Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
5 06 2002 www.sakartvelo.ru
- Аслан Ибраимович, уже 10 лет абхазская проблема не может сдвинуться с мертвой точки. У вас официальный статус в переговорах по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Какова, на ваш взгляд, перспектива мирного урегулирования этой проблемы? Я не случайно задаю этот вопрос, потому что все чаще в нашей стране делаются открытые заявления о возможном силовом методе решения этой проблемы.
- Можно с уверенность сказать, что, несмотря на искусственно создаваемый отрицательный фон, сопутствующий переговорному процессу, исходя из интересов установления стабильности в регионе и, прежде всего, из жизненно важных интересов двух народов – абхазцев и грузин, альтернативы мирному урегулированию конфликта между Сухуми и Тбилиси нет.
- За эти 10 лет в Грузии произошло очень много конфликтов, этнические конфликты, гражданская война. Каковы, на ваш взгляд, причины внутренних конфликтов, которые начались в нашей стране практически сразу после объявления ею независимости?
- Вспомните, каким путем пошли в Прибалтике и в других республиках, в том числе в Центральной Азии и каким путем пошли мы и не только мы. К великому сожалению, еще в начале провозглашения независимости Грузии деструктивные лидеры, вышедшие на авансцену с патриотическими силами, вместо укрепления единства нации и грузинской государственности, поддерживаемые извне, спровоцировали противостояние политической элиты, привели страну к неслыханной в истории Грузии по масштабу и жестокости гражданской войне, свергнув вооруженным путем всенародно избранного первого президента Грузии и разогнав парламент. Новое, фактическое руководство со дня захвата власти единым инструментом управления страной избрало политику шантажа, конфронтации и силовых методов. Все это вместе взятое – государственный терроризм. Эти методы применяются в отношении и при решении любых вопросов против всех тех, кто имеет альтернативное мнение, не говоря о политических оппонентах, что, в свою очередь, не могло бы не лечь в основу внутренних конфликтов, которые раздирают страну.
- Какой вам видится роль России в урегулировании этого конфликта и, в том числе, в ее миротворческой операции?
- Я думаю, вообще надо исходить из отношений Грузии с Россией. Это – исторические отношения и это – сегодняшние отношения. Когда говорил исторические. Я подразумевал отношение российского народа к Грузии и грузинского народа – к России. А сегодня эти отношения переходят в другую плоскость. Это – отношения политических сил Грузии и России. Роль России, в частности, в урегулировании конфликта между Сухуми и Тбилиси считаю определяющей по многим обстоятельствам, в том числе, в первую очередь, Россия кровно заинтересована иметь стабильного дружелюбного соседа, о чем неоднократно заявляли президент России и другие видные государственные деятели и политики, члены Государственной Думы.
Второе – это степень доверия абхазцев и абхазских лидеров к России. Что касается миротворцев, то они выполняют сложнейшую миссию, и не думаю, чтобы кто-нибудь взял бы на себя ответственность сегодня заменить их. Поэтому не случайно, что, несмотря на нескончаемую критику в адрес миротворцев, каждый раз их мандат продлевается, в том числе при поддержке и с согласия критикующей стороны.
- Как вы оцениваете позицию президента России Владимира Путина как политика в целом?
- Можно сказать одним словом – положительно. Нужно сказать и осветить это на нескольких примерах. Президент России неоднократно высказывал свое личное мнение и мнение россиян с учетом интересов Российского государства. Его позиция – это позиция приверженца территориальной целостности и стабильности Грузии. Не менялось это в самых сложных моментах конфронтации Грузии с Россией. И если кто-то очень хочет усмотреть в этих заявлениях российского президента обратное и тем более навязать их населению, то что тогда говорить о фактах, о самых низких тарифах (почти в два раза ниже, чем другие), получаемых от России жизненно необходимых энергоносителей – электроэнергии и газа. И еще. Мне посчастливилось знать и наблюдать за его буквально триумфальными шагами, сделанными в столь сжатые сроки пребывания в должности президента России как в области экономики, так и в большой политике, что подняло дух россиян.
Мой совет – запомните: президент Владимир Путин математически точный политик и не только в суждении, в делах, в решениях. Если сесть с ним за политический стол, нужно играть честно.
- Что касается самого военного присутствия России в Грузии –ведь не секрет, что в обществе все эти годы усиленно насаждается мнение о пагубности этого присутствия в нашей стране.
- Относительно военного присутствия России. Эта тема настолько ангажирована, что ничего нового не скажешь. Поражает только одно – вопрос о выводе российских войск перманентно поднимают именно те, которые неоднократно сами же использовали поддержку российских военных, начиная с прямой агитационной поддержки во время президентских выборов вплоть до сохранения кресла во время гражданской войны.
Что касается дислоцированной в Аджарии российской военной базы, то здесь, как ив Ахалкалакской дивизии, более 64% военнослужащих – из местного населения, которые имеют гражданство России. И неудивительно. Десятки тысяч грузин в поисках прибежища и стабильной работы приняли и принимают гражданство иностранных государств, в том числе большинство – российское гражданство.
- Как показывают события, российское военное присутствие хотят подменить американским военным присутствием. В связи с этим, каково ваше отношение к появлению в Грузии американских военных советников.
- Это особая тема. Особая по той причине, что не вполне она раскрыта для населения. Каждый народ, а, значит, и государство, имеет право определять свою судьбу, связать ее с другим с целью обеспечения национальной безопасности. С другой стороны, каждое государство имеет свои интересы, локальные или стратегические. Конечно, с изменением мира меняются и возможности, формы, методы и масштабы достижения этих целей, но неизменными остаются те же стратегические интересы.
Успешно расширяя свои интересы в мире, Соединенные Штаты исходят из геостратегических интересов Америки, из своих интересов тоже. Многие обеспокоены этим фактом. По логике трудно их упрекнуть, ибо исторические уроки показывают, что любое государство, превосходящее другие военным, экономическим могуществом, как правило, приступает к реализации как исторических, так и новых стратегических интересов.
Если бы какое-нибудь другое из существующих сегодня в мире государств обладало равным США или более мощным потенциалом, однозначно картина была бы такой же, но в главной роли предстал бы другой субъект. Что касается моего отношения к этому факту, то скажу: на мой взгляд, важно одно – можно ли исключить заранее спланированную провокацию среди военнослужащих, расквартированных во взрывоопасной Грузии, а что касается расширения контингента, то он всегда зависит от успеха реализации намеченных целей.
- Вы отметили, что Америка успешно развивает свое влияние. В отношении же нашей страны в настоящее время сложилась неординарная ситуация. В настоящее время в Грузии отмечается военное присутствие стран НАТО, Америки, в том числе Турции, а также России. К чему может привести такая ситуация?
- Что касается одновременного военного присутствия США, НАТО, Турции и России, то картина уникальная. К чему может привести одновременное присутствие этих войск в Грузии. Зная внутреннюю ситуацию в нашей стране, в первую очередь, мы должны ожидать волну терактов по всей стране с целью убрать политических оппонентов, что в свою очередь втянет страну в новую гражданскую войну и, однозначно, приведет к смещению существующего режима во главе с президентом Шеварднадзе. Это мое субъективное мнение, которое опирается на факты и анализ той информации, которой мы располагаем. Вследствие этого к власти придут не "реформаторы", а лица из этой же команды, которые все это время стояли и стоят за кулисами авансцены. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и твердыми политическими связями. Скорее всего на авансцену будут выведены не случайные лица, а нейтральные персоны из этой же команды, не участвующие ранее в политических интригах. Поэтому они могут быть приемлемы в созданной ситуации.
- Каковы, на ваш взгляд, цели этих государств в установлении своего военного присутствия в Грузии?
- Военный контингент США и НАТО присутствует в разных странах, но это присутствие не везде воспринимается одинаково. Одни относятся критически, другие – наоборот. Российские войска в соответствии с принятым решением на международном уровне постепенно свертывают значительную часть своих сил. Часть переводят в Россию, часть – в Армению. Россия, в любом случае, оставит и оставляет необходимую платформу в Закавказье. К примеру, Армения, получила большое количество боевой военной техники от этих решений. Одновременно Армения становится мощнейшей военной силой после России в СНГ, имея опытную, боеспособную, мобильную военную силу.
И в этом во многом помогли мы Армении. Тот контингент, который располагался здесь, был переведен в Армению, техника, вооружение тоже. Посмотрите, как ведет себя Армения. Я бы сказал в этой обстановке великолепно и мастерки. Я имею в виду политические ходы, качество искренности, они ищут новых друзей в лице Соединенных Штатов Америки и западных стран и стран Азии, но и не портят отношения с Россией. Полностью противоположная картина по сравнению с Грузией.
НАТО и Турция сегодня открыто не говорят о своих ближайших планах, но само присутствие завтра будет оценено как факт большой исторической значимости, а приглашение военных специалистов США с целью подготовки антитеррористических, как и диверсионных групп из числа местных военнослужащих, вызывает, честно говоря, удивление и тревогу. Удивление по той простой причине, что внутри страны нет террористов, угрожавших ни государственному строю, ни существующему режиму, ни населению. Что касается вооруженных формирований, находящихся на территории Грузии, то они в прекрасных отношениях с высшим руководством страны и это не скрывает никто, даже президент. Нет секрета в том, что эта силы без ведома и согласия не делает ни один шаг внутри страны.
Хочу заявить однозначно… Может это тревожно, но я обязан сказать… Эти силы будут использованы для политических целей, вызвав дестабилизацию в стране.
И второе… В российской прессе появилось безответное со стороны Грузии заявление о том, что "президент Грузии Эдуард Шеварднадзе уже дал Вашингтону письменные гарантии того, что подготовленные американскими военными грузинские подразделения для ведения военных действий в Абхазии и Осетии не будут использованы".
Эта формулировка ясно указывает, что эти антитеррористические силы, имея опыт ведения военных действий в местах массового скопления, будут применены в других местах.
- Если, по–вашему, в стране нет террористов, угрожающих ни государственному строю, ни населению, тогда к чему готовятся антитеррористические подразделения, против каких сил они могут быть использованы?
- Давайте вернемся к недавнему прошлому. Мы сегодня делаем анализ, а анализ исходит из фактов. Судя по горькому опыту, подготовленный в США контингент, в том числе спецподразделения, входившие в личную охрану президента Грузии, были использованы для ликвидации и подавления политических оппонентов, то есть в качестве профессиональных террористов, киллеров, скажем откровенно. Известно, как были использованы спецподразделения против мирного населения в Мингрелии. Документальные кадры об этом на днях видела вся Грузия по каналу "Рустави-2". Известно об этом не только в Грузии. Знают и журналисты за рубежом. Не могут об этом не знать и представители США и Грузии, поэтому закрывать глаза на эти факты губительно. В первую очередь для тех, кто открыто ратует за укрепление демократии.
- Президент Шеварднадзе на днях, действительно, дал письменные гарантии Америке в том, что подготовительные ею спецподразделения не будут использованы против Абхазии и Южной Осетии. Достаточны ли эти гарантии для того, что эти силы не будут использованы в других регионах Грузии?
- Не скрою… В первую очередь, мы ждем, что в ближайшее время обвинят какую – нибудь политическую силу, лидера или регион в нарушении законов, сепаратизме, покрывательстве террористов. Заранее они сами спланируют и осуществят в регионах Грузии акты с массовыми жертвами. Если раньше все это было труднее и трудно было убедить народ, то сейчас борьба с терроризмом делает его очень простым. Мы в любое время можем обвинить любой регион, любого лидера, что мы имеем информацию о том, что какая – то часть террористов перешла границу и готовят теракты.
- Готовится ли такая платформа против вас и против Аджарии?
- Вы прекрасно знаете, что за эти годы во всем обвиняли лидера Аджарии, даже в организации и финансировании групп для покушения на президента России. И сколько раз это было! Уже смешно. Просто так на таком уровне ничего не делается. Эту платформу начали создавать ни вчера и ни сегодня. Обвиняют, что лидер Аджарии помогает в создании новейшего ядерного оружия для Ирана. По Европе пустили фильм (TV-2, Франция) о том, что в Аджарии разводят плантации кокаина, показывая при этом чайные плантации. Тогда как кокаин, это подтвердят все специалисты, не только в Западной Грузии, но и во всем западном полушарии не производится, не выращивается, не растет. А сделано это с той целью, чтобы обвинить нас в торговле наркотиками. Это, как и многое другое, делается специально, как и торговля оружием и так далее. К сожалению, это происходит по заказу государства, при личном участии Министерства иностранных дел Грузии, Министерства внутренних дел Грузии, Министерства безопасности Грузии, Прокуратуры страны, Охраны президента и др. Аджарию обвиняют в продаже современной российской военной техники на 1,5 миллиарда.
- Может ли возникнуть такая ситуация, которая может оказаться безвыходной?
- Безвыходных положений много. Но мы должны учесть, что это касается в целом государства, нации и всего населения. Я оставляю какую–то надежду, что Грузию можно отвести от более жесткого кровавого противостояния, поскольку не исключено, что сильные мира сего договорятся о разделе сфер влияния и интересов без ущерба нашим национальным и государственным интересам. Если этот акт состоится, то это произойдет без участия, к сожалению, нынешнего руководства страны. Оно сделало свое дело – до предела ослабило страну, откуда очень сложно самостоятельно выбраться.
- Не скрою. Мы, политики, государственные деятели. Мы не должны скрывать от населения то, что мы оказались в очень сложной ситуации. Никто нас не простит за нашу пассивность. Делать заявления и доводить до населения это очень трудно, ибо мы берем удар на себя.
Как правило, каждый новый день приносит новые проблемы, ничего хорошего, социальные, экономические, политические. Однозначно, Грузия неудержимо движется к опаснейшей точке по восходящей спирали новых напряжений, конфронтаций и потрясений.
К сожалению, это факт и от этого не уйдешь. Мы все с вами должны и будем отвечать за это, хотим мы этого или нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |