Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Агентство политических новостей, 24 января 2005 г.
АПН: Насколько Ющенко нужна поддержка России, какая именно? Что Россия может и должна требовать от украинского президента?
Анатолий Беляев, руководитель Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России:
В отличие от Москвы, которая будет в основном "прощупывать" новоизбранного Президента Украины, Ющенко этот визит крайне нужен по внутриполитическим, внешнеполитическим и экономическим соображениям.
Данным визитом он хочет доказать населению восточных регионов страны, что он лидер всей Украины и готов учитывать его дружеские чувства к России.
Другая весьма важная внутриполитическая составляющая визита — возможное обсуждение с российским президентом кандидатуры будущего премьера Украины. И хотя вряд ли Ющенко готов прямо следовать российским рекомендациям, но исходя из своей сверхзадачи на консолидацию "двух Украин", он, разумеется, вынужден будет к ним прислушиваться, поскольку еще в декабре Владимир Путин выразил надежду, что в окружении Ющенко не будет людей, которые строят свои политические амбиции на антироссийских лозунгах.
Наконец, нанося свой первый визит в Москву, Ющенко тем самым дает понять Западу, что Украина при нем будет пытаться разыгрывать роль "буфера" в отношениях между Западом и Москвой — как известно такая позиция всегда более выгодна, чем позиция слабого гостя, просящегося в друзья.
Ознакомительный характер визита, по-видимому, предполагает и краткое обсуждение проблем, накопившихся в двусторонних отношениях (какие-либо решения вряд ли будут сейчас приняты).
Скорее всего, стороны придут к соглашению о необходимости продолжения сотрудничества в энергетической сфере. Однако здесь есть очень серьезные проблемы — ранее Ющенко уже поднимал проблему увеличения платы за транзит российских энергоносителей. Ответом Москвы может быть увеличение цены на российскую нефть и газ, поставляемые на Украину. Кроме того, Москва может отказать Киеву в продолжении применения к Украине принципа взнимания НДС по месту назначения (800 млн.долл. в год) за поставляемые энергоносители в ответ на нежелание наших партнеров продолжать интеграцию в рамках ЕЭП.
То, что Россия имеет рычаги влияния на Украину и готова их использовать, показала и ситуация с туркменским газом. Когда 1 января Туркменистан в одностороннем порядке поднял цену на свой газ, экспортируемый по системе Газпрома, то последний сумел "отыграть" ситуацию назад — но это не коснулось Украины — сейчас Киев платит за туркменский газ на 30% дороже. Не захотел тогда Газпром компенсировать и обязательства Туркмении перед Украиной по объемам поставки газа.
Потенциально в руках Москвы находиться и другой мощный рычаг воздействия на Украину — а именно — использование наметившегося раскола страны, поддерживая потенциальные "самостийные" настроения на востоке. Но, похоже, что руководство России пока еще к этому не готово.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
Ющенко нужна поддержка России для того, чтобы справится с оранжевыми радикалами, потому оранжевая революция кончилась. Началось правление президента Ющенко. И без внешней поддержки ему будет сложно справится с радикалами, а это необходимо, если он хочет быть президентом всей Украины, то ему придется быть не только президентом 52% которые голосовали за него, но и 44% которые против.
Россия должна требовать в "четвертом туре" президентских выборов, которым и является назначение премьер-министра, учесть мнение тех самых 44% населения Украины.
Андрей Окара, политолог:
Надо переходить к построению горизонтальных отношений между двумя странами, исходить из равенства сторон. России необходимо вести длительные переговоры и составить реестр взаимных претензий двух стран, выяснить в чем интересы двух стран пересекаются и в чем дополняют друг друга и какие есть токи соприкосновения и точки расхождения. Обе страны нуждаются в друг друге.
Нужно требовать, чтобы Ющенко внес в Раду кандидатуру Тимошенко, поскольку она наиболее адекватный политик, выступающий за нормальные отношения с Россией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |