Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.01.2005., МИД РФ
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Прежде всего, позвольте мне от имени Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации приветствовать организаторов и участников настоящего заседания, посвященного вопросам взаимодействия власти и структур гражданского общества.
Современная динамика развития нашей страны, её регионов требует постоянного осмысления, подпитки новыми идеями, обмена мнениями и на этой основе реального сплочения всего российского общества во имя благополучия России. И именно такие встречи предоставляют реальную возможность диалога представителей власти и гражданского общества.
Стремительный рост числа НПО в мире даёт основание говорить о становлении эпохи не только информационно-сетевого общества, но и целой эпохи НПО.
Три ключевых принципа формирования института НПО – а именно: не стремиться к достижению власти; не извлекать прибыль; руководствоваться социально-гуманитарными приоритетами - позволяют сообществу неправительственных и некоммерческих организаций аккумулировать в себе огромный интеллектуальный, культурный, духовный, научный потенциал, способный, при грамотно выстроенной политике взаимодействия, принести и власти, и бизнесу, и обществу огромную пользу.
Здесь я хотела бы остановиться на той новой роли и эволюции функциональных задач, которые выполняют НПО в современном мире,
На первое место я бы поставила функцию гармонизации общества. В первую очередь это касается сферы выработки социально-политических, ценностных ориентиров, ограничений и корректировки естественной экспансии государственной системы и капитала. Как показывают последние события в Грузии и Украине, эта функция по форме может обернуться своей противоположностью. От революции институтов НПО мы можем перейти к управляемой революции через НПО. Однако суть роли институтов гражданского общества от этого не меняется: адекватно воспринятые социальные сигналы от НПО власти и бизнесу призваны формировать среду объединительной, а не альтернативной идентичности, среду общенациональной цели, общенациональной идеи.
В этом не всегда полюбовном треугольнике отношений власти, деловых кругов и общества именно НПО способны выступить в качестве равноправного, и - что особенно важно - независимого посредника, а также средства достижения согласия единого политико-экономического и социального механизма государства.
В этом контексте особое значение приобретает просветительская миссия НПО в гуманизации российских СМК. Сделать это возможно только снизу, с помощью общественных гражданских организаций, находящихся вне каких-то властно-политических или идеологических пристрастий или ангажированности. По сути, это форма общественного контроля за качеством информационного пространства и информационных продуктов.
Во-вторых, я бы выделила важнейшую функциональную роль НПО как экспертно-консультативной лаборатории гражданского общества для законодательной и исполнительной ветвей власти.
В этом контексте НПО становятся своеобразным “опытным полем”, “тестером” инициатив законодательной, исполнительной власти. Но это только часть задачи. Тенденции этого направления ориентированы на самостоятельную разработку ресурсами НПО инновационных решений в разных сферах жизнедеятельности общества и государства. И здесь важно подчеркнуть, что речь идет не только о пилотных исследованиях, но и апробации их на реальном деле.
Третья функция НПО неразрывно связана с острой социальной востребованностью личности и общества в коммуникационных связях, в причастности к тому, что сейчас называется “управление жизнью”. Это особенно важно для нашей страны, где разрыв отчуждения между государственными или частными управленцами и обществом не только не сокращается, но и продолжает увеличиваться.
Через систему политических партий, ориентированных на борьбу за власть, эту проблему в полном объеме не решить. Поэтому на НПО обществом сегодня возлагается задача инкорпорирования в коммуникационно-сетевой механизм социально-политической среды.
Это не роль статиста. Эффективность социально значимого результата зависит не столько от меры воздействия: НПО на общественное мнение, сколько от успешной реализации задачи: по формированию информационного пространства, своей собственной ниши в коммуникационной инфраструктуре.
И последняя функциональная цель – подготовка национальных элит, развитие гуманитарного капитала нации:. Это не аналог комсомольской или партийной карьеры и совсем не обязательно “кузница” будущих политических или бизнес кадров. Скорее это направление можно определить как консолидацию организационного и интеллектуального потенциала страны, повышение качества ответственного гражданства в целом и кадрового резерва в частности.
Общепризнан тот факт, что для успешного выполнения НПО своих социально значимых функций одной инициативы снизу недостаточно. И здесь ключевую роль должны играть органы государственной власти, заинтересованные в стабильности, социальной активности и ответственности общества. Речь идет не только о финансировании или создании некоего центрального общественного формирования. Как показывает мировой опыт, на первое место выходит задача интегрирования НПО в механизм разработки и принятия решений, делегирования им части функций в социально-гуманитарной сфере и, главное, создания среды и условий взаимодействия с государственными и частными институтами. Только тогда НПО из разрозненных организаций становится равноправным институтом и частью всей системы гражданского общества.
Одним из таких органов практического взаимодействия государственных структур с НПО и является, по сути Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.
Росзарубежцентр является составной частью Министерства иностранных дел Российской Федерации и, соответственно, руководствуется концептуальными и программными установками Министерства. При этом мы специфический инструмент МИДа, функционирующий, главным образом, в сфере “третьего сектора”, т.е. НПО,
Система Росзарубежцентра включает в себя:
- центральный аппарат, взаимодействующий с органами федеральной власти, субъектами Федерации, деловыми кругами, российскими общественными организациями и движениями;
- 44 российских центра культуры и науки (РЦКН) в 63 странах мира, включая государства СНГ и Балтии;
- инфраструктуру наших соотечественников (около 25 миллионов), объединенных в 350 НПО, 43 ассоциации иностранных выпускников российских/советских вузов, сотни домов дружбы и курсов русского языка за границей.
Из многообразия направлений работы Росзарубежцентра в контексте сегодняшней повестки дня я бы выделила следующие.
1. Организацию системы постоянного мониторинга сообщества зарубежных НПО, что позволяет отслеживать новые тенденции и формы их деятельности, а главное, выявлять общие точки соприкосновения для дальнейшего диалога, установления атмосферы доверия для последующего взаимодействия.
Мы приступили к созданию единого информационного массива, аккумулирующего международный опыт деятельности НПО, который может и должен быть востребован как государственной властью нашей страны, так и сообществом российских неправительственных организаций.
2. Развитие нового формата многосторонних связей с НПО и бизнес-сообществом России, главным образом в регионах нашей страны. В результате наших переговоров и недавно подписанных соглашений о сотрудничестве с Санкт-Петербургским, Свердловским регионами мы предложили не просто предоставление площадок наших представительств за рубежом в рамках разовых мероприятий, а комплексные программы развития связей и позиционирования деловых и общественных кругов субъектов Федерации в странах их международного интереса.
3. Одним из приоритетных аспектов работы для нас является общественно-политическое пространство стран СНГ и Балтии. Здесь мы выделяем два направления: НПО соотечественников и НПО стран их пребывания. По первому направлению мы инициировали проведение комплексного аналитического исследования, в результате которого мы располагаем сейчас не только статистическими данными, но и актуальной социально-политической и демографической информацией о ситуации в российских диаспорах на постсоветском пространстве. По второму направлению нами готовится программа по созданию “Диалог-центра” при Росзарубежцентре, который должен стать открытой площадкой для дискуссий по актуальным проблемам сотрудничества стран СНГ с привлечением НПО, информационных, деловых и общественно-политических кругов России, государств СНГ и Балтии, а также представителей СМИ дальнего зарубежья.
Кроме того, нами при активной поддержке МИД России ведётся целенаправленная работа по созданию и расширению инфраструктуры Росзарубежцентра в этом субрегионе. Здесь мы готовы к сотрудничеству в рамках НПО, заменив ставшую аморфной “народную дипломатию” на чётко выстроенную “НПО- дипломатию”. Это будет действенным механизмом развития трансграничного и приграничного сотрудничества российских регионов и регионов на пространстве СНГ.
Кроме этого в странах СНГ и Балтии Росзарубежцентр будет использовать “модульную” систему организации своих “опорных информационно-сетевых пунктов” на базе зарубежных партнёрских площадок с целью продвижения российской культуры и поддержки русского языка.
4. Один из главных ресурсов в нашей работе за рубежом являются НПО соотечественников и ассоциации иностранных выпускников российских/советских вузов. И цель Росзарубежцентра здесь я вижу в том, чтобы во взаимодействии и партнёрстве с вами способствовать включению НПО наших соотечественников в существующую систему НПО стран пребывания и России, где они должны стать неотъемлемой частью общих гуманитарных программ. Особенно актуальным нам представляется продвижение гуманитарных программ партнёрства российских НПО с зарубежьем. Её идею кратко можно выразить так: от гуманитаризации к гуманизации. Объективно общество к этому идет. Но лучше делать это сознательно и целеустремленно.
Другими словами, Росзарубежцентр ориентирован на налаживание прямых связей, “НПО-мостов” между российской и зарубежной сторонами на основе диалога, доверия и истинного партнёрства.
Наша цель - создание через НПО-каналы неформальной инфраструктуры взаимодействия с российским и зарубежным НПО сообществом на основе принципов “гуманитарного измерения”.
В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что, являясь “проводником” и инструментом реализации стратегии и политики Министерства иностранных дел России в сфере взаимодействия с “третьим сектором” в России и за рубежом, мы открыты для диалога и сотрудничества. И этот диалог должен вестись не ради проформы, а во имя процветания страны, придания большей динамики благотворным социальным изменениям, во имя возвышения, достоинства, ответственности и благополучия каждого гражданина нашей Родины.
Благодарю за внимание.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |