Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
(Фрагмент Послания президента РБ А.Лукашенко Национальному собранию)
За прошедшее десятилетие самостоятельного развития Беларусь заняла достойное место в мировом сообществе как миролюбивое, стабильное, нейтральное, демократическое государство. Согласно данным Глобального отчета о человеческом развитии за 2001 год, подготовленного независимыми экспертами по заказу ПРООН, наша страна по индексу человеческого развития переместилась с 57-го на 53-е место и по этому показателю по-прежнему лидирует среди государств-участников СНГ.
Внешняя политика Республики Беларусь основывается на принципах международного права, отличается предсказуемостью и последовательностью. В рамках сбалансированной политики многовекторности страна выступает за равноправное взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами, международными правительственными и неправительственными организациями.
Все внешнеполитические инициативы Беларуси были и будут направлены на воплощение идеологии мировой безопасности - безопасности политической, экономической, социальной, гуманитарной, личной.
Международная обстановка и международная политика резко изменились после террористических актов в США в сентябре 2001 г.
На первое место выдвинулась проблема терроризма. Позиция Республики Беларусь по указанному вопросу однозначна - терроризм следует решительно искоренить из международных отношений, из жизни. Меры международного сообщества по противодействию этому явлению должны быть продуманными и решительными. Требуется новый, партнерский уровень взаимодействия между "большими" и "малыми", развитыми и развивающимися странами в решении данной проблемы.
Необходимо устранить причины, порождающие терроризм: нищету, безработицу, расслоение (как людей, так и государств) на сверхбогатых и сверхбедных, деградацию нравственных устоев некоторых слоев населения отдельных стран и всплеск экстремистского фанатизма.
Внешнеполитическим приоритетом страны является Союз Беларуси и России. Избранный курс на взаимодополняющее объединение политических, экономических, стратегических потенциалов двух суверенных государств полностью соответствует их национальным интересам, лежит в русле интеграционных тенденций в региональном и глобальном масштабах.
Республика Беларусь будет строить свои отношения с братской Россией на основе принципов международного права, сохранения государственного суверенитета и равноправия.
В ходе апрельского (2002 года) заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства подписаны важные соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, расширении сотрудничества в газовой отрасли.
Сделан серьезный практический шаг по переходу к единым принципам экономической политики и формированию равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран.
В рамках союзной интеграции необходимо активизировать реализацию мероприятий по переходу к общему экономическому пространству. Особое внимание надо уделить выравниванию базовых макроэкономических показателей Беларуси и России, оптимизации системы государственных расходов.
Предстоит более полно использовать внешнеполитический потенциал Союза Беларуси и России как эффективного механизма реализации их совпадающих интересов на международной арене.
Более деловым и прагматичным должно стать сотрудничество Беларуси со странами-членами СНГ. В работе на этом направлении основными критериями для нашего государства будут оставаться реальная эффективность механизмов СНГ, степень готовности партнеров к развитию и углублению интеграционных процессов в экономической и внешнеполитической деятельности в рамках Содружества.
Беларусь, исходя из концептуальных положений своей Конституции, продолжит участие в Договоре о коллективной безопасности.
Наша страна заинтересована в развитии Евразийского экономического сообщества, в частности в формировании Таможенного союза и единого экономического пространства, выработке общей позиции государств-участников во взаимоотношениях с международными экономическими организациями, согласовании таможенно-тарифной политики по отношению к третьим странам.
Укрепляя "пояс добрососедства", Беларусь будет развивать самые тесные отношения с Украиной по всем направлениям, активно взаимодействовать с ней в международных организациях. Мы рассматриваем деловое партнерство с Латвией, Литвой, Польшей в качестве важной составляющей нашего участия в европейских интеграционных процессах.
Большое значение Беларусь придает всестороннему развитию отношений с государствами Центральной Азии.
Интеграционные усилия нашей страны на постсоветском пространстве неразрывно связаны с активным участием в общеевропейской интеграции.
Беларусь заинтересована в развитии равноправного сотрудничества с ведущими европейскими государствами и межгосударственными структурами. Участие в европейских интеграционных процессах - важное условие сохранения ее суверенитета и территориальной целостности, реальный механизм вовлечения в межгосударственное сотрудничество в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.
Белорусский народ вправе рассчитывать на то, что европейское сообщество с полным уважением отнесется к проявленному нашим народом выбору в ходе последних избирательных кампаний. Соответственно общеевропейские структуры (Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы) имеют все основания для пересмотра своего отношения к Республике Беларусь.
Национальное собрание страны должно занять принадлежащее ему по праву место в европейской парламентской семье. Необходимо добиться для Беларуси восстановления статуса "специально приглашенного" в Парламентской ассамблее Совета Европы, признания полномочий белорусской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ.
Важно и далее использовать полноформатное участие в Центрально-Европейской Инициативе (ЦЕИ) для увеличения нашего влияния в европейском регионе, минимизации возможных негативных последствий расширения Европейского союза, применения опыта и механизмов ЦЕИ для ускорения внутренних реформ, привлечения внимания потенциальных инвесторов.
Взаимоотношения Беларуси с Организацией североатлантического договора (НАТО) будут строиться на основе партнерства в совместной борьбе с международным терроризмом.
Республика Беларусь заинтересована в укреплении взаимовыгодного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и готова к диалогу на основе равенства и взаимного уважения сторон, к совместной работе по достижению целей, представляющих взаимный интерес.
Беларусь будет наращивать взаимодействие с государствами всех регионов мира, в том числе со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Главная задача - стабильно закрепиться в качестве активного экономического субъекта на перспективных рынках данных государств.
Совпадение принципиальных подходов Беларуси, Китая и Индии по ключевым вопросам мировой политики является основой взаимовыгодного партнерства по всем направлениям.
Наша страна будет и впредь наращивать плодотворное сотрудничество с Турецкой Республикой как в экономическом, так и в политическом плане.
Белорусская двусторонняя дипломатия будет органично подкрепляться многосторонней дипломатией, в первую очередь в рамках Организации Объединенных Наций. При этом следует опираться на конкретный вклад нашего государства в процессы ядерного и обычного разоружения, в создание новой архитектуры коллективной безопасности на региональном и глобальном уровнях.
Министерству иностранных дел, другим государственным органам и организациям чрезвычайно важно, в том числе с привлечением общественности, продолжить мобилизацию международных усилий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Беларусь будет поддерживать и развивать взаимовыгодное сотрудничество с государствами-членами Движения неприсоединения. Участие в Движении надо активнее использовать для наращивания экономического партнерства в его рамках.
Внешнеэкономическая политика будет более четко ориентирована на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, достижение экспортно-импортной сбалансированности. Прогнозными показателями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год предусмотрено увеличить объем экспорта на 6,5 процента.
Для повышения конкурентоспособности наших товаров, поставляемых на экспорт, необходима гармонизация государственных стандартов Беларуси с международными стандартами, в том числе правил и процедур национальной системы сертификации с требованиями соглашений Всемирной торговой организации (ВТО) о технических барьерах в торговле. Решение этих задач потребует более эффективных усилий как со стороны Правительства, Министерства иностранных дел, так и Парламента.
Защита отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции по-прежнему будет одним из главных направлений деятельности государства в этой сфере.
Важно обеспечить прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с Международным валютным фондом, Всемирным банком, другими глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами. Необходимо стимулировать выход на качественно новый уровень деятельности Беларуси в рамках Европейской экономической комиссии ООН, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Конференции ООН по торговле и развитию.
Международные отношения Республики Беларусь следует поставить на более прочную законодательную основу. Надо завершить систематизацию действующего в этой сфере законодательства, подготовить проект Закона об основных направлениях внутренней и внешней политики страны, который согласно Конституции является программным законом, а Национальному собранию - принять его. Должны быть приняты и другие законы, в том числе о дипломатической службе, международном сотрудничестве в ряде сфер, о внесении изменений в Закон о международных договорах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |