Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Анализ информации, поступающей от загранпредставительств Росзарубежцентра, позволяет сделать следующие обобщения по вопросу иностранных диаспор зарубежных стран.
1. Соотечественники за рубежом большинством иностранных государств рассматриваются как фактор реализации политических и экономических интересов, обеспечения культурного и языкового присутствия, создания за рубежом соответствующего имиджа своих стран. В зависимости от исторического развития, внутриполитической ситуации, внешнеполитического курса, от экономического положения, страны в своих отношениях с зарубежной диаспорой в большей или меньшей степени ориентируются на политические (например, Бельгия, Италия), вплоть до лоббирования (Греция), или экономические (Венгрия, Индонезия, Марокко) цели. Для ряда стран характерен сбалансированный подход (Индия, Китай). Интересен пример Туниса, который пытается применить опыт Португалии и Ирландии, эффективно использовавших помощь эмигрантов в достижении экономического уровня развитых европейских государств.
2. Организационно работа с соотечественниками в различных странах строится по-разному. Как правило, проблемами соотечественников занимаются министерства иностранных дел и консульства. При МИД созданы координационные службы (Бельгия), департаменты по делам иностранцев (Бразилия), постоянно действующие совещательные форумы (Венгрия). Активную информационно-просветительскую деятельность среди соотечественников проводят зарубежные культурные центры многих стран (Институт Гете - Германия, Институт Сервантеса - Испания). В различных странах вопросы гражданства, которые часто затрагивают интересы соотечественников, входят в ведение президентов, советов по гражданству, департаментов национальной регистрации, паспортов и гражданства министерств внутренних дел, департаментов министерств юстиции и других.
3. Законодательной базой отношений с соотечественниками за рубежом являются международные акты, например. Всеобщая декларация прав человека (Бельгия), конституция государства и законы о гражданстве (Аргентина, Замбия), статусный закон (Венгрия). В Японии к ним добавляются законы "О посемейной записи" и "О контроле над въездом и выездом и о статусе беженца" и т.д.
В некоторых странах, несмотря на наличие многомиллионных диаспор, специальных законов и государственных программ по работе с соотечественниками не имеется. Деятельность госорганов в этой сфере основывается только на внутриведомственных инструкциях (Египет) и реализуется, главным образом, через департаменты по делам эмигрантов, причем круг их задач в этой области весьма ограничен (Ливан).
4. Двойное и множественное гражданство законодательством большинства стран не предусматривается. Однако, власти ряда государств под давлением факторов прагматического характера допускает двойное гражданство на основе двусторонних договоренностей (Аргентина, Мальта), предполагают пересмотреть свою позицию в сторону либерализации (Индия) или закрывают глаза на фактически существующее (Египет, Пакистан).
5. Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется соответствующими консультативными учреждениями, в т.ч. передвижными консульскими группами (Бразилия), культурными центрами, различными фондами. Примером может служить Фонд международных обменов Японии (государственный) с объемом средств в 106,2 млрд. иен (870 млн. долл. США). Кроме того, японское правительство ежегодно выделяет Фонду дополнительные средства для ведения практической деятельности. Наиболее интересен опыт Японии в организации системы защиты жизни, здоровья и имущества японских граждан за границей. В качестве формы защиты интересов соотечественников рассматривается заключение соответствующих двусторонних договоров с государствами, где имеется национальная община (Италия).
6. Самоорганизация зарубежных диаспор различна. Высока степень организованности и структурированности китайской диаспоры. Для защиты своих прав и интересов граждане Аргентины, находящиеся в США (по оценке Госдепа их более 400 тыс. чел.), учредили т. н. "Аргентинскую комиссию США". Комиссия, ссылаясь на опыт латиноамериканских общин Колумбии, Гондураса, Сальвадора и Мексики, в качестве одной из главных задач определяет получение для своих соотечественников "статуса временной защиты", позволяющего избежать депортации и получить временную легальную работу. Поскольку государственная материальная помощь соотечественникам в Аргентине не предусмотрена, Комиссия занимается сбором средств и распространением гуманитарной помощи исключительно среди нуждающихся аргентинцев. Активно работает «Международный союз Греков за рубежом».
Выводы.
1. Отношение стран к зарубежной диаспоре определяется исторической традицией и прагматикой сегодняшнего дня.
2. Странам с четко выраженной государственной политикой в отношении соотечественников и твердой соответствующей законодательной базой, работа с соотечественниками приносит ощутимые политические и экономические результаты.
3. Прямая финансовая помощь соотечественникам от государств, выходцами которых они являются, как правило, не оказывается. Большинство стран рассматривают диаспоры в качестве определенного экономического и политического ресурса в решении собственных внешних и внутренних проблем.
4. При выработке предложений по созданию международного конгресса российских соотечественников заслуживает внимание опыт общественных организаций иностранных диаспор по оказанию соотечественникам всех видов помощи непосредственно в странах пребывания.
5. Представляется целесообразным разработать специальный документ, позволяющий на единой методической базе продолжить работу по линии МИДа России и Представительств Росзарубежцентра, направленную на накопление и обобщение опыта иностранных зарубежных диаспор.
Приложение
Характеристика государственной политики иностранных государств в отношении соотечественников за рубежомПримечание: знак «-» при отсутствии сведений.
Аргентина |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
Высокая степень самоорганизации |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Конституция, Закон о гражданстве. Президентский декрет. Двойное гражданство допускается только на основе двусторонних соглашений. "Де-факто" это положение распространяется и на другие страны, что позволяет иметь и множественное гражданство. |
3. Законодательство |
- |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Главное управление по консульским вопросам МИД; связь с соотечественниками только по линии консульств. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Прямая материальная помощь не предусмотрена. Консульства могут оказать содействие в установлении контактов с потенциальными спонсорами. |
6. Организации соотечественников |
"Аргентинская комиссия в США"; одна из основных задач - получение для соотечественников "статуса временной защиты", позволяющего избежать депортации. |
Бельгия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
Только в странах ЕС 185 тыс. чел. при населении страны 10 млн.чел |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Бельгиец за пределами страны рассматривается как "фактор бельгийского присутствия за рубежом", призванный представлять в должном свете бельгийское государство |
3. Законодательство |
Ст. 13 Всеобщей декларации прав человека. Приобретение иностранного гражданства не влечет потерю бельгийского, множественное гражданство разрешается за некоторыми исключениями |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Дипломатические и консульские представительства Бельгии, координатор - Служба международного юридического сотрудничества МИД. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Поддержка регламентируется бельгийскими законами, нормами международного права и законодательством страны пребывания; бельгийские представительства не имеют права вмешиваться в частные дела, в т. ч. в вопросы выдачи и продления видов на жительство. Вопросы, связанные с положением соотечественников находятся в постоянном поле зрения парламента страны. |
6. Организации соотечественников |
- |
Бразилия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
Официально 2 млн. чел. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
По мнению местных экспертов - стимулирование бразильских эмигрантов к увеличению вкладов финансовых средств в экономику страны |
3. Законодательство |
Закон о признании единого гражданства Бразилии от 1986г. Иностранцы с постоянной визой имеют весь спектр прав за исключением политических |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
МИД и консульские службы. Департамент по делам иностранцев министерства юстиции Бразилии. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Правительственная программа поддержки соотечественников декларирует развитие и укрепление связей с соотечественниками и включает ряд мер административного, экономического, культурного и социального характера, в частности предусматривает распространение на них права на пенсионное обеспечение. Создается спецфонд кредитования соотечественников для приобретения жилья в Бразилии. Оказание МИДом консульских услуг в соседних странах посредством создания подвижных групп. Предусмотрено создание специального радиоканала. |
6. Организации соотечественников |
- |
Вьетнам |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
2.7 милл. человек в 90 странах мира. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Вьетнамец в любой стране мира является неотъемлемой частью нации и должен поддерживать связи с исторической родиной, используются для лоббирования ее политических и экономических интересов в стране пребывания. Вклад в развитие экономики страны – в 2001г. соотечественники перевели во Вьетнам только по открытым банковским каналам более 1,2 млрд., долл. США |
3. Законодательство |
Законодательство СРВ не признает двойного или множественного гражданства |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Комитет по делам вьетнамцев за рубежом МИДа, консульские службы. Ассоциация по связям соотечественников, проживающих за рубежом – общественная организация, средства на реализацию программ поступают из бюджета. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Правительственные постановления, предусматривающие ряд льгот для соотечественников. |
6. Организации соотечественников |
- |
Венгрия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
Из 15 млн. человек, этнических венгров за рубежом проживает 5 млн. чел |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Достижение соотечественниками благополучия, без их иммиграции в Венгрию при сохранении с ними тесных контактов; просматривается желание улучшить демографическое положение страны за счет "качественной иммиграции". |
3. Законодательство |
Статусный закон о венграх (фактически создает предпосылки для поддержки соотечественников). |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Ведомство по делам зарубежных венгров системы МИДа, постоянно действующий (совещательный) форум представителей правительства, руководства партий, наиболее авторитетных политических организаций зарубежных венгров. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Подконтрольные правительству фонды по культуре, образованию, бизнесу. Специальные целевые фонды по крупным проектам. Государственный спутниковый телеканал "Дуна". |
6. Организации соотечественников |
- |
Германия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Двойное гражданство не признается |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Министерство внутренних дел. Институт Гете. имеющий представительства в 128 странах мира; в 2000г. совокупный бюджет Института составил 480 млн. марок. Союз в поддержку немецких культурных связей за границей. Немецкое общество по техническому сотрудничеству (в наблюдательном совете представлены МИД, Минфин, Минэкономики, министерство экономического сотрудничества и развития), имеет представительства в 66 странах, в т.ч. в России. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Греция |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
7 млн. чел., сильная позиция в странах проживания, высокая сплоченность, средний жизненный уровень, как правило, выше ср.уровня титульной нации. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Лоббизм, сохранение греческой самобытности, недопущение ассимиляции, приобщение к проведению политики Греции в интересах «всего эллинизма». (Далее см. п.6). |
3. Законодательство |
Конституция (ст. 10), двойное гражданство не признается |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
МИД, Ген. Секретариат по делам зарубежных греков. Постоянный комитет по делам зарубежных греков. Международный совет греков за рубежом. Разветвленная ветвь консульских служб. Греческая православная церковь. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Гос. финансирование конкретных проектов и программ - 10 млн. долл. США в год. Помощь от ЕС и других европейских структур. Просветительская работа. 9 программ. Содействие репатриантам. |
6. Организации соотечественников |
3 тыс. организаций, используемых Грецией в качестве «места дружбы» со странами проживания. «Американо-греческая прогрессивная просветительская организация» (АНЕРА), «Объединенный греко-американский конгресс (АНС), «Греко-американский союз» (AHA), «Всекипрская ассоциация Америки» (РСА). |
Дания |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Дания не признает двойного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
- |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Египет |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Закона, регламентирующего порядок работы с соотечественниками нет. Имеются внутриведомственные инструкции. Двойное гражданство "де-юре" не признается, но "де-факто" существует. Официально мер пресечения не применяется, но в отношении таких граждан существуют ограничения в правах. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Консульские отделы посольств. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Заключение консульских конвенций, в которых оговариваются общие и частные положения. Перед консульскими службами не ставится задача организации многофункциональной работе с соотечественниками. Они обязаны отстаивать интересы своих граждан в случае возникновения проблем и удовлетворять потребности в консультациях. |
6. Организации соотечественников |
- |
Замбия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Конституция страны, закон "0 гражданстве Республики Замбия". Двойное гражданство не признается. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Президент, Совет по гражданству. Департамент национальной регистрации, паспортов и гражданства Министерства внутренних дел. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Индия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
20 млн. чел. широко разветвлена |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Политическая - понимание, что диаспора является рычагом воздействия на общественное мнение и политические процессы в странах проживания. Экономическая - на конец 2000г. на банковских счетах соотечественников в Индийских банках остаток средств составил около 23 млрд. долл. США, в 1995г. их прямые инвестиции в экономику страны составили 1759 млн. долл. США. |
3. Законодательство |
Предлагается рассмотреть вопрос о возможности предоставления двойного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Комитет по работе с соотечественниками за рубежом. Общественные организации - Общество содействия развитию связей с соотечественниками. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Ряд льгот экономического характера, в т.ч. в области финансов. |
6. Организации соотечественников |
- |
Индонезия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
Временная работа за рубежом. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Поддержка организованного выезда своих граждан на временную работу за рубеж. |
3. Законодательство |
Индонезийское законодательство не предусматривает двойного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Департамент безопасности и руководства индонезийскими общинами за рубежом Генерального Директората социально-культурных связей и иностранной информации МИДа. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
Активно практикуется создание союзов индонезийских студентов, предпринимателей, деятелей культуры, землячеств от дельных народностей. |
Италия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
50 миллионов человек. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Максимально втянуть соотечественников в орбиту итальянской политики и использовать их влияние и позиции в странах пребывания для обеспечения национальных интересов |
3. Законодательство |
- |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Министр по делам итальянских граждан за рубежом. Департамент по вопросам политики в области эмиграции и в отношении соотечественников МИДа, Комитет по делам итальянцев за рубежом во главе с министром иностранных дел. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Практика заключения двусторонних соглашений с государствами, в которых имеется национальная община. Долгосрочная стратегия политики Италии в отношении соотечественников, разработанная на I Всемирной конференции итальянских граждан, проживающих за рубежом. Создана широкая сеть зарубежных представительств - консульских отделов и культурных центров, на работу с соотечественниками правительство ежегодно выделяет более 200 млн. долл. США. |
6. Организации соотечественников |
- |
Камбожда |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Закон о гражданстве от 20.08.96r. Разрешается двойное гражданство. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
МИД |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Китай |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
60 млн. человек, высокая степень организованности и структурированности, значителен экономический потенциал |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Заинтересованность в содействии дружественным связям со странами пребывания, экономическому и научно-техническому развитию страны - доля этнических китайцев в прямых зарубежных инвестициях оценивается в 70%. Кроме того, они способствуют продвижению китайских товаров на внешний рынок. Реэмиграция не поощряется, кроме специалистов, получивших образование за рубежом. |
3. Законодательство |
В стране отсутствует институт двойного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Три канцелярии Госсовета (правительства) - по делам соотечественников, по делам Тайваня, по делам Сянгана и Аомэня. Всекитайская ассоциация реэмигрантов |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Для реэмигрантов и зарубежных китайцев открыт ряд специализированных учебных заведений, включая 2 университета. Существует несколько научных центров, изучающих историю и современные проблемы диаспоры. |
6. Организации соотечественников |
- |
Ливан |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
- |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Департамент по делам эмигрантов МИД. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Работа социально-экономической, культурной и другой направленности, кроме официально-юридической и статистической, госорганами Ливана не ведется. |
6. Организации соотечественников |
- |
Малайзия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Малазийское законодательство не предусматривает двойного или множественного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Специальных государственных органов, занимающихся вопросами соотечественников нет. Посольства отслеживают все вопросы, связанные с гражданами Малайзии, временно находящимися за границей. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
В некоторых странах действуют "малазийские клубы", играющие роль культурных центров и частично финансируемые правительством. |
Мальта |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
С 2001г. Мальта признает двойное и множественное гражданство при соответствующих двусторонних договоренностях, включая по вопросу налогообложения. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
- |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Марокко |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Экономическая - 10% валютных поступлений приходятся на переводы соотечественников из-за рубежа. |
3. Законодательство |
Законодательство разрешает иметь двойное гражданство, но не множественное. Мусульманам "де-факто" не разрешено принимать гражданство Израиля. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Департамент консульской службы МИД. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Фонд Хасана II, реализует программы по обучению детей соотечественников арабскому языку, по организации лагерей отдыха на пути следования к месту проживания, ряд налоговых льют и поощрений. |
6. Организации соотечественников |
- |
Пакистан |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Формально Пакистан двойное гражданство не признает, но либерально относится к наличию у пакистанцев иностранного гражданства. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Специального правительственного органа, занимающегося вопросами соотечественников, нет. В Министерстве труда существует департамент, курирующий выезд пакистанцев на работу за границу |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Польша |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
- |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Неправительственные организации - Ассоциация "Польское содружество" и фонд "Помощь полякам на Востоке", бюджет обеих структур утверждается Комиссией Польского сейма по связям с поляками за границей. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
По линии Ассоциации и Фонда ряд программ гуманитарного и социального характера, в т. ч. выделение средств на покупку сельхозземель для польских фермеров в странах СНГ и Балтии, а также СМИ. |
6. Организации соотечественников |
- |
Словакия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
2.736,5 тыс. чел. при населении страны в 5 млн.чел. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Закон о заграничных словаках. Режим въезда и выезда заграничных словаков аналогичен иностранным гражданам, на территории Словакии пользуются равными имущественными и гуманитарными правами с гражданами страны. Власти признают двойное гражданство и на практике руководствуются положениями Европейского договора о гражданстве от 01.03.01г. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
- |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
США |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Законодательство не запрещает обладание множественным гражданством. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
- |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Тунис |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
698.107 человек или 7.1% населения страны. |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
Максимально эффективно использовать человеческие ресурсы- переводы соотечественников - третий по значимости источник поступления иностранной валюты, высокий интеллектуальный потенциал специалистов всех направлений путем передачи профессиональных знаний и практическою опыта. Ставка на помощь за рубежной диаспоры в деле дальнейшего развития страны. |
3. Законодательство |
- |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
Государственное (консультативное) Агентство по делам тунисцев, постоянно проживающих за рубежом. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Двусторонние соглашения с принимающими странами, Соглашение об ассоциированном членстве Туниса в Евросоюзе, планируется подписание магрибо-европейской хартии. Студенческие стипендии, ссуды и рад льгот молодежи. Правительственные меры гуманитарного характера по укреплению связей соотечественников с родиной. |
6. Организации соотечественников |
- |
Чехия |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Законом от 29.12.92г. Двойное гражданство запрещено. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
- |
6. Организации соотечественников |
- |
Япония |
1. Характеристика зарубежной диаспоры. |
- |
2. Мотивация государственной политики в отношении соотечественников |
- |
3. Законодательство |
Законы "0 гражданстве", "0 посемейной записи", "0 контроле над въездом и выездом и о статусе беженца". Открыто двойное гражданство не признается, но предусматривается ряд исключений. |
4. Организации, занимающиеся соотечественниками |
МИД, Центр по обеспечению безопасности соотечественников за рубежом при департаменте по консульским и иммиграционным делам МИДа (консультативно- информационный орган). Совет государственных и частных учреждений по выработке мер безопасности японских граждан за рубежом, Японский фонд (Фонд международных обменов), филиалы фонда в виде Институтов японской культуры, японских культурных центров и заграничных представительств фонда. |
5. Программы поддержки, финансирование и системы защиты. |
Программы Японского фонда - размеры фонда около 870 млн. долл. США плюс ежегодно выделяемые правительством средства для ведения практической деятельности. Среди программ – Направление за рубеж японских специалистов и преподавателей, Программа обучения. Программа обмена литературой, Обмен аудио- кино- и видеофильмами. Программа Центра по развитию глобального партнерства. Программа Азиатский центр. Система защиты жизни, здоровья и имущества японских граждан за границей (возложена на МИД). |
6. Организации соотечественников |
- |
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |