Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.12.2004., Российская газета
Андрей Колесников
Интеграция или апартеид? Ассимиляция или сегрегация? Эти вопросы успешно дополнили классический ряд проклятых русских вопросов "Что делать?", "Кто виноват?", "Какой счет?". И не просто дополнили. Регулирование демографических процессов и миграционных потоков в ближайшие годы, а уж тем более к новым выборам 2007-2008 годов, может стать не только главной экономической и социальной, но и идеологической и политической проблемой.
Согласно официальным и неофициальным оценкам и прогнозам демографов, динамика численности населения России, которая последовательно снижается, будет зависеть главным образом от миграции. Процентные пункты и качественная структура ВВП находятся в прямой связи с наличием или отсутствием импортированной рабочей силы, возмещающей ее дефицит, с количеством и качеством человеческого капитала, поступающего из-за пределов России. Уровень толерантности к чужакам, готовность или неготовность адаптировать и ассимилировать "инородцев", которые работают в нашей стране, в ближайшем будущем определит и экономическое, и политическое лицо России, станет тестом на демократию.
Проблемы миграции принципиальны для формулирования как государственной, так и партийной идеологии, особенно в электоральной ситуации будущих парламентских и президентских выборов. Партии либеральные (или просто рациональные) в центр своих программно-идеологических доктрин поставят ассимиляционную стратегию по отношению к мигрантам, крайне правые и/или ультранационалистические - сегрегационную. Сегодня это кажется не слишком правдоподобным, но проблема отношения к миграции окажется главной в формулировании экономической политики после 2007 года. И - в случае реализации пессимистического сценария - расколет общество, превратившись в предмет политических спекуляций.
Политика политикой, но демография явным образом голосует за демократию. Разберемся для начала, что у нас в графе "Дано".
Статистика показывает, что депопуляция, спрогнозированная еще советскими демографами после переписи 1979 года, не компенсируется миграционным приростом. У нас скверный суммарный коэффициент рождаемости - 1,32-1,35 человека на семью, плохая статистика смертности: трудоспособное мужское население во множестве умирает от так называемых неестественных причин - в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев. Надо ли говорить, что значительное число убийств, самоубийств и несчастных случаев, отравлений происходит на алкогольной почве? Нам не нравится статистика. Но, как говорит начальник управления Федеральной службы государственной статистики РФ Ирина Збарская, "общество имеет ту статистику, которую заслуживает"...
Итак, с 2005-2006 годов начнется уже необратимое сокращение численности именно трудоспособного населения. Другая проблема - огромные незаселенные пространства, где нет вообще никакой инфраструктуры: 13 тысяч населенных пунктов без людей и почти столько же с "населением" менее 10 человек. Еще один срез демографической ситуации: в скором времени в нашей отсталой призывной армии, характерной для аграрных обществ, некому будет служить.
Вполне естественно, что правительство готовится ответить на демографический, а значит, экономический вызов. В среднесрочной программе кабинета министров на 2005-2008 годы есть небольшой, но внятный раздел, посвященный проблемам миграции. И здесь уже нет мучительного гамлетовского выбора между полицейской миграционной политикой и демократической. Естественно, в план действий попадает последний вариант, потому что правительство не желает российской экономике зла. Речь в программе идет о "стимулировании замещающей миграции", то есть привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, прежде всего стран СНГ. И здесь мы снова возвращаемся к дискуссионным политическим вопросам, которые встанут в электоральную повестку дня.
Логика оппонентов цивилизованной миграционной политики известна. В стране не хватает рабочих мест коренному населению, мигранты являются источником преступности, они не готовы ассимилироваться, сами провоцируют межнациональную вражду. Это совсем уж обывательские представления, которые, впрочем, могут стать основой для популистских предвыборных программ ультранационалистов. Существует и логика "просвещенных националистов": от мигрантов все равно некуда деваться, но уж если принимать их в России и если уж они все равно будут "вытеснять" граждан страны, то пусть вытесняют их по социальной лестнице только вверх. В одной из совсем недавних дискуссий, в которой автору этих строк довелось участвовать, главный редактор "Нового мира" Андрей Василевский метафорически назвал такую стратегию "соковыжималкой". То есть принимаем мигрантов, выжимаем из них все, что только можно, выбрасываем, как ненужный социальный хлам. Попробовали бы, например, открыто использовать такую стратегию, например, в Латвии или Эстонии по отношению к русскоязычному населению - нынешние скандалы показались бы цветочками...
Впрочем, безотносительно к сегрегационному смыслу и сомнительному этическому содержанию предложенной "концепции соковыжималки", мигранты не смогут сыграть роль "социального лифта" для дорогих коренных россиян, аборигенов постсоветской России. Потому что опустить одних - не значит поднять других: опускаться будем все вместе. К тому же и на верхних этажах социальной иерархии не меньше, чем на нижних, нужна "замещающая миграция", то есть высококвалифицированная, специально отобранная рабочая сила. Нужен импорт качественного человеческого капитала и специально выстроенная под эти цели селективная политика.
Это ведь как с инвестициями: человеческий капитал идет только в благоприятную миграционную среду, как инвестиции - в дружественную среду инвестиционную. Не надо думать, что к нам так уж все рвутся: не найдут рабочие места здесь - станут жить и работать в Европе или Америке. Как не найдут иностранные инвестиции сферы своего приложения в России - уйдут в другие национальные экономики. За инвестиции и рабочую силу придется еще побороться.
А для этого в обществе необходимо воспитывать толерантность, жесточайшим образом наказывать уголовные проявления ксенофобии. Иначе останемся без инвестиций и без людей, производящих валовый внутренний продукт. Товар, произведенный в России на иностранные деньги и руками иностранных рабочих, имеет только одно гражданство - российское и увеличивает только один ВВП - российский. Понять и принять такую логику - уже полдела...
Только вот кажется, что ни на полицейские репрессивные меры, ни на нормальную миграционную политику у России пока нет сил и воли. Правильные слова, как и прежде, будут дискредитироваться реальной политикой, а негативный эффект от последней компенсироваться коррупцией. Это абсолютно ненормальная модель. И с выбором типа миграционной политики все равно придется определяться - в том самом 2008 году. Иначе останемся без денег и людей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |