Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Прайм-ТАСС, 27 января 2005 г.
Президент Украины Виктор Ющенко намерен пересмотреть соглашение, подписанное в рамках Единого экономического пространства /ЕЭП/ с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Об этом он заявил накануне на пресс-конференции в Кракове. "После формирования правительства мы внимательно рассмотрим соглашение, и по этому поводу проведем переговоры с российской стороной", - сказал В.Ющенко. Он отметил, что многие из заключенных соглашений до сих пор не были обнародованы. Президент также сказал, что Украина при реализации региональных проектов будет руководствоваться национальными интересами и тем, чтобы они не препятствовали ее стратегической цели - интеграции в Европейский союз.
24 января в ходе визита в Москву В.Ющенко заявил, что Украина хочет сохранить право вхождения в другие рынки при формировании ЕЭП. По его мнению, сотрудничество между Россией и Украиной имеет колоссальные перспективы в экономической и гуманитарной сфере. Однако участие Украины в ЕЭП возможно лишь при соблюдении двух условий – это должно отвечать национальным интересам страны и не перекрывать ей дорогу к другим рынкам. "Позиция моя и моего будущего правительства по ЕЭП такова: наши отношения с соседями должны быть максимально формализованы, то есть все, что касается движения капиталов, товаров, должно быть формально оформлено", - сказал тогда В.Ющенко.
На заседании группы высокого уровня 15 декабря 2004 г. в Минске правительства Украины, России, Белоруссии и Казахстана подготовили 29 первоочередных документов по формированию ЕЭП, предусматривающие создание зоны свободной торговли для рассмотрения и одобрения президентами четырех стран. При этом, подписание соглашений в рамках ЕЭП далеко не так выгодно России, как это может показаться. Например, переход к новым принципам взимания косвенных налогов, одобренный ЕЭП, может обернуться для ее экономики потерей около 800 млн долл. Речь идет о взимании НДС взаимной торговли товарами по принципу страны назначения в полном объеме без изъятий. Однако это не касается взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат и природного газа.
Однако Россия идет на эти жертвы в целях не столько экономических, сколько политических. По мнению некоторых аналитиков, создание ЕЭП является своего рода "симметричным ответом" на расширение Евросоюза. По планам организаторов союза между четырьмя странами СНГ, новое образование во главе с РФ должно представлять некую конкуренцию обновленному ЕС. Кроме того, ЕЭП, как и другие межгосударственные образования на территории бывшего СССР имеет весьма глобальные геополитические цели. За последние десятилетия Россия существенно утратила былое могущество на мировой арене, в том числе и в странах, которые ранее были советскими республиками. Все чаще эти страны смотрят в сторону Запада и к власти в них приходят политики явно прозападной ориентации. России необходимо восстановить господствующую роль на постсоветском пространстве. Главный упор в отношениях со странами СНГ и формировании многочисленных альянсов делается на экономику, с особым упором на ее энергетическую составляющую. Особое внимание уделяется также оборонному аспекту – Россия стремится закрепить свое присутствие в виде военных баз по периметру юго-восточной границы бывшего СССР.
Конечно, России важно было не только стать центром постсоветского пространства, но и привязать к себе Украину, которая является одной из ведущих стран СНГ. Однако с момента начала формирования ЕЭП Украина придерживалась особого взгляда на свое положение в рамках этой структуры. В бытность президентом, Леонид Кучма подписал ряд договоренностей, приближающих вступление страны в экономический союз, однако нынешний лидер Украины отнюдь не является сторонником ЕЭП, а ориентируется на вступление в ЕС.
Между тем, членство в ЕЭП имеет для Украины, как и для любой другой страны, свои плюсы и минусы. Прежнее правительство Украины настаивало на присоединении к этой структуре, обосновывая свою позицию очевидной пользой, которую принесет украинской экономике подписание соответствующих договоров. Имеется в виду то самое создание зоны свободной торговли - "без изъятий". К тому же, Украина получит более легкий доступ на рынки стран-соседей, где ее продукция уже пользуется популярностью, завоевание же рынков ЕС – процесс долгий и трудный. К тому же, после начала действия соглашений в рамках ЕЭП Москва прекратит антидемпинговые расследования против украинских товаров. Появится шанс вернуть домой 5-7 миллионов украинских гастарбайтеров, оказавшихся в Москве и других краях. Сторонники ЕЭП не отрицают, что Украина должна интегрироваться в ЕС. Однако подчеркивают, что это долгий процесс, чреватый ежегодной потерей сотен миллионов долларов на восточном направлении. Так зачем же отказываться решить ряд проблем с Россией, стимулировав тем самым экономический рост и в то же время не закрывая пути на Запад?
В то же время, противники вступления в ЕЭП утверждают, что соглашение о нем несовместимо с конституцией страны и подрывает суверенитет Украины, заставляя Киев подчиняться наднациональному регулирующему органу. В нем Украина не получит 50 проц голосов, а, значит, будет зависима от Кремля. Кроме того, вне рамок ЕЭП она сможет вступить в ВТО гораздо быстрее, чем Россия, по крайней мере, рассчитывает сделать это уже в текущем году. Не секрет, что ВТО стремится, чтобы в странах, входящих в нее, влияние местных зон свободной торговли было минимальным. Объединившись же в некий союз с верховенством в нем России, она рискует замедлить темпы интеграции в Европу или вступить в ту же ВТО на условиях, которые продиктуют из Кремля.
В.Ющенко активно декларирует тезис о том, что будет строить отношения с Россией на основании "прагматического подхода". Прежде всего, речь идет о российском газе, который через территорию Украины попадает в Европу. "Сегодня мы исходим из того, что Россия уникальна тем, что у нее есть уникальные энергетические возможности, а у Украины - уникальное транзитное положение", - объяснял В.Ющенко свою новую стратегию.
Конечно, экономические отношения между странами никуда не исчезнут – это принесет убытки и России, и Украине, к тому же вряд ли реализуемо на практике. Однако соглашения, подписанные Л.Кучмой в рамках ЕЭП, пожалуй, придется пересматривать, считают эксперты. Если Россия хочет, чтобы эта структура не прекратила своего существования и играла интегрирующую роль на постсоветском пространстве, необходимо осваивать другой формат ее деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Он заявил ПРАЙМ-ТАСС, что дальнейшая работа по формированию ЕЭП должна строиться с учетом новой политики Украины. В частности, определенным "компенсатором" в случае ее выхода из этой структуры может стать Казахстан. О том, что такой вариант всерьез рассматривается российским руководством, могут говорить и итоги недавних переговоров Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Были подписаны соглашения об урегулировании границ между Россией и Казахстаном, а также ряд документов об экономическом сотрудничестве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |