Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2005 Новая политика
Аждар Куртов
Весьма знаменательно, что свой первый визит после изрядно затянувшихся новогодних праздников президент России совершил именно в Казахстан (12 января). Это одно из ведущих государств в СНГ и демонстрация успешного развития двусторонних отношений с Казахстаном в любом случае оттеняет итог президентских выборов на Украине – не совсем тот, который изначально ожидался в России.
После обретения независимости друг от друга Россия и Казахстан долгое время были заняты преимущественно внутренними проблемами, связанными с отстраиванием собственной национальной государственности. Подчас этот процесс принимал далеко не цивилизованные формы и шел в ущерб двусторонним связям. Так руководители Казахстана, как и их коллеги в большинстве других бывших союзных республик, длительный период времени эксплуатировали миф о возможной имперской политике Москвы на постсоветском пространстве. Этим мифом фактически прикрывалась политика дистанцирования от интеграционных усилий Кремля в СНГ и оправдывались те центробежные меры, которые во многих сферах жизни реально проводились в жизнь в этих государствах.
Например в Казахстане в первой половине 90-ых годов во многом искусственно разрушались кооперационные хозяйственные связи между промышленными предприятиями и их контрагентами в России, отдавался приоритет не российским инвесторам, а представителями из США, Западной Европы и стран Дальнего Востока. Дело доходило до очевидного абсурда, когда демонтировались линии ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась из Казахстана в Россию, или, например, сознательно прекращалась поставка природного газа на Оренбургский завод, специально созданный в расчете на газ с расположенного поблизости от него казахстанского месторождения Карачаганак. В сфере национальных отношений в Казахстане реализовывался курс на приоритет титульной нации, следствием чего стала многомиллионная миграция русскоязычного населения из Казахстана в Россию.
Однако по мере укрепления собственной государственности отношения к большинству этих проблем стало меняться. Спекуляциям об имперском характере политики Москвы все меньше оставалось места, поскольку реальная жизнь никак не могла выявить фактов в подтверждение этих выдуманных теорий. Одновременно экономическая практика показала, что развитие отношений с государствами так называемого "дальнего зарубежья" далеко не всегда может эффективно восполнить те колоссальные потери, которые понесли страны СНГ от резкого разрыва хозяйственных связей друг с другом. Зачастую новые партнеры были нацелены только на извлечение максимальной прибыли в условиях слабости власти государств СНГ, переживавших мучительный период рыночных реформ. Поэтому нередки были ситуации, когда заключенные с такими инвесторами соглашения носили откровенно кабальный характер.
Где-то к началу нового тысячелетия ситуация в Казахстане и в России стала меняться. Наиболее трудный этап реформ был преодолен, в бюджеты обоих государств потекли значительные средства, полученные от продажи добываемой нефти в условиях весьма благоприятной мировой конъюнктуры. Это позволило двум странам наращивать усилия и в других сферах экономики, а также на иных перспективных направлениях возможного сотрудничества.
Казахстан заинтересован в увеличении возможностей экспортного транзита своей нефти по российским трубопроводам. Причем речь идет не только о Каспийском трубопроводном консорциуме, но и возможности, например, Балтийской трубопроводной системы. Российские нефтяные компании, в частности, ЛУКОЙЛ являются участниками разработки казахстанского сектора Каспийского моря, эта компания инвестировала в Казахстан почти 2 млрд. долларов. Россия и Казахстан намерены и будут совместно осваивать нефтегазоносные месторождения Каспия – Курмангазы, Центральное, Хвалынское. РАО ЭС продуктивно работает в энергетике Казахстана. В топливно-энергетической сфере кооперативные связи двух государств постепенно налаживаются уже не на административно-плановой, а на рыночной основе. Президент Назарбаев сам предложил обсудить вопросы развития сотрудничества по переработке газа на Оренбургском заводе.
К сожалению, аналогичных успехов пока нет у российских бизнес-структур, связанных с металлургией. В Казахстане в этой сфере в настоящее время доминируют южнокорейские и индийские инвесторы. Зато крепнут кооперационные казахстано-российские связи в областях, ориентированных не только на добычу и первичную обработку природного сырья, а на производство продукции с высокой степенью добавочной стоимости, в том числе и в высокотехнологичных сферах. Россия строит на выборгском судостроительном заводе танкеры для морского каспийского флота Казахстана, что позволит Казахстану отказаться от аренды нефтеналивных судов у России и Ирана. В Южно-Казахстанской области строятся промышленные предприятия ТОО "Казахско-русский текстильный альянс", продукция которого будет соответствовать высоким международным стандартам и позволит успешно конкурировать с товарами из Турции и Пакистана.
Наконец, Россия и Казахстан стали сотрудничать в сфере самой высокой технологии – они достигли соглашения о сотрудничестве по созданию на Байконуре нового космического ракетного комплекса на базе экологически безопасной ракеты "Ангара".
Документы о дальнейшем развитии экономического сотрудничества, обсуждавшиеся двумя президентами в Алма-Ате, призваны не только закрепить эти позитивные тенденции, но существенно ускорить процесс укрепления экономических двусторонних связей.
В ходе переговоров главы государств обсудили также проблему делимитации российско-казахстанской границы. Для России проблема новых границ до сих пор остается достаточно болезненной. С распадом Союза значительная часть границы была отодвинута вглубь России и пролегла там, где несколько столетий о ней никто и думать не мог. Разумеется, в одночасье новые рубежи не могли быть оборудованы надлежащим образом по типу тех, что разделяют Россию и Финляндию.
Сам переговорный процесс по делимитации ведется с августа 1999 г. Состоялось множество раундов переговоров. Большая часть российско-казахстанской границы к сегодняшнему дню группой по делимитации уже отработана.
Представители российского МИДа утверждают, что они видят свою задачу в том, чтобы процесс делимитации границы был бы прозрачен и понятен населению. Однако нельзя не отметить одно обстоятельство. Нынешняя граница с Казахстаном не подтверждена отдельным договором, зафиксирован лишь принцип нерушимости границ. При этом никто не может оспорить того, что все прошлые решения и постановления ВЦИК, СНК, а также Указы Президиума ВС СССР были несправедливыми, так как во всех случаях территории России отдавались Казахстану. Ныне же, по мнению российского МИДа, необходимо исходить из реально сложившейся ситуации, а в реальности это зачастую означает уступки Казахстану в территориальном вопросе.
По логике российских дипломатов, именно такой подход приведет к тому, что, после завершения процесса делимитации, негативные факторы в российско-казахстанских отношениях в приграничных районах, если не исчезнут совсем, то значительно уменьшатся. С подобным подходом далеко не во всем можно соглашаться.
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили также планы работы в рамках нескольких международных объединений, куда входят оба государства. Главным образом это СНГ, ЕЭП и ШОС. Осенью 2004 г. президент Казахстана выступил с очередной инициативой кардинальной реформы органов СНГ. Однако его предложения не были поддержаны большинством других глав государств Содружества. Тем не менее, необходимость изменений прежних неэффективных методов работы в СНГ столь очевидна, что поиск новых форм сотрудничества на этом направлении будет продолжаться.
Визит президента Путина в Казахстан показал, что вопреки мрачным прогнозам некоторых аналитиков на Западе, Россия отнюдь не утратила своего статуса ведущей державы на постсоветском пространстве и продолжает выстраивать хорошие двустронние отношения со странами Содружества.
Что же касается Казахстана, Россия для него – главный внешнеполитический приоритет. Товарооборот между странами только за прошедший год увеличился на 47 % и составил 7 млрд. Почти четверть товарооборота Казахстана приходится на Россию. Сотрудничество с Россией позволяет таким странам, как Казахстан, надеяться, что они не будут оттеснены на обочину мирового прогресса, где их ожидает незавидная участь второразрядных сырьевых придатков развитых стран Запада. Успех в развитии кооперативных связей с Москвой будет тем более внушителен, чем меньше искусственных фобий будет оставаться в умах национальных элит постсоветских государств.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |