Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусский рынок, 27.12.04 - 3 января 2005 г.
Павлюк Быковский
Снятие конституционных ограничений на занятие одним и тем же лицом поста президента Беларуси принципиально изменило политическую ситуацию в стране. С этого момента номенклатура уже не имеет необходимости искать себе нового патрона, Запад окончательно уверился в том, что А. Лукашенко "последний европейский диктатор", оппозиция заявила о намерении консолидироваться.
Прошедший 17 октября конституционный референдум затмил все политические события уходящего 2004 года в Беларуси. Из памяти поистерлись белорусско-российская "газовая война", приостановка строительства Союзного государства и фактический отказ от введения российского рубля в Беларуси в качестве платежного средства. Собственно, парламентские выборы, которые начались чуть раньше референдумной кампании и претендовавшие на звание главного политического события года, также остались в тени.
Итак, правящий режим решил принципиальный вопрос, как он будет существовать дальше. Можно было следовать правилам игры и растить преемника (одновременно расшатывая лояльность номенклатуры); можно было сохранить игроков, но предложить совсем другую игру (конституционно перераспределить полномочия в пользу парламента или премьер-министра и в ущерб президенту); можно было снять ограничения на количество президентских сроков для А. Лукашенко. Были и другие варианты, но для лица, принимавшего решение, смысл их все равно сводился к выбору между своим нахождением у власти или уходом.
Многие эксперты считали, что правящий режим не отважится менять Конституцию для этих целей, так как не только Запад, но и Москва откровенно показывали, что выступают против. Однако режим решился, и пока без видимых для себя последствий, ведь западные визовые санкции для чиновников ничто по сравнению с самоизоляцией официального Минска, а у России ограничены возможности (безболезненно для себя) применить экономические рычаги против белорусского партнера.
Что же произошло с правящим режимом после референдума? Большинство экспертов считают, что произошла или, по крайней мере, происходит его консолидация.
В интервью "БР" политолог Андрей Федоров напомнил недавнее заявление главы государства, сетовавшего, что некие вражеские силы пытаются внести раскол в руководящие органы, в номенклатуру. Политолог делает вывод, что "попытка консолидироваться делается". Явное ее проявление эксперт увидел в назначении главой Администрации президента Виктора Шеймана, который, по словам политолога, "славится своей жесткой приверженностью к выполнению указаний сверху". Вместе с тем А. Федоров считает, что процесс консолидации правящей элиты не завершен. "На мой взгляд, сейчас есть только попытка консолидации в связи с неприятием международным сообществом итогов выборов и референдума, а также в связи с событиями в Украине", — констатировал он.
Политический обозреватель Александр Федута заявил в интервью "БР", что также видит в последних кадровых решениях правящего режима попытку консолидации: "Владимир Коноплев избран спикером парламента, хотя мог быть избран в оба предыдущих созыва. То, что этого не происходило раньше, свидетельствует, что раньше в этом не было крайней необходимости. Во-вторых, назначение Шеймана. Это единственный человек, связанный с Лукашенко до конца. Это человек, чья политическая и человеческая судьба полностью зависит от Лукашенко".
А. Федута считает, что процесс консолидации еще далек от завершения, так как это "процесс компромиссов и уступок". Эксперт не исключает, что одной из первых жертв этого процесса мог стать бывший депутат Палаты представителей, бывший генеральный директор СП "БелРосУкрнефть" Николай Скутов. Но, по мнению А. Федуты, процесс консолидации может дойти и до перестановок в высшем руководстве: "Нам осталось немного подождать отставки Сидорского и Тозика и появления в каком-нибудь качестве Титенкова".
Если в оценках происходящего с правящим режимом эксперты в общем-то сходятся, то в отношении ситуации в среде оппонентов правящего режима мнения высказываются разные. Политолог Виктор Чернов в интервью "БР" отметил, что, по его мнению, оппозиция тоже консолидируется. А. Федоров затруднился ответить на вопрос, сославшись на то, что не следит за происходящими в этой области процессами. А. Федута попросил уточнить, что именно мы называем оппозицией — политические партии или гражданское общество.
В. Чернов отметил, что среди оппонентов правящего режима после объявления итогов референдума и парламентских выборов в 2004 г. нет такого упаднического настроения, которое наблюдалось после президентских выборов 2001 г. и провала единого кандидата демократических сил Владимира Гончарика. "Здесь наложились два очень важных фактора — плачевные итоги кампании по данным Центризбиркома и пример Украины, когда гражданское общество сумело добиться официального признания государством фальсификаций и назначения новых выборов", — говорит В. Чернов.
Политолог отмечает, что в оппозиционных кругах верят не данным Центризбиркома о 80-процентной поддержке населением предложения А. Лукашенко по изменению Конституции Беларуси, а отчетам независимых социологов, в соответствии с которыми инициативу главы государства поддержали лишь 48%.
"То, что предложение А. Лукашенко было поддержано меньшинством, не стало достоянием общественности, фактором публичной политики, — констатирует В. Чернов. — Большинство людей не осознают, что они на самом деле победили. Это, конечно, печально, но оппозиция, зная о том, как на самом деле голосовали люди, не потеряла энтузиазма".
Что касается украинского примера, то, по мнению политолога, в белорусских оппозиционных кругах поняли, что ничего подобного "оранжевой революции" нельзя сделать без консолидации. "В итоге мы получили Совещание демократических сил. Я считаю, что это очень положительный фактор. Воссоздано нечто подобное Координационной раде демократических сил. Я надеюсь, что за этими декларациями последуют какие-то реальные шаги", — сказал В. Чернов. При этом политолог признал, что в настоящее время в Беларуси нет такой консолидированной оппозиции, как в Украине.
"Давайте разберемся, что такое оппозиция, — предлагает в свою очередь А. Федута. — Если оппозиция — это политические партии, то, возможно, происходит консолидация. Если оппозиция — это гражданское общество, то консолидация не происходит, потому что до сих пор идеологические лидеры (политические партии) не обращались к обществу с предложением о сотрудничестве, а предлагали какие-то готовые рецепты решения. Большинство за ними не шло — в этом был проигрыш".
Политический обозреватель напомнил о состоянии белорусского общества в 1996-1997 гг. и о почти исчезнувших массовых акциях протеста на белорусских улицах. "Нужно задать себе вопрос: что идеологическая часть оппозиции делает не так и что именно нужно делать, чтобы возродить прежнюю гражданскую активность?" — считает А. Федута.
Большинство экспертов, с которыми общался корр. "БР", осторожно отнеслись к возможности переноса опыта украинской революции на белорусскую почву. Эксперты отмечали разный уровень развития гражданского общества, положение дел со СМИ, особенно электронными. А. Федута процитировал графа Л. Толстого: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". После этого политический обозреватель сказал: "К сожалению, мы несчастны по-своему. Значит, рецепт восстановления семейного счастья будет другой, хотя и с учетом всего происходящего в мире. Но другой".
Какие же факторы следует учесть? Может быть, видимое поражение политики России в Украине отразится на отношениях А. Лукашенко и В. Путина? А. Федоров осторожно заметил: "Я думаю, что на их личных отношениях это никак не отразится, но, конечно, все будет зависеть от того, как дальше будет вести себя Украина".
Политолог рассмотрел два варианта: "Если так, как сейчас предполагается, победа достанется В. Ющенко и Украина, как считают некоторые российские политологи, начнет дрейф на Запад, — то это будет одна ситуация (я с таким прогнозом в этом плане не согласен, я не думаю, что В. Ющенко начнет решительные действия по продвижению страны в ту сторону, у него это просто не получится), но в какой-то степени это будет более ярко выражено, чем при прежней власти. Поэтому если вдруг такое произойдет, то у России останется единственный союзник на западном направлении — это Беларусь. Тогда, может быть, в какой-то степени будут забыты личные противоречия, которые сейчас, безусловно, существуют между В. Путиным и А. Лукашенко, и Россия будет стараться изо всех сил удержать Беларусь в сфере своего влияния. Но я не думаю, что Украина будет совершать такие радикальные шаги, и в этом плане я не жду каких-то серьезных изменений в белорусско-российских отношениях".
Эксперты, обсуждая возможное развитие ситуации в Беларуси в 2005 г., были вынуждены рассматривать вероятность назначения на этот год досрочных президентских выборов — слухи об этом ходят.
В. Чернов сказал в интервью "БР", что лично он не предсказывает каких-то серьезных политических событий в будущем году: "Обе стороны — и власть, и оппозиция — будут готовиться к президентским выборам. Я мало верю, чтобы в 2005 г. прошли досрочные президентские выборы. Ситуация такова, что пока нет обвального падения рейтинга главы государства, все находится под контролем, поэтому нет особого смысла проводить досрочные выборы. Хотя с точки зрения стратегии это можно было бы сделать, но мне кажется, что для него дороже синица в руках. Любые выборы — это некая дестабилизация ситуации. Я думаю, что А. Лукашенко будет ждать срока".
В свою очередь А. Федута обратил внимание, что для назначения досрочных выборов, если, конечно, действовать по Конституции, нужно, чтобы А. Лукашенко ушел в отставку. "А это возможно лишь тогда, когда премьер-министром будет Шейман", — заявил А. Федута.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |