Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.06.2002 г., газета «Время MN»
Анастасия Корня
В конференц-зале Совета Федерации соберутся около 200 лидеров переселенческих и правозащитных организаций. По словам организаторов съезда, его основная цель — повлиять на государственную миграционную политику.
Эта политика, как заявила вчера журналистам руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, превращается в антигосударственную. При нынешней демографической ситуации, отгораживаясь от мигрантов, мы обрекаем себя на вымирание через пару поколений.
Ровно год назад в России впервые отметили День беженцев. И год же назад правительство признало нецелесообразной федеральную миграционную программу. А подготовленная профильным министерством концепция национальной миграционной политики, рассматривавшая миграционные потоки как основной источник пополнения трудовых ресурсов, с треском провалились. Возобладали совсем другие приоритеты, и мигрантов — легальных, и нелегальных — передали в ведение МВД. Соотечественниками, которые после распада СССР остались за рубежом России, приказано заниматься МИД.
Через полторы недели, то есть с момента вступления в силу закона "О гражданстве", они в массе своей окончательно станут бывшими соотечественниками, то есть просто иностранцами. При попытке вернуться на историческую родину им уготован режим минимального благоприятствования. Причем сложившийся не только де-факто (вынужденные переселенцы, как правило, годами мыкаются в поисках жилья и регистрации, испытывая, соответственно, проблемы с трудоустройством), но теперь и прописанный де-юре.
Впрочем, по словам руководителя юридической сети "Миграция и право" Светланы Ганнушкиной, уже сейчас ощущается, что в кресла миграционных чиновников сели люди в погонах: например бакинские беженцы, которые мыкаются в России с 1990 года, недавно вдруг стали обладателями "удостоверений неустановленного образца", и на днях им было отказано в выдаче пенсии. Случай весьма показательный. Трения с МВД начались даже в МИД, где не очень довольны требованием милиции подтверждать факт получения гражданства за рубежом (особенно в Средней Азии) специальным факсом. Это расценивают как выражение недоверия.
Впрочем, вряд ли уместно во всем обвинять милиционеров. Они лишь реализуют государственную политику. Между прочим, политику, которая формально у нас до сих пор отсутствует, так что вновь сформированная ФМС пока просто действует по излюбленному чиновниками принципу: запрещено все, что не разрешено.
Соответственно еще одна серьезная (если не самая главная) претензия представителей общественных организаций к власти: то, что их практически не допускают к процессу работы над концепцией миграционной политики. Хотя на словах президент и признал необходимость сотрудничества с общественными организациями, на деле концепция регулирования миграционных процессов в РФ создается сейчас в недрах администрации президента — рабочей группой, которую возглавляет замглавы администрации Виктор Иванов. И правозащитникам туда хода нет. Хотя об общей "идеологии процесса" позволяют судить первые шаги, предпринятые в области нормативного и законотворчества.
Потребуется основательный пересмотр нормативной базы всей миграционной политики, заявил вчера на семинаре института стран СНГ, посвященном проблемам российской диаспоры и миграции, заместитель департамента МИД по делам соотечественников Андрей Демидов. Особенно в той части, которая касается условий и стимулирования притока переселенцев. Это законы о миграции, о репатриации, о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. По прогнозам, в ближайшие 10-15 лет естественная убыль населения будет восполняться именно за их счет. Поэтому концепция должна предусмотреть достаточно детальный план переселения соотечественников — вплоть до квот на размещение их в регионах, механизма компенсации за переезд, выдачи льготных кредитов на приобретение жилья и т.д. Судя по всему, за счет регионов и хозяйствующих субъектов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |