Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
газета «Россiя»,
26 июня 2002
Денис Чистов
Вчера Лукашенко должен был выдвинуть Путину встречные предложения по поводу организации двухместного союза. Встречные – относительно того, что наш президент высказал батьке во время девятичасовой встречи в Петербурге, которая закончилась обострением отношений, серьезно отдалившим неясную перспективу неясного союза двух стран. Но, видимо, очень не хотелось Лукашенко омрачать вчерашний день – день десятой годовщины установления дипотношений между Россией и Белоруссией. И отправил он своему коллеге Путину послание с поздравлениями. Пожелал здоровья, долгих лет жизни, а заодно – все-таки напомнил о союзном государстве. Россия тоже про дипломатический праздник не забыла и направила в Минск знаменитого дипломата страны, ныне промышленника-предпринимателя Евгения Примакова. Сегодня он встретится с Лукашенко. Говорить, наверное, будут и о союзе.
А нужен ли нам этот союз? «Нужен, – ответит практически любой россиянин. – Братья славяне все же и вообще». А если союз все-таки не состоится? «Ну, нет так нет», – скорее всего рассудит все тот же россиянин. А президент Путин прекрасно знает, что на его рейтинге никак не отразится любой исход дела. Потому может позволить себе не соглашаться с амбициозными проектами батьки, невыгодными для России.
Основные противоречия касаются сферы наднационального управления. Приоритет Путина – «единый парламент, правительство, государство». «Это значит, что не должно быть ни российской Госдумы, ни белорусского парламента, ни российского правительства, ни белорусского правительства. Должен быть единый союзный парламент, единое правительство и единая страна», – говорит наш президент. Но сие не устраивает Лукашенко, который хочет оставаться суверенным, а управление союзом видит в надстройке, равно управляемой двумя правительствами с одинаковым правом вето на любые решения. То есть хочет быть независимым, а деньгами пользоваться – как «зависимый».
И вот тут-то и возникает у российского гражданина закономерный вопрос: с какой стати?! Жаль, конечно, бедных белорусов. Но почему мы все время должны решать чужие проблемы за счет своего благополучия? Разве своих учителей, вынужденных жить на полсотни долларов в месяц, не жалко? Два миллиарда долларов, в которые сейчас нам обходится дружба с Белоруссией, если умножить на 31 с копейками... Это же каждому из нас может достаться. Да пусть даже и не каждому, а, скажем, 15 миллионам беднейших – почти по $170. Но с них только убудет, если будет введена единая валюта.
Вот так и нужен простому россиянину союз с Белоруссией. С одной стороны – конечно, да. А с другой... Нет, рано Лукашенко с Черномырдиным выкопали перед телекамерами из земли пограничный столб. Думать надо.
Плюс-минусНам не подходит подход Лукашенко к нашим деньгам. Белорусы желают самостоятельно эмитировать единую валюту, а вкупе с нынешним поведением Минска (повышением зарплат народу простым печатанием купюр) для России это неприемлемо. Поэтому Путин предлагает исключить из Союзного договора раздел о введении единой валюты.
Экономические выгоды от объединения с Минском для Москвы невелики. После создания российско-украинско-германского газового консорциума обходная газопроводная ветка по Белоруссии нам не потребуется. Белорусы не спешат пускать к себе российский капитал, хотя большинству их предприятий нужны инвестиции (около половины предприятий убыточно).
Экономические странности Минска. Компания «Балтика», вложившая около $200 млн. в пивзавод «Криница», до сих пор не может принять участие в его управлении. С МТС попросили дополнительные $10 млн. за возможность развернуть сеть в республике (МТС уже отдала $2,5 млн. за лицензию).
Анатолий Чехоев, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками:- Сейчас такая ситуация, когда одна нога давит на педаль газа, а другая тут же на педаль тормоза. И движение в сторону Союза тормозится. Хотя уже пора определиться. Сейчас в Конституционном акте прописано, что должны быть созданы парламент и правительство, которые имели бы право принимать не только рамочные законы, но и прямого действия. Но тогда эти законы должны действовать на территории обоих государств. А Лукашенко хочет сохранить высокую степень независимости, суверенитета, иметь право вето. Если он не хочет входить в союз, то говорить надо по-другому.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:- Нынешний кризис давно назревал, но для многих он оказался неожиданным. Слова Путина заставили задуматься о том, что он не согласен не только с формой, но и с самой идеей интеграции. Путин выступил в роли политического комментатора, в то время как он отвечает за судьбу проекта. Поэтому возник и обмен любезностями. Это очень неприятно свидетельствует об отсутствии личностного взаимопонимания. Так же как и постоянные упоминания об экономической отсталости Белоруссии. Ведь, кроме экономических выгод от союза, существуют геополитические, военно-политические, культурные, исторические, религиозные и многие другие выгоды, которые вообще нельзя оценить в деньгах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |