Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
1. Законопроект, за одним исключением (п.п.2 п.10 статьи 1), вносящим дополнительный пункт в статью 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации», не предусматривает исправления ситуации по правилам въезда в Россию для российских соотечественников, проживающих за рубежом. Однако, необходимо учесть, что миллионы наших соотечественников, оказавшихся за рубежом в результате развала СССР, после принятия поправок в 2003 году в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оказались приравнены к любым другим иностранцам или лицам без гражданства при оформлении въездных документов. Безвизовое пространство сокращается. Это сокращение будет продолжаться. К республикам Прибалтики добавляются другие постсоветские государства. Это означает, что увеличивается число наших соотечественников, проживающих в этих странах и не являющиеся гражданами России, которые сейчас вынуждены идти по общей процедуре оформления въезда в Россию. Преференции для них, записанные в ФЗ «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», остаются пустой декларацией. В то же время, решение вопроса об упрощенном порядке оформления права на въезд в Россию для соотечественников – это одна из беззатратных возможностей проявить реальную заботу о них. О необходимости исправить ситуацию и облегчить порядок получения визы для этой категории лиц говорилось неоднократно, в том числе и в стенах Госдумы. Об этом свидетельствуют документы круглых столов, парламентских слушаний, заявления Совета соотечественников при Государственной Думе, который, к сожалению, так и не начал функционировать в нынешнем созыве.
Следует учесть интересы российских соотечественников, проживающих за рубежом при получении разрешения на въезд в Российскую Федерацию (поправка 1).
1.1. Для учета интересов наших соотечественников - граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию совместно с членами семьи, которые являются иностранными гражданами, нужно предусмотреть возможность упрощенного получения визы не только для их супругов и детей (как это сделано в законопроекте), но и для родителей, бабушек-дедушек, внуков, иных родственников по прямой линии (поправка 1.1).
1.2. Следует учесть, что миллионы наших соотечественников в Прибалтике и странах СНГ являются гражданами стран проживания, но при этом многие из них остаются кровно связанными с Россией, где родились, где похоронены их близкие. После принятия поправок в 2003 году в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» эта категория соотечественников оказалась отрезанной от Родины визовым режимом. Для многих уже некому в России сделать приглашение, и они не имеют возможность посетить родные места и могилы. Необходимо предоставить им право получения визы по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания (поправка 1.2).
1.3. Нельзя забывать о ветеранах (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда), которые в настоящее время проживают за рубежом и являются иностранными гражданами или лицами без гражданства. Для данной категории лиц, учитывая их заслуги перед СССР и Российской Федерацией, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает определенные преференции. Данной категории лиц следует предоставить также право упрощенного получения визы для въезда в Российскую Федерацию по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания (поправка 1.3).
1.4. Следует помнить, что вследствие дискриминационных законов в Латвии и Эстонии более 600 тысяч наших соотечественников, бывших граждан СССР являются «негражданами» этих государств (около 500 тысяч - в Латвии и около 160 тысяч – в Эстонии). Для данной категории лиц предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации даже в действующем, достаточно суровом законе о гражданстве. Необходимо предусмотреть упрощенный порядок оформления виз для данной категории соотечественников по их заявлению в посольство или консульство в стране проживания (поправка 1.4).
2. Предложенная в п.п.10 п.19 статьи 1 законопроекта норма о действиях «неуважительного характера», которые дают основания для отказа во въезде в Российскую Федерацию, носит расплывчатый характер и может произвольно трактоваться исполнителями. Введение данной нормы в российское законодательство дает право какому-либо чиновнику, например, запретить въезд в Россию тем лицам, которые на взгляд этого чиновника «неуважительно» высказываются по поводу ситуации в России. Эта норма обеспечивает правовую основу для списков «невъездых» журналистов, политиков, имеющих критический взгляд на нашу действительность. Данная норма создает предпосылки наступления на свободу слова и даст основания обвинять Россию в покушении на эту свободу. К тому же эта норма, по принципу «взаимности», может обернуться и против нас, поскольку послужит оправданием для зарубежных ведомств, включающих в списки персон «нон-грата» россиян, которые «не нравятся» своей позицией в оценке ситуации в этих странах. В тех случаях, когда въезд того или иного одиозного лица нежелателен по серьезным основаниям, отказать ему во въезде можно и без ссылки на закон. Поэтому п.п.10 п.19 статьи 1 законопроекта считаю излишним и предлагаю исключить (поправка 2).
3. В настоящее время остается не отрегулированным вопрос о легализации иностранными гражданами, получившими статус «переселенец» и переезжающих в Российскую Федерацию на постоянное жительство из государств, с которыми заключены соглашения «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев». В настоящее время такие соглашения Российская Федерация имеет с семью государствами:
с Таджикистаном заключено 10.10.1992г.;
с Туркменистаном - 23.12.1993г.;
с Грузией – 3.02.1994г.;
с Азербайджаном –3.07.1997г.;
с Арменией - 29.08.1997г.;
с Киргизией - 16.04.1998г.;
с Казахстаном – 6.07.1998г.
В соответствии с данными соглашениями граждане одной стороны, выразившие намерение переехать на ПМЖ на территорию другой стороны, могут получить статус «переселенец». Данный статус удостоверяется специальными справками, выдаваемыми в посольствах РФ в стране проживания. Данными соглашениями Российская Федерация взяла на себя обязательства оказывать содействие лицам, получившим статус «переселенец», и членам их семей в провозе личного имущества и личных средств через границу, а также в аренде, приобретении и строительстве жилья. Вопросы легализации (регистрации, получения вида на жительства) не оговорены в данных соглашениях, так как они заключены до принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и в то время не было необходимости для лиц приобретающих статус «переселенец» оформлять вид на жительство. С вступлением в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором не прописан особый порядок получения вида на жительство для данной категории иностранных граждан, прибывших на МПЖ в Россию, сотни из них остались вне правового поля и не имеют возможности для легализации. Для устранения правового вакуума в отношении лиц, получивших статус «переселенец» в соответствии с международными соглашениями, необходимо предусмотреть право на получение ими вида на жительство по месту их пребывания в РФ без всяких иных условий. Только в этом случае данные лица смогут в дальнейшем воспользоваться содействием в обустройстве, гарантированным международными обязательствами Российской Федерации.
В этой связи предлагается ввести в статью 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнительный пункт о праве лиц, имеющих статус «переселенец», на упрощенный порядок получения вида на жительство по месту регистрации по месту пребывания (поправка 3).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В законопроект №111764-4 предлагаю внести следующие изменения и дополнения:
Для учета в правилах въезда в Россию интересов наших соотечественников, проживающих за рубежом, внести изменения в формулировку подпункта 2 пункта 10 статьи 1 законопроекта, изложив его в следующей редакции (поправка 1):
«2) дополнить новыми пунктами 5, 6, 7, 8 следующего содержания:
«5) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению гражданина Российской Федерации в отношении супруга либо родственника по прямой линии – иностранных граждан – о совместном с ним въезде в Российскую Федерацию;
6) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного гражданина, родившегося в Российской Федерации, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
7) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного гражданина, имеющего статус ветерана Великой Отечественной войны, либо ветерана боевых действий, либо ветерана военной службы, либо ветерана государственной службы, либо ветерана труда, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
8) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению лица, имевшего ранее гражданство СССР, либо проживающего в государстве, входившем ранее в состав СССР и не получившего гражданство государства проживания и оставшегося в результате этого лицом без гражданства, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;»
пункты 5, 6, 7 считать пунктами 9, 10, 11 соответственно;».
Для устранения возможности использования визового режима для политической дискриминации и ограничений свободы слова подпункт 10 пункта 19 изъять из законопроекта (поправка 2).
Для решения проблемы легализации лиц, имеющих статус «переселенец» в соответствии с международными соглашениями РФ и прибывших в Российскую Федерацию на ПМЖ внести в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнения, позволяющее данным лицам и членам их семей получить вид на жительство в упрощенном порядке, для этого после пункта 4 в статье 2 законопроекта внести новый пункт 5 следующего содержания (поправка 3):
«5. Статью 8 дополнить после пункта 2 следующим пунктом:
«3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину, получившему статус «переселенец» в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, прибывшему на территорию Российской Федерации и зарегистрированному по месту пребывания или проживания по его заявлению, независимо от срока пребывания или проживания на территории Российской Федерации. Одновременно вид на жительство выдается членам его семьи, указанным в удостоверении, подтверждающем статус переселенца».
Пункты 3, 4, 5 статьи 8 считать пунктами 4, 5, 6, соответственно».
Номера пунктов 5 - 9 статьи 2 законопроекта изменить на 6 – 10, соответственно».
Депутат Государственной Думы К.Ф.Затулин
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |