Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Михаил Александров, доктор политологии
В Грузии произошла неожиданная реорганизация правительства, причем не просто кадровые перестановки, а существенная перестройка всей системы государственных органов. Президент Грузии Михаил Саакашвили сообщил об этом 14 декабря сего года. Главным направлением реорганизации явился силовой блок. Саакашвили, в частности, заявил, что грузинское руководство намерено "резко усилить военное строительство в Грузии и осуществить рационализацию и усиление функций общественной безопасности". Согласно новой структуре в Грузии больше не будет министерства государственной безопасности и министерства внутренних дел. Вместо них создается единое министерство полиции и общественной безопасности, которое включает автономную службу контрразведки. Часть функций МВД, таких как паспортная и регистрационная деятельность перешли в ведение министерства юстиции и службы гражданского реестра. Премьер министр Грузии Зураб Жвания отметил в этой связи, что создающаяся новая структура "формируется в соответствии с той моделью, которую в результате многомесячной работы сформировали западные эксперты". В новом министерстве, которое, как отметил премьер, исключит параллелизм, объединятся все правоохранительные структуры и "соберутся все профессионалы из систем МВД и госбезопасности, которые обеспечат внутреннюю безопасность страны".
Новое ведомство возглавил глава МГБ Грузии Вано Мерабишвили, который, по словам президента Саакашвили, "очень хорошо зарекомендовал себя в вопросах безопасности". Кроме этого, отдельно будет функционировать внешняя разведка, статус которрой будет определен соответствующим законом. Кто возглавит этот орган пока не ясно. Комментируя эти решения Саакашвили подчеркнул, что “не собирается ослаблять безопасность Грузии“. “Cегодня против Грузии невиданно активизировалась основоподрывающая агентурная разведывательная работа со стороны некоторых стран. Мы намерены лучше финансировать нашу службу безопасности, лучше ее оснастить и работать над тем, чтобы не допустить негативных последствий такого рода деятельности нашей стране", - заявил он.
Новым министром обороны назначен бывший министр внутренних дел Ираклий Окруашвили. Целью этого назначения, по словам Саакашвили, является ускорение реформ вв военной сфере. Он назвал Окруашвили “успешным“ министром, который осуществил быстрые реформы в полиции и сможет использовать этот опыт в армии. Как подчеркнул президент, Окруашвили предоставлен мандат "резко ускорить темп военной модернизации". "За последний год в сфере обороны в Грузии было сделано намного больше, чем за предыдущие 12 лет. Но должен прямо сказать - меня, как Главнокомандующего, не удовлетворяют темпы военного строительства и модернизации армии. Можно сделать намного больше и необходима интенсивная работа", - отметил он. Саакашвили пояснил, что все профессионалы в этих ведомствах сохранят свои места, никто не будет уволен за то, что был назначен на должность при прежнем руководстве. По словам грузинского президента должна быть сохранена “стабильность кадров и каждый порядочный профессиональный человек должен остаться на месте долгосрочно“.
Представляя Окруашвили 16 декабря сотрудникам министерства обороны и генерального штаба Саакашвили подчеркнул, что главной задачей нового министра обороны станет восстановление территориальной целостности Грузии. Отметив, что в течении года глава военного ведомства Грузии уже два раза менялся, что вызывает определенный дискомфорт у военных, президент заявил, что новый министр будет возглавлять военное ведомство "до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность страны". Сам Окруашвили, комментируя чуть ранее свое назначение, назвал приоритетом своей работы приближение вооруженных сил республики к стандартам НАТО к 2006 году. "Приоритетом моей работы на посту министра обороны Грузии будет строительство вооруженных сил нового типа. Мы должны сделать все, чтобы в 2006 году Грузия была объявлена страной-кандидатом для вступления в НАТО", - подчеркнул он.
Изменения затронули и экономический блок. Как пояснил Саакашвили в ходе его консультаций со спикером парламента Нино Бурджанадзе и премьер-министром Зурабом Жвания было принято решение о сокращении правительства. Отметив, что "в целом деятельность правительства оценивается положительно" и что "ее итоги налицо", Саакашвили воздержался детально говорить об изменениях в экономическом блоке, отметив, что это является прерогативой премьер-министра. Об этом сообщил премьер-министр Зураб Жвания. Важнейшим изменением в экономическом блоке было назначение бывшего министра экономического развития Грузии Каха Бендукидзе государственным министром Грузии, который будет координировать структурные и экономические реформы во всех министерствах и госструктурах страны. Комментируя передвижение Бендукидзе на новый пост, Жвания сказал, что он "провел очень серьезную реорганизацию и реформу в министерстве экономики, которое сегодня является совершенно иным ведомством - совершенно отличным от того, каким Бендукидзе принял его несколько месяцев назад". Премьер подчеркнул, что Бендукидзе "не будет символическим государственным министром". "У него будет очень серьезный мандат как от меня, так и со стороны президента, и мы имеем очень серьезные ожидания, что в будущем году он сможет сформировать и вместе со всеми нами начать осуществление намного более быстрых реформ практически во всех ведомствах и во всех сферах функционирования нашей экономики", - подчеркнул премьер. Кроме того, как отметил премьер, бывший российский олигарх "сформировал очень серьезные планы“. Они включают “дерегуляци“ экономики, лишение разных государственных ведомств различных лишних функций, обеспечение намного большей свободы и свободного развития бизнесу и предпринимателям, лишение десятков ведомств имеющихся у них функций лизензирования, разрешений.
Вместо Бендукидзе на пост министра экономики Грузии представлена кандидатура первого заместителя министра финансов Алекси Алексишвили. Жвания отметил в этой связи, что Алексишвили "не только имеет западное образование, но и прекрасно знаком с грузинскими проблемами". На пост министра сельского хозяйства Грузии представлена кандидатура бизнесмена Михаила Свимонишвили, который несколько недель назад возглавил одну из служб тбилисской мэрии. Как заявил Жвания, Свимонишвили является "молодым, действительно не зависевшим ни от кого бизнесменом с безупречной репутацией" и имеет "очень хороший опыт в перерабатывающей промышленности сферы сельского хозяйства, виноделии, развитии бизнеса минеральных вод, чаеводстве". Бывший министр сельского хозяйства Давидом Шервашидзе отправлен в отставку. В добавление к этому упразднены портфели трех государственных министров - по координации вопросов интеграции в Совет Европы (Тамар Беручашвили), по вопросам малого и среднего бизнеса (Джамбул Бакурадзе) и по вопросам национального согласия (Гурам Абсандзе). Данные министры сохранят работу в правительстве на других должностях. В отличие от них сохранил свой пост министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава.
Примечательным событием явилось учреждение в правительстве Грузии поста государственного министра по гражданской интеграции. На эту должность назначена Зинаида Бестаева, осетинка по национальности. Она родилась в Цхинвали и последние десять лет работала в Северной Осетии. Последние несколько месяцев Бестаева работает в Тбилиси на посту заместителя госминистра. Ее главной функцией будет руководство и координация программ, направленных на гражданскую интеграцию меньшинств. В связи с этим назначением Жвания заявил: "Я хочу, чтобы все понимали - особенно наши осетинские сограждане, которых сегодня пытаются сбить с толку все, кому не лень - мы говорим очень серьезно, когда заявляем, что мы очень широко открываем дверь для интеграции как нашим абхазским, так и нашим осетинским согражданам“. Назначение Бестаевой может быть симптомом того, что грузинское руководство не намерено пока возобновлять боевые действия в Южной Осетии и попытается переориентировать политику этой непризнаной республики не силовыми методами.
Бывший министр обороны Грузии Гиорги Барамидзе назначен на пост государственного министра и будет осуществлять координацию усилий всех ведомств в вопросах евроинтеграции. Кроме того, как сообщил Жвания, Барамидзе одновременно займет и пост вице-премьера в правительстве Грузии и в этом качестве "займется различной другой деятельностью, необходимой для межведомственной координации". Жвания подчеркнул, что это – важный пост, поскольку для Грузии “реальным приоритетом“ является европейская интеграция и интеграция в евроатлантические структуры". По его словам, вся реорганизация правительства направлена именно на ускорение интеграции страны в европейские структуры. По его словам, "то, что было достигнуто в 2004 году, открыло Грузии возможность с намного более серьезной амбицией посмотреть на то, чего можно достигнуть в 2005 и 2006 году". "Сегодня я могу уверенно сказать, что Грузия может двигаться в направлении евроинтеграции намного более быстрым темпом, - подчеркнул он, - Хочу, чтобы каждый наш гражданин осознал, что окончательное вхождение нашей страны в европейскую семью, в Североатлантический альянс, если мы не допустим ошибок и будем двигаться быстрым темпом, реально может быть достигнуто намного быстрее, чем мы это планировали".
Несмотря на эти бодрые реляции, нельзя не видеть, что озвученные Жвания причины и цели являются лишь фасадом, за которым скрываются другие, более существенные причины перестановок в грузинском руководстве. Причины эти состоят в усилении подковерной борьбы между наиболее сильными фигурами грузинской политики – Саакашвили и Жвания. Как отмечала, например, грузинская газета "Ахали таоба", “между президентом Михаилом Саакашвили и премьером Зурабом Жвания пробежала черная кошка“. Главная причина - визит Жвания в США, который показал, что у премьера есть довольно мощная опора за океаном. Как сообщает газета, Жвания лоббируют влиятельные фигуры в Америке, в том числе Мадлен Олбрайт. Дело дошло до того, что финансовая помощь из США будет обеспечена только в том случае, если в кресле премьера будет сидеть именно Жвания. Более того, в США, неожиданно для Саакашвили, Национально-демократический институт наградил Жвания премией Гарримана. Все это свидетельтвует о том, что в США жванию всерьез рассматривают как возможную замену Саакашвили.
Известно, что Вашингтон планирует все заранее и начинает присматриваться к новым фаворитам загодя, чтобы успеть подготовить их к перехвату власти, когда действующий проамериканский режим зашатается под грузом нерешенных проблем. А таких проблем накапливается в Грузии все больше и больше. В результате положение президента Грузии стало менее устойчивым, его рейтинг понизился. Можно предположить, что его популярность будет продолжать падать по мере того, как народ Грузии будет убеждаться в его неспособности найти решения ключевых проблем страны. На определенном этапе это может привести к народным выступлениям. Тут-то Западу и потребуется альтернативная фигура, чтобы заменить обанкротившегося политика, но сохранить преемственность прозападного политического курса Грузии. Жвания подойдет для этой роли как нельзя лучше. В этих условия для Саакашвили важно сосредоточить в своих руках все нити управления силовыми структурами, чтобы подавить любую попытку переворота в зародыше. Реорганизация правительства была направлена именно на это. Контроль Жвании за силовыми структурами полностью устранен. Его человек Барамидзе – уже не министр обороны, а Окруашвили и Мерабишвили – люди Саакашвили. Можно ожидать, что внутри силовых структур постепенно начнется “чистка“ сторонников Жвания на более низких уровнях руководства.
Что касается самого Жвании, то он сохранил контроль над экономическим блоком, причем усилил свои позиции в этой области, переместив с ключевого поста министра экономики нейтральную фигуру Бендукидзе и назначив своего человека Алексишвили. Возможно этого перемещения добивались и американцы, которые могли подозревать, что Бендукидзе будет ориентировать грузинскую экономическую политику на Россию. В то же время Жвании не удалось полностью вывести Бендукидзе из игры, и он остался как глыба, нависающая над его премьерством, которую Саакашвили может в нужный момент использовать как альтернативного кандидата на пост главы правительства. В любом случае, сейчас все экономические рычаги, включая процесс приватизации оказались под контролем Жвания.
На первый взгляд может показаться, что от перестановок выиграл Саакашвили, поскольку трудно надеяться, что экономику Грузии удастся восстановить в обозримом будущем. Через некоторое время это даст козыри Саакашвили, который сможет обвинить премьера в не эффективном управлении экономикой и потребовать его отставки. С другой стороны, нельзя говорить, что у Жвании нет никаких возможностей переиграть Саакашвили на этом поле. Жвания мог бы, например, предложить такие экономические проекты, которые были бы неприемлемы Саакашвили по идеологическим соображениям. Например – открыть железнодорожное сообщение через Абхазию и разблокировать Южную Осетию. Отказ Саакашвили поддержать эти проекты даст повод Жвания обвинить президента в том, что своей политикой он препятствует экономическому восстановлению Грузии и возложить на него ответственность за экономические провалы. Более того, малая вероятность урегулирования проблемы Абхазии и Южной Осетии путем силового давления может послужить козырем Жвании против Саакашвили, которого легко можно будет упрекнуть в том, что его политика по восстановлению территориальной целостности Грузии потерпела провал. Да и сместить Жвания со своего поста Саакашвили будет нелегко, не только из за поддержки американцев, но и потому, что Жвания в этом случае сразу же станет знаменем оппозиции в борьбе против режима Саакашвили. В этой ситуации внутриполитическая стабильность в Грузии начнет раскачиваться еще более быстрыми темпами, чем при сохранении статус-кво.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |