Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Бомба для господина президента

15.12.2004. Арена

Сергей Ежков

Предстоящие выборы в двухпалатный парламент Узбекистана, априори вызвавшие скептическое отношение международных cтруктур, правозащитных организаций, незарегистрированных в этой стране политических партий и движений, как это ни парадоксально, вполне могут стать серьезным шагом к демократии, пусть и с восточным орнаментом.

Более того, похоже, именно депутаты Олий Мажлиса уже в обозримой перспективе не только возьмут на себя истинные функции законодательной власти, но и коллективного могильщика существующего на протяжении тринадцати с лишним лет авторитарного режима…

Впрочем, специалистам от политологии из дальнего и ближнего зарубежья, увлекательно рассуждающим о процессах, происходящих в Узбекистане, но ни разу не бывавшим в этой солнечной республике, давно и все ясно. Парламент по-прежнему будет выполнять функции некоего бессловесного придатка исполнительной власти, конкретно, Ислама Каримова, прочно удерживающего бразды правления еще с советских времен. А депутаты останутся некими декоративными фигурами, периодически предъявляемыми главой государства для контактов и бесед с их заграничными коллегами.

В лучшем случае, они будут единогласно или не очень утверждать все, что подготовлено в недрах своеобразного республиканского ЦК, официально именуемого исполнительным аппаратом бессменного узбекского лидера. В худшем – еще и окончательно погрязнут в коррупции, "крышуя" и лоббируя бизнес, оформленный на ближайших родственников, равно как и бизнес тех, кто пока еще равноудален от всех без исключения ветвей власти. Словом, это якобы будет не высший законодательный и представительный орган государства, а некая аморфная масса неизвестных широкой общественности людей, крайне далеких от подлинной заинтересованности в переустройстве страны.

Может быть и так, однако, при ближайшем рассмотрении ситуации, и не издалека, более реальным представляется совершенно противоположный сценарий развития событий.

Начну с того, что на сегодняшний день в Узбекистане практически нет ни одной группы населения, условно объединенной по социальному, имущественному, властному, национальному, религиозному или иному признаку, которую бы удовлетворяла нынешняя внутренняя политика Ислама Каримова. Как в сфере политической жизни, так и в сфере так называемых экономических преобразований.

Хуже того, граждане Узбекистана крайне устали от словоблудия власти, регулярно провозглашающей достижение очередных успехов в деле строительства демократического общества и рыночной экономики, а потому давно и устойчиво не воспринимают тиражируемую демагогию. Она не вызывает ничего, кроме проявляемого открытого недовольства, а то и откровенного противодействия режиму. Вспомним ситуацию со взрывами в столице республики, дважды – весной и летом – прозвучавшими в этом году. Невероятно, но весьма значительная часть населения страны практически сочувствовала самоубийцам и сетовала на то, что тем не удалось переломить ход событий, сломав становой хребет власти.

Да, в местных средствах массовой информации, де-юре свободных, но де-факто находящихся под тотальным контролем государства, звучали совершенно иные мнения и оценки происшедшей трагедии. Однако не будем забывать, что классическое авторитарное государство на то и существует, чтобы тиражировать свою, нередко отличную от истинной, точку зрения на те или иные события и тенденции.

Далее. Практически все слои населения республики сегодня испытывают явный дискомфорт от реальной конкретики повседневной жизни. Так и не народившийся в стране класс предпринимателей средней руки стонет от произвола правоприменительных ведомств, загоняющих бизнес в угол и не оставляющих ему шансов на честное, в рамках законодательной базы, выживание.

Дехкане, по большей части, как и в худшие годы советской власти, оторванные от результатов своего труда, замученные бесчисленными указаниями чиновников от сельского хозяйства, фактически созрели для локальных бунтов, которые при определенном стечении обстоятельств, вполне могут захлестнуть всю республику. А сам этот процесс в силу своей стихийности в состоянии дестабилизировать внутреннюю ситуацию настолько, что остановить или прекратить хаос представится делом крайне затруднительным.

Не удовлетворяет нынешняя политика и жителей городов Узбекистана, некогда относивших себя к пролетариату. Большая часть промышленных предприятий республики либо давно стоят, либо работают чисто символически, не менее символически оплачивая и труд наемного персонала. Именно эта категория граждан, более других склонная к чтению газет и просмотру телепрограмм, была искренне поражена заявлением Ислама Каримова во время празднования очередной годовщины Конституции, в котором он сказал, что заработная плата за последнее время выросла в Узбекистане аж на 200 процентов…

Все громче ропщут и не обласканные властью представители интеллигенции. Они, например, никак не возьмут в толк, почему претенциозное здание Сената, возводимое в центре Ташкента, строится под руководством президента страны, а не, допустим, главного архитектора, как это и принято в иных государствах. Почему Узбекистан всегда и во всем идет по своему особому пути, хотя история человечества давно накопила и апробировала десятки иных, куда более приемлемых и оптимальных?…

Недовольны сложившейся ситуацией и чиновники всех ветвей власти, включая тех, что служат в правоприменительных, силовых ведомствах Узбекистана. Как и все население страны, поставленные в унизительное положение нищих (в Ташкенте, к примеру, нельзя прокормить семью даже на 100 тысяч сумов), они вынуждены брать взятки, хотя отнюдь не все желают это делать и готовы так жить. Они вынуждены преследовать инакомыслящих, нередко необоснованно возбуждая уголовные дела по заказу высших эшелонов власти и отправляя соотечественников за решетку…

К чему это все автор? Да к тому, что в Узбекистане, вопреки тиражируемому подчас за его пределами мнению, честных и порядочных людей, людей, которые искренне хотели бы жить и работать по-другому, значительно больше, нежели тех, что существующая власть вполне устраивает. Именно поэтому автор склонен считать, что даже разрешенные властью политические партии, легально существующие в стране, направившие своих представителей в двухпалатный парламент, весьма скоро будут иметь реальную силу.

Предполагая изначальный скептицизм просвещенного и знающего положение читателя, попробую более подробно обосновать свои прогнозы.

Пять политических партий, хоть и напоминающие сегодня близнецов-братьев, все-таки не так идентичны, как это порою пытаются представить. Другое дело, что ни одному из нынешних партийных лидеров и тем гражданам, что стоят за ними, готовым в случае необходимости тут же прийти на смену, стратегически и тактически невыгодно прежде времени заявить о своем несогласии с действиями правительства и президента, это правительство возглавляющего. Именно поэтому они традиционно поют песни о родине, используя дежурную патриотическую фразеологию.

Думают они, и в этом автор неоднократно убеждался, беседуя со многими партийными активистами, совершенно иначе, нежели говорят на митингах и публичных встречах с избирателями. Думают они радикальнее, и куда более радикально готовы работать в двухпалатном парламенте.

Теперь, если принять за основу тот непреложный факт, что в силу целого ряда причин, включая и благосклонное отношение властей, костяк Законодательной палаты будут составлять представители Либерально-демократической и Народно-демократической партий, можно с высокой степенью достоверности предположить, что именно эти партии возьмут на себя нелегкую ношу подлинных реформ в государстве.

Почему именно они, а не иные? В Узбекистане мало кто не знает, что либеральные демократы собрали под свои знамена значительную часть чиновников исполнительных структур, тех самых, что имеют реальную власть и реальные рычаги для осуществления тех или иных изменений. Солидная прослойка в этой партии людей, давно и успешно работающих в бизнесе, имеющих региональный и республиканский авторитет, существенные финансовые ресурсы, что тоже немаловажно.

Народные демократы более тяготеют к социалистам, и в случае получения приблизительно равного с либералами количества депутатских мест, уравновесят в парламенте интересы различных социальных групп населения.

А это уже сила, объединяемая общими задачами и долговременными целями. Сила, с которой, по моему мнению, нынешней власти придется считаться уже через пару-тройку лет.

Естественно, возникает вопрос, неужели такой прагматичный и умный политик, каковым без сомнения является Ислам Каримов, не видит явной опасности, угрожающей выстроенной им же модели государства? Неужели он не понимает, что станет одной из первых фигур, подвергнувшихся, в лучшем случае, критике, в худшем, обструкции?

Скорее всего, понимает и идет на либерализацию осмысленно, просчитывая все возможные варианты и последствия. И опять-таки почему?

Попробую ответить на этот вопрос, исходя из многолетних наблюдений за деятельностью узбекского лидера. Нет, я никогда не был к нему близок, тем более, не входил в окружение, но публичная деятельность любого политика, последовательность или непоследовательность в принятии им определенных решений, очевидные пристрастия или неприятие им каких-то вещей, все равно становятся достоянием гласности, а значит, подвержены анализу.

Конечно, Ислам Каримов относится к той категории глав государств, что в силу своих личных качеств, никогда не позволят себе утратить контроль за происходящими в их стране процессами. Это так, и это бесспорно.

Однако бесспорно и другое. Президент Узбекистана, хоть и наделен природой отменным физическим здоровьем, прекрасно понимает, что его время в большой политике на исходе. Не потому что слаб или немощен, не потому что не умен или недальновиден, а по той простой причине, что в силу возраста уже не в состоянии оперативно отслеживать и не менее адекватно реагировать на все изменения, происходящие на государственном и межгосударственном уровне.

Однако он вполне в состоянии, удерживая бразды правления в целом, наметить для себя достойного преемника или не менее достойную политическую модель государственного устройства. Да, на данном этапе развития Узбекистана ему не нужна ортодоксальная и, будем говорить откровенно, неконструктивная и непрофессиональная оппозиция. Тем более, та, что весьма неадекватно проявила себя в первые годы независимости. Он никогда не приемлет ни политической партии "Эрк", ни ее аналога "Бирлик". Слишком свежи еще события конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия. Но даже, если бы они слегка стерлись в его цепкой и по сей день памяти, он не позволит себе допустить их повторную легализацию.

Поэтому сегодня на политическую сцену и выдвинуты те, кто, не исключено, по мнению Ислама Каримова, сможет мягко, предельно корректно, не охаивая публично существующий режим, тем не менее, действительно начать реформирование страны. Бесспорно, внутренне и они не относятся к его действиям одобрительно, но хотя бы не сотрут в порошок, не вычеркнут из истории, не впишут в мрачный перечень худших на свете диктаторов.

Устроят ли предстоящие выборы в двухпалатный парламент государства с традиционной западной формой демократии? Скорее всего, нет, что очевидно уже сегодня. Запад почему-то больше испытывает симпатии именно к тем политическим силам, точнее, к тем политическим лидерам, что давно заявляют об имеющейся у них якобы всенародной поддержке, но на практике, не имеющей таковой по определению.

Хуже, ряд так называемых политических вожаков, неплохо живущих на зарубежные гранты на протяжении всех лет независимости, сегодня также далеки от истинной политической мудрости, что и тринадцать лет назад. У большинства из них и по сей день нет четкой экономической или иной программы. Есть демагогия, которая, если подходить принципиально, мало отличается от той, что используется существующей властью. Да, приоритеты и там, и там различные, но сущность от этого не меняется.

Смогут ли эти политики, попривыкшие к весьма комфортному статусу изгнанников, прийти к власти в ближайшие годы? Думаю, что нет, несмотря на откровенную финансовую поддержку, осуществляемую преимущественно через различные фонды, за которыми так и торчат уши некоторых западных спецслужб.

Невозможен и нереален в Узбекистане грузинский, украинский или белорусский вариант так называемой уличной демократии. Не та у нас страна, не та власть, не тот народ и не те условия.

Отрадно, что это хорошо понимают в России, отказавшись от поддержки "штатных" оппозиционеров, но, сотрудничая с теми, кто, даже находясь во власти, мыслит трезво, прагматично и с дальним, весьма перспективным во всех отношениях прицелом.

Так почему же автор публикует данный материал именно под тем заголовком, что читатель и видел? Наверное, потому, что четыре года назад Ислам Каримов, выступив с инициативой о создании в Узбекистане двухпалатного парламента, действительно вполне осознанно "заложил бомбу" под собственный, казалось бы, несокрушимый трон.

И вновь, почему? Понимаю, что повторяюсь, но, тем не менее, скажу еще раз: не исключено, чтобы оставить себе время, слегка отодвинувшись от решения насущных проблем, успеть отследить, еще лучше, отладить принципиально иную модель высшей законодательной власти, реформа которой рано или поздно благотворно повлияет на развитие страны в целом.

Кто сказал, что подобное невозможно?…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ