политически. Тут то и потребовались срочные меры, чтобы попытаться задавить этот процесс в зародыше.

В этих условиях российские интересы безопасности на Кавказе можно свести к двум взаимосвязанным задачам: воспрепятствование военному присутствию в регионе третьих стран и предотвращение диверсионно-террористической деятельности с территории сопредельных государств. Поэтому главная цель - не допустить интеграции стран Закавказья в НАТО и развертывания здесь натовских военных баз. В этом вопросе мы можем расчитывать на поддержку нашего военного союзника Армении. Важно также убедить Азербайджан придерживаться нейтралитета. Однако, наиболее слабым звеном является сейчас Грузия, руководство которой активно рвется в НАТО. Чтобы нейтрализовать эти устремления грузинской элиты, России следует использовать все имеющиеся рычаги. Это - и затягивание вывода российских военных баз из Грузии. Это – использование южно-осетинского и абхазского фактора. Это- и дестабилизация прозападного режима Саакашвили при помощи экономических рычагов.

Следовало бы начать активную работу по формированию пророссийских политических сил в самой Грузии. Хотя эта задача довольно затруднительна с учетом доминирования прозападных и зачастую антироссийских настроений в грузинской элите и нежелания нашего правительства оплачивать стратегически важные внешнеполитические мероприятия.

Экономические интересы в России в Закавказье тоже существенны. Правда, они имеют определенную специфику. Эти интересы не сводятся к наращиванию взаимной торговли. В масштабах российской экономики ее объем чрезвычайно мал. Так, в 2002 г. удельный вес стран Закавказья в общем товарообороте России со странами СНГ составил всего 2,6%. Для сравнения товарооборот с Белорусью – 38,3%, Украиной – 35,1%, Казахстаном – 16,9%. Причем потенциал роста торговли из за малой емкости внутреннего рынка указанных стран также не велик.

Инвестирование в производственный сектор закавказских государств имеет лишь ограниченое значение. Там имеются отдельные предприятия, представляющие интерес для российского бизнеса, но они не играют для России стратегической роли. Даже инвестирование в нефтяной сектор Азербайджана выглядит менее предпочтительным, чем нефтяные месторождения самой России. Не случайно, в Азербайджанском нефтяном секторе присутствует лишь ЛУКОЙЛ, и то, видимо, исключительно из-за личных предпочтений главы компании.

Единственным сектором экономики закавказских государств, куда активно идут российские инвестиции является энергитическая и транспортная инфраструктура. И это – не случайно. Этот регион является важным транзитным пунктом для выхода на рынки Среднего Востока и Южной Азии. По сути, речь идет о перспективе создания огромного евразийского рынка, способного успешно конкурировать с основными центрами мировой экономической силы. Причем полноценность этого рынка во многом будет зависеть от способности России вовлечь в него не только государства СНГ, но и влиятельные страны на границах СНГ, которые объективно оказались за бортом мировых интеграционных процессов. И для России важно контролировать, модернизировать и создавать новые транспортные и энергетические путепроводы, проходящие через Закавказье. Причем, сами страны региона очень сильно выиграли бы от обслуживания значительных товарных и энергетических потоков, идущих через их территорию.

Российские экономические интересы в Закавказье нашли отражение в доктрине “либеральной империи“, выдвинутой в 2003 году председателем РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом. Правда, затем Чубайс стушевался и больше не возвращался к этой теме на публике. В то же время, на практике данная линия продолжает проводиться. РАО ЕЭС продолжает свою экспансию в Закавказье. В Армении компания получила в управление Армянскую атомную электростанцию, Севано-Разданский каскад гидроэлектростанций и Разданскую ТЭС. В августе 2003 года РАО ЕЭС преобрело ключевые объекты грузинской электроэнергетики: тбилисскую распределительную систему "Тэласи", два энергоблока тбилисской ГРЭС и 50% акций AES-Transenergy‚ осуществляющей экспорт электроэнергии в Турцию, а также право на управление АО "Храмеси", включающее две ГЭС. РАО ЕЭС также заявила о своем интересе к энергетическим объектам Азербайджана и предложила сотрудничество в экспорте электроэнергии в третьи страны через территорию Азербайджана.

К этой политике активно подключился Газпром и “Российские железные дороги“. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания в ходе визита в Москву в мае сего года обсуждал с президентом РЖД Геннадием Фадеевым возможности развития железнодорожной инфраструктуры Грузии. В ходе переговоров речь шла и о соединении железных дорог всего Кавказа. На встрече с руководителем Газпрома Алексеем МиллеромЖвания обсуждал перспективы участия "Газпрома" в реализации газа на территории республики и в проектах по развитию газотранспортной системы. Газпром также намерен принять участие в строительстве газопровода Иран-Армения.

С Азербайджаном РЖД сотрудничает по проекту создания транспортного корридора Север-Юг‚ связывающего Россию с Ираном и далее с Индией. Для этой цели был создан международный консорциум в составе железнодорожных компаний Ирана, России и Азербайджана. Целью консорциума является проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию железнодорожной линии Газвин-Астара.

Таким образом, речь идет о попытке взять под российский контроль основные транзитные маршруты в Закавказье. И эта политика правильная. Ее надо приветствовать. Но она – однобокая. То чего не поняли и не могли понять авторы доктрины “либеральной империи“ является важность военно-политических факторов. Впрочем, люди, имеющие только экономическое образование, не способны мыслить в другой парадигме. Для них экономика решает все. Но это далеко не так.

Продвижение стратегических экономических интересов не возможно без продвижения военно-политических интересов. Экономические позициии не подкрепленные политическим влиянием весьма не устойчивы и, как показывает история, в любой момент могут быть утеряны. Взять хотя бы такой пример. Англия и Франция контролировали Суэцкий канал, вложили в него огромные деньги. А Египет взял все это и национализировал. Попытка решить вопрос силовым путем не удалась, так как США и СССР встали на сторону египтян. Но если, например, представить, что в Египте был бы проанглийский политический режим, то этого не произошло бы.

А вот – пример по теме Закавказья. Недавно Газпром заявил о намерении приобрести газово-распределительную систему Грузии. Тбилиси вроде бы стал рассматривать такой вариант. Но тут последовал окрик из Вашингтона. Грузия, мол, лишится преимуществ газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, если пойдет на этот шаг. Вот, вам и продвижение экономических интересов без политического влияния. Конечно, сейчас американское присутствие в Грузии еще далеко от абсолютного. И грузины могут согласиться все же газово-распределительную систему нам продать. Но предположим через десять лет Грузия перейдет под контроль НАТО. Там разместятся натовские базы, а наших не будет. И грузины возьмут и национализируют газово-распределительную систему. Скажут, что их при покупке обманули. И мы ничего не сможем сделать, как не смогли англичане и французы с Суэцким каналом.

Одним словом, российские экономические позиции в Закавказье без политической поддержки могут сохраняться, пока они не мешают другим крупным игрокам. Но стоит им захотеть, например, перекрыть транзитные пути через Закавказье и это будет немедленно сделано. Империю не построить на одних лишь экономических предпосылках. Всегда нужна силовая и политическая составляющие. Надо бороться за политическое и военное влияние. Но именно этого наши либералы никак не хотят делать.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ