Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В Алма-Ате прошла презентация собрания сочинений выдающегося казахского поэта Олжаса Сулейменова. К мнению Олжаса во все времена прослушивались с особым внимание. Его выступления даже на политические темы а отличались аллегоричностью сравнений, поэтичностью речи и глубоким смыслом. Он русскоязычный поэт. Он политик, чьи устремления всегда были направлены на сохранение дружбы и братства между казахским и русским народом. Создав в начале 90-х годов политическую партию Народный конгресс Казахстана, уже самим названием, Сулейманов утвердил принципиальную позицию на объединение усилий всех народов Казахстана в деле строительства действительно правового демократического государства.
15.12.2004., Навигатор
Айгуль ОМАРОВА
Там, где выигрывает национализм, проигрывает нация,
проигрывает народ… потому что национальные идеи очень легко
возбуждают массы и в итоге приводят их на площадь, а потом в пропасть.
Олжас Сулейменов
В Алматы прошла презентация собрания сочинений в семи томах Олжаса Сулейменова. На встречу в Национальную библиотеку с любимым поэтом и общественным деятелем пришли студенты, ученые, политики, журналисты, поэты и художники.
Много лет назад Константин Симонов написал: “Самое для меня главное в книге – это подход к истории – жесткий и в то же время совестливый, в общем-то, что самое главное, - справедливый, отмеченный и печатью национальной гордости, и печатью национального самосознания, и печатью того взгляда на вещи, при котором интернационализм и историческая справедливость становятся синонимами…” Это было написано о книге “Аз и Я”.
Тридцать лет назад “Аз и Я” взорвали впадающую в стагнацию общественность Союза. Да и не только ее. О книге спорили взахлеб, упрекали автора в разжигании межнациональной вражды. А бюро ЦК Компартии Казахстана приняло специальное постановление, осуждавшее Олжаса Сулейменова. Готовилось обсуждение книги, низвергающей исторические авторитеты, сразу в трех отделах ЦК КПСС. Все это было. Но это уже достояние истории, как, собственно, и сам Олжас Омарович. Давно сказано, что поэтов нельзя судить по обычным меркам, ибо они живут в других измерениях. Можно по-всякому относиться и к творчеству, и к личности самого поэта, но то, что Сулейменов принадлежит истории, вряд ли кто-то осмелится оспаривать. Как и то, что, в сущности, поэт остался верен своим принципам, тем, которые подвигли его на создание “Аз и Я”.
Да, спору нет, поэта всегда пытались приручить, и иногда это удавалось. Да, он не стал тем политиком, каким его хотели видеть тысячи граждан республики. Но разве это важно? Ведь в главном он остался верен себе. В том, что был искренен, “откликаясь на злобу дня, стремясь претворить ее в добро”. Да, не всегда это получалось, но зато всегда было искренне. И это - главное, ради чего можно забыть об остальном.
Магия поэта состоит в том, что он завладевает умами и сердцами, даже если ты изначально критически настроен по отношению к нему. Когда Олжас Омарович появился в конференц-зале Национальной библиотеки, и собравшиеся устроили овации, невольно вспомнилось: “Не сотвори себе кумира!” И то, что говорил поэт, не сразу захватило. Видно было, что после перелета из Москвы, где проходил вечер мастеров культуры Казахстана, поэту не до новых встреч. И поэтому говорил он вначале не очень связно. Но затем постепенно оживился, и собравшиеся увидели того Олжаса, ради которого они и пришли.
- Семь книг, собранные стараниями моих друзей в единое собрание, отражают весь путь, пройденный мной, - сказал Олжас Омарович. И признался: - Было много потерь и приобретений.
А среди потерь – разрыв связей между народами, когда-то жившими вместе. Для Олжаса Сулейменова эта тема одна из самых больных. В Москве у него было много встреч, которые еще раз заставили почувствовать, что мы неразрывны, ибо у нас много общего.
- Заканчивается год России в Казахстане, - отметил поэт и тут же подчеркнул, что это условно. - Многие русские корни уходят в четыреста лет назад, украинцы тоже столько лет здесь живут. Казахи здесь тысячелетиями живут, но четыреста лет – это тоже не такой уж малый срок. За эти четыреста лет было много общего пота и много общей крови пролито за свободу и независимость этой земли. И мы сильны и могучи только, если мы вместе… И это особенно важно понять сейчас, сейчас, когда происходят в мире страшные процессы этнического раздела, этнических чисток. Мы это видели в Югославии, на Кавказе. Мы это видели и в самых ближних к нам республиках. И, слава Богу, что Казахстан - вот эта большая массивная часть Евразии - сохраняет свою монолитность, и пусть вечно эта монолитность продлится! И мы, как государство, сохранимся и сохраним свою независимость только в том случае, если не расколемся.
Поэт всегда обостренно воспринимает происходящее вокруг и чаще всего он оказывается дальновиднее политиков. И может, поэтому надо прислушаться к предостережению Олжаса Омаровича. Сейчас у нас, подчеркнул он, некоторые пытаются разделить казахов на чистых и не чистых (имеется в виду – кровь и знание казахского языка. – А.О.). Если пойти по этому пути, то можно прийти в африканские джунгли, - заявил поэт. И призвал: - Мы должны быть выше, потому что мы в развитии своем обогнали уже не только страны, но и континенты… Надо осознавать эту опасность и не увлекаться играми национального толка, потому что там, где выигрывает национализм, проигрывает нация, проигрывает народ… потому что национальные идеи очень легко возбуждают массы и в итоге приводят их на площадь, а потом в пропасть.
Не сомневаюсь, что найдутся люди, которые упрекнут поэта в отсутствии патриотизма, в космополитизме. И будут упрекать, забыв о том, что в далеком 1961 году всю планету облетела поэма “Земля, поклонись человеку!” и мир услышал о Байконуре и о Казахстане. Не вспомнят и о словах Константина Симонова о национальной гордости… Впрочем, так было всегда в отношении Олжаса Омаровича. Видимо, так будет и дальше, потому что люди всегда пристрастны по отношению к тем, кто выбивается из общего ряда. А Олжас Сулейменов из породы тех, о ком можно сказать: “Какой матерый человечище!”. И это при том, что не всегда соглашаешься с его действиями или одобряешь поступки. Впрочем, нуждается ли он в наших оценках?! Ведь, когда звучит его слово, мы забываем обо всем.
… Поэт долго не хотел читать свои стихи, а точнее, длинным оказалось его вступление к стихам.
Когда же Олжас Омарович стал читать свои стихи, стало ясно: от поэта нельзя требовать героизма, от поэта нельзя требовать, чтобы он был политиком. Потому что, когда звучит: - Люди, граждане всей Вселенной, - отходит все. Остается только слово.
В этот день оно плыло над головами людей в конференц-зале, где, казалось, витал дух великих поэтов. И забылась оговорка президента корпорации “Атамура”: “Мы рады тому, что в нашем издательстве впервые появился семитомник Мухтара Омархановича Сулейменова”. Кстати, она в чем-то правильна, если бы не было великого Ауэзова, не состоялся б и Олжас Сулейменов. И тысячу раз прав Евгений Евтушенко, обронивший однажды: “Один ошибающийся Олжас стоит больше, чем весь не ошибающийся Союз писателей Казахстана”.
Магия поэзии, очарование поэта в том, что остается только это:
Нет Востока,
И Запада нет…
…Есть большое слово – Земля.
А остальное не имеет никакого смысла .
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |