Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Деловая Неделя (Казахстан), 11 декабря 2004 г.
Мадина Маратова (Бишкек)
После двухдневных дебатов депутаты нижней палаты кыргызского парламента (Жогорку Кенеша) решили отложить ратификацию Договора о союзнических отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, посчитав его не отвечающим интересам страны. 7 декабря 2004 года они направили договор на доработку в парламентский комитет по делам СНГ.
Руководство МИДа Кыргызстана расценило данную ситуацию как нонсенс. Так как Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном был подписан 25 декабря 2003 года в Астане двумя президентами этих стран в ходе официального визита Аскара Акаева в Казахстан. Позже документ без особых проблем был ратифицирован казахским парламентом.
По словам сотрудников МИДа Кыргызстана, инициатива договора была обоюдной, документ разрабатывался совместно. Сначала готовился проект соглашения каждой из сторон с учетом двух раннее принятых Договоров о вечной дружбе и сотрудничестве от 1993 и 1997 годов.
Далее стороны обменивались проектами, позже шла процедура интенсивных консультаций, где каждая статья согласовывалась с соответствующими министерствами и ведомствами. По мнению министра иностранных дел Кыргызстана Аскара Айтматова, договор предусматривает создание правовой базы для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в политической, экономической, военной и других направлениях на основе союзнических отношений, отвечающих коренным интересам двух народов.
«Мы убеждены, что этот договор не ущемляет, а, наоборот, всецело отвечает интересам Кыргызстана. Он выводит наши отношения с Казахстаном на новый уровень, позволяет нам продвинуться в решении таких непростых вопросов, как трудовые мигранты, водно-энергетические ресурсы и транзит через территорию Казахстана. Чем раньше будет ратифицирован договор, тем раньше мы приступим к рассмотрению наших насущных проблем», - заявил Айтматов журналистам.
Однако депутаты считают, что некоторые статьи договора отвечают исключительно интересам Казахстана и не решают ни одной проблемы Кыргызстана.
Депутат Ишенбай Кадарбеков, назвавший договор «беззубым», так объясняет свою позицию: «Есть проблемы, важные для Кыргызстана, и, заключая договоры с соседними государствами, их надо ставить во главу угла и они должны проходить отдельной статьей.
Одной из важных проблем для нас является внешняя миграция. Десятки тысяч наших граждан работают в Казахстане почти на условиях рабства. Об этом мы говорим более 5 лет, и ни в одной статье данного договора эта проблема не отражена. Беззубость в этом и отражается».
Следующие претензии депутатов касаются статьи об использовании водных ресурсов. «Водные ресурсы - неотъемлемая часть нашего богатства, как и наша земля, а в договоре сказано, что в использовании водных ресурсов мы должны вести согласованную политику с Казахстаном. С какой стати? Наши водные ресурсы никакого отношения к Казахстану не имеют. И самое главное, структурно-экономическую политику мы должны вести согласованную. У нас различная структурно-экономическая политика, мы даже близко друг другу не подходим. Согласно договору мы должны согласовывать с Казахстаном каждый шаг.
Разве можно государству так вставать на колени! Несмотря на то что и Казахстан оказывается в подобном положении, выигрывает всегда тот, который сильнее, мощнее»,- утверждает депутат Кадырбеков.
Его коллега Акылбек Жапаров уверен, что это Казахстан должен согласовывать все свои действия с Кыргызстаном, так как мы уже шестой год являемся членами Всемирной торговой организации. «МИД и Минфин должны использовать этот рычаг, который дает нам членство в ВТО. Мы могли бы жестко поставить условия перед Казахстаном, из-за того, что они перекрывают нам транзит в Россию, мы не можем перевезти наши овощи.
Наша страна может смело выступить против членства в ВТО и Казахстана, и Белоруссии, и России, и Украины, которые объединены в единое экономическое пространство. Мы выдержали бы давление год-два, но они вынуждены были с нами сесть за стол переговоров и принять статьи в редакции, выгодной Кыргызстану. Даже Китай, из-за того чтобы получить наш голос в ВТО, идет на различные уступки».
Депутаты все же понимают, что обострять отношения с соседом Кыргызстану невыгодно. «Полностью отклонить договор мы не можем, это будет некрасиво по отношению к Казахстану. Мы предлагаем отправить на доработку в парламентские комитеты, отредактировать некоторые статьи и привести в соответствие с интересами Кыргызского государства. На протяжении 10 лет, ратифицируя подобные соглашения с Россией и Украиной, мы делаем примечания, какие статьи исключить»,- говорит депутат Адахан Мадемаров.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |