Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
NewsInfo, 6 декабря 2004 г.
Д. Соловьев
Первая публикация в рамках проекта NewsInfo "Интересы России" посвящена Казахстану. Представление о том, что эта страна является стабильным и полностью предсказуемым соседом России можно отнести к главным достижениям нынешнего руководства. На самом деле ситуация в стране не так уж и безоблачна, несмотря на признанные успехи в рыночной экономике…
Суть в том, что модернизация экономики существенно опережает модернизацию политическую. В остальном - Казахстан не избежал ни одной из характерных болезней азиатской части постсоветского пространства, главной из которых является полное сохранение нео-клановой структуры не только политических, экономических, но и многих более-менее значимых процессов в стране.
Принципу "чужие здесь не ходят" Н. Назарбаев остается верен до сих пор. В последние два-три года президент осуществил основательную перестройку местных ФПГи, наконец, обозначил основные контуры нефтяного передела.
К 2000-му году основными игроками политико-экономического поля страны были финансово-политические группы двух зятьев Назарбаева – господ Алиева и Кулибаева – "курировавшие", соответственно, "силовые ведомства" и нефтяные ресурсы; "Металлургическая группа" А. Машкевича (до 1997 г. стратегическое руководство осуществлялось братьями Черными и британской компанией TWG, которые были вытеснены после отставки ныне проживающего в США экс-премьера Казахстана Кажегельдина) и так называемая "группа Ли", или "Павлодарская", занимающаяся нефтепереработкой и высокими технологиями. А также строительная и отчасти "перерабатывающая" группа Нуркадилова.
Так или иначе, все эти ФПГ были связаны либо с семьей, либо с администрацией президента, транслируя свое влияние в кабинет министров и в общественное сознание через подконтрольные СМИ.
Также следует отметить, что лидером в области масс-медиа была и остается дочь Н. Назарбаева Дарига – доктор политологии и обладатель приятного оперного голоса, который не раз по достоинству оценивала московская публика.
Со временем, в силу естественной, но необычайно бурной конкуренции и серьезного международного скандала вокруг зарубежных счетов семьи президента старая "схема" была разрушена. И во многом потому, что «игроки» настолько окрепли, что стали вести самостоятельную игру, обходя Н. Назарбаева «с флангов». В этой ситуации он повел себя как мудрый политик, удалив со сцены самого сильного – мужа Дариги Р. Алиева, встав на путь политической модернизации и направив силы на ускоренное партийное строительство.
Последнее позволило ему ввести "неформальные" разборки между ФПГ, пугающие масштабно присутствующий в казахстанском нефтяном комплексе Запад, в русло межпартийных отношений. И это отчасти ему удалось в силу того, что практически все политические партии страны являются более-менее адекватными проекциями местных ФПГ и других "центров силы" - администрации и правительства.
Но навязав "отвязавшимся" ФПГ новые, политические правила игры, руководитель страны оказался перед лицом новых проблем.
Во-первых, изменения в политическом процессе немедленно выдвинули против него "фронду" - «младоказахов» из "Демвыбора Казахстана»; во-вторых, значительно усложнили реализацию ключевой установки всех постсоветских режимов – идею преемственности; в-третьих, втянутый в 90-е годы в инвестиционные процессы Запад превратился в Казахстане в самостоятельный политический фактор. Назарбаеву просто начали «диктовать условия", выполни он хоть половину которых – в Казахстане будет другая власть.
Давление Америки подкрепилось и "казахгейтом", в рамках которого в США был привлечен к суду американский экс-советник Н. Назарбаева Д. Гиффен. А самого президента Казахстана некоторые западные круги считают никем иным, а азиатским диктатором.
Но между тем, издержки "демократизации" в виде арестов экс-премьера РК Аблязова (выпущен) и акима Павлодарской области Жакиянова (еще в заключении) имели скорее кланово-экономическую подоплеку, чем политические разногласия.
Казахстанские элиты, в том числе, оппозиционные, вполне овладели игровыми политическими технологиями и часто маскируют процесс передела собственности политическими разногласиями.
Правозащитные проблемы в Казахстане есть, как и везде, но приоритетным является их стремление подступиться все к тому же "нефтяному пирогу".
Проблемой для России является то, что новое поколение казахстанских политиков все меньше склонно ориентироваться на Москву. И то, что неполадки в отношения с Западом Астане вольно или невольно приходится компенсировать все более тесным военно-техническим сотрудничеством с НАТО и США.
Что греха таить, во многом, эти проблемы создала сама Россия. Ведь Н. Назарбаев до последнего противился разрушению Союза и не поехал в Беловежскую пущу. Все постсоветское время он в той ли иной форме продвигал идею евразийского единства, так что если вожделенное Россией Единое экономическое пространство будет создано – так это будет в огромной степени его заслугой. Запутанные финансовые выяснения с Россией по поводу Байконура и Семипалатинского полигона, стремление решить какие-то проблемы за счет и с помощью Запада – тоже понятны. При этом переоценить значение Казахстана для России просто невозможно. Треть населения республики – русские, которых пока не видно в политике. Ситуация с русским языком, при всех обстоятельствах, похожа на "шагреневую кожу": в Астане лидируют сторонники моноязычия, при всех официальных декларациях в поддержку русского языка. Но, опять же, между странами нет неразрешимых проблем. Нужна добрая воля, грамотная стратегия взаимодействия и совместные усилия.
Фактор Назарбаева для России самоценен. Мы собираемся решать проблемы Сибири, Дальнего Востока с помощью китайских и японских геополитических проектов. Не отрицаю их важности, но пора подумать о прямом и непосредственном участии растущего Казахстана.
Поэтому нам нужен стабильный сосед, при достойном уровне жизни и безукоризненно соблюдаемых правах русскоязычного населения.
Но России нельзя исключать появления в скором времени в Казахстане кандидата на высший пост, имеющего "нероссийские" ориентации в политике (см. Украину).
Употребляя сослагательное наклонение, можно предположить, что Н. Назарбаев был бы не прочь вырастить преемника в "семье". Но зять Р. Алиев дистанцирован (представитель РК в ОБСЕ) и "пугает" основные элитные группировки страны стилем своей работы. Второй зять, считается "западником", что может нарушить геополитическое равновесие республики.
В последние годы в политику Казахстана буквально ворвался фактор Дариги Назарбаевой, демонстрирующей, практически, все необходимые черты зрелого политика. Однако не следует забывать, что женщине в Азии стать первым лицом чрезвычайно трудно, еще труднее – удержаться (вспомним И. Ганди и Б. Бхутто). Но госпожа Назарбаева, тем не менее, отчетливо педалирует "женский фактор" в политике.
Основав партию "Асар", она подтвердила намерение пройти обязательные стадии "школы" легитимного восхождения на казахстанский политический Олимп.
Правда, реальное положение дел намного сложнее: возглавляемая ею партия "Асар" вместо "заявленных" 50 процентов голосов "Мажилиса" получила в результате последних парламентских выборов лишь 5 процентов, пропустив вперед "официальную" "партию власти" "Отан" и блок "АИСТ", поддерживающие президента напрямую. Вероятно, электорат Казахстана еще не созрел, чтобы "почувствовать разницу" между отцом и дочерью.
При этом Н. Назарбаев собирается в 2006 г. вновь баллотироваться на пост президента, что формально разрешено ему республиканской Конституцией. То есть, время Дариги Назарбаевой может настать только 2012-13 гг. Но даже без смены Нурсултана стабильность Казахстана и понятные для России координаты его политического позиционирования вполне могут быть деформированы.
Ни для кого не секрет, что США, считающие Центральную Азию "субрегионом Ближнего Востока" и "зоной своих национальных интересов" взяли курс на "трансформацию" главных центрально-азиатских режимов. Сербский, грузинский, и разворачивающийся ныне украинский варианты смены лидеров позволяют предположить, что и Астане, и союзной ей Москве следовало бы заранее озаботиться подготовкой к тому, что в 2005-2006 гг. в Казахстане будут как на дрожжах (западных, естественно) расти силы, альтернативные господину Назарбаеву и от этого его не спасет никакое военно-техническое, никакое экономическое сотрудничество с Америкой. Далеко не случайно то, что сейчас, в разгар киевской "оранжевой революции", в столице Украины побывала делегация казахстанской оппозиции. Ее члены не скрывали, что перенимали "передовой опыт" сторонников В. Ющенко.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |