Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Довыборные Указы Президента Ющенко: декларации и реальность

Комитет избирателей Донбасса, 27 января 2005 г.

Михаил Веригин, Вениамин Пеструхин

С 23 января в Украине официально начал исполнять свои обязанности новый президент - Виктор Ющенко. Многие люди ждали этого момента с надеждой на быстрое и качественное изменение к лучшему. Это обещал и сам Виктор Андреевич в своих предвыборных выступлениях. А до объявления итогов даже обнародовал список своих первых 11 указов на президентском посту. Во сколько обойдутся украинскому народу эти нововведения, и что на самом деле за этим стоит?

О проектах подготовленных указов нынешний Президент Украины Виктор Ющенко заявил еще в ноябре 2004 года и поэтому на всех проектах проставлен 2004 год как дата возможного подписания. В силу затянувшегося избирательного процесса документы требуют внесения корректировок, в частности изменения сроков выполнения указанных поручений, часто относящихся к первой декаде января 2005 года.

Указ №1 «О первоочередных мерах по усилению социальной защиты граждан Украины». Указом предусматривается новый прожиточный минимум в 423 гривни (ныне он составляет 362 гривни). При этом минимальная зарплата и пенсия будут не ниже установленного минимума.

Очевидно, что ежегодные расходы бюджета и соцстраха на пенсии должны вырасти на 1,3 млрд. грн. (если прожиточный минимум для пенсионеров вырастет пропорционально минимуму для трудоспособных лиц). При установлении минимума для всех в 423 грн., на что намекает проект указа, названная сумма вырастает многократно.

Очевидно также, что повышение минимальных зарплат в 1,8 раза обернется не только ростом бюджетных расходов, но и ростом безработицы, уводом части экономики в тень.

Указ №2 «О повышении размера одноразовой помощи при рождении ребенка». Указом предусматривается увеличить разовую помощь при рождении ребенка почти в 12 раз (с 725 гривен до 8460 гривен).

Даже при сохранении нынешнего уровня рождаемости, ежегодные расходы бюджета и соцстраха на помощь при рождении ребенка должны вырасти примерно на 3,5 млрд. грн.

Указ №3 «О неотложных мерах по обеспечению проведения утраченных (обесцененных) сбережений граждан».

Ющенко также не называет конкретной цифры расходов по компенсациям вкладов, половина же поступлений от приватизации (которая согласно его проекту должна стать одним из основных источников финансирования этой статьи) составляет по закону о бюджете-2004 2,6 млрд. грн. Аналитики из окружения Ющенко считают, что к этой цифре добавятся средства «недоданные олигархами во время приватизации стратегических объектов» (имеется ввиду «Криворожсталь»). Согласно Указу, с 2005 года все внеплановые поступления в бюджет, а также 50% общего объема средств от приватизации пойдут на погашение советских вкладов.

Указ №4 «О сокращении сроков срочной военной службы»

Этот популистский указ является калькой того, что предполагало сделать правительство Януковича, только в гораздо более короткие сроки. Так сказать - нахрапом и по-быстрому… Указ Ющенко предусматривает сокращение срока срочной военной службы с 18 месяцев до одного года, а для выпускников высших учебных заведений - до девяти месяцев (согласно планам кабмина Януковича это предполагалось осуществить через четыре года). Указ также говорит о переводе армии на контрактную систему с 2010 года (планировалось, что перевод ВСУ произойдет в 2015 г.).

Комментарий КИД: Кстати, предлагаемые первыми четыре документа, не могут быть введены президентскими указами. В рамках действующей Конституции они возможны лишь при принятии парламентом соответствующих законов. Цена их также требует дополнительных расчетов.

Указ №5 «О критериях оценки деятельности глав местных государственных администраций».

Указ должен сделать критерием оценки деятельности руководителей местных администраций количество новых рабочих мест, другие экономические показатели, а также уровень рождаемости и смертности.

Экономические критерии и раньше играли важную роль в смене местных руководителей. Сам факт такого проекта указывает на то, что Ющенко отказался от идеи выборности губернаторов (о которой, как о сути политреформы по-ющенковски, ранее говорили Р. Бессмертный и Ю. Ключковский). Включение же демографических критериев выглядит желанием найти повод для «неполитического» снятия всех губернаторов к востоку от Збруча.

Ведь только в 7 западных областях, вошедших в Украину в 1939-1945 гг. уровень рождаемости выше 10 (на тыс. чел.), а превышение смертности над рождаемостью меньше 10 (на тыс. чел.) есть также только в них и в г. Киеве. Если же по демографическим критериям оценивать правительства Украины, то кабинет Ющенко будет наихудшим, так как в 2000-м превышение смертности над рождаемостью было в независимой Украине наибольшим за всю ее историю.

Указ №6 «О создании системы народного контроля за деятельностью органов государственной власти».

Указом определяется, что в Украине будет создан Комитет народного контроля с отделениями в областях и районах. Они будут контролировать, как обеспечиваются права граждан в отношениях с органами власти, как власть реагирует на письма и обращения граждан. В руководящие органы Комитета будут включены представители общественности.

Комментарий КИД: Выстраивается, таким образом, жесткая вертикаль власти. Любого неугодного чиновника из «отсталого» региона можно будет уволить в любой момент по представлению Комитета народного контроля. Как видим, в него будут лишь включены представители общественности. Управлять комитетом будут люди президента, а общественность будет набрана из людей ему фанатично преданных. Таким образом, любого неугодного можно будет снимать «по воле народа».

Указ №7 «О борьбе с коррупцией высших должностных лиц Украины, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления»

Кстати о коррупции… Не далее как вчера генпрокурор Российской Федерации Устинов заявил, что уголовное дело, возбужденное российской стороной в отношении ныне исполняющей обязанности премьер-министра Украины Юлии Тимошенко прекращено не будет. Как известно, Главная военная прокуратура РФ обвиняет Тимошенко в даче взяток российским должностным лицам. Так с кем придется бороться Ющенко?

Указ №8 «Об уменьшении количества проверок субъектов предпринимательской деятельности, упрощения системы их регистрации»

Хороший указ, нужный. Меньше проверок - крупнее номинал купюр в конвертах. А если достигнешь высот в искусстве коррупции - прямой путь в кресло премьера. (см. Указ №7)

Указ №9 «Об отзыве миротворческого контингента Украины из Республики Ирак»

С «иракской инициативой» Ющенко все предельно ясно - о выводе украинского военного контингента из зоны боевых действий говорят все кандидаты в президенты, кроме разве что лидера радикальной, но малочисленной организации «Братство» Дмитрия Корчинского.

Указ №10 «О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины»

Также логично-популистский указ, изданный с целью приблизить к себе Восток Украины, который во время предвыборной кампании Ющенко так старался от себя отдалить.

Указ №11 «Об обеспечении благоприятных условий для взаимных поездок граждан Украины, Российской Федерации и Республики Белоруссия»

Этот указ вообще не сможет действовать, так как его исполнение зависит от Москвы.

Комментарий КИД: А теперь сравним сказанное и сделанное. Все эти 11 указов сам Виктор Ющенко назвал первоочередными. И что мы видим? На официальном сайте Верховной Рады Украины сейчас находятся 5 указов подписанных новоизбранным президентом. Все они касаются кадровых чисток и перестановок.

Указ от 23.01.2005 №104/2005 «Про продолжение исполнения Кабинетом министров Украины его полномочий»

Указ от 23.01.2005 №105/2005 «О верховном главнокомандующем Вооруженных сил Украины»

Указ от 24.01.2005 №106/2005 «Об освобождении Н. Азарова от исполнения обязанностей и.о. Премьер-министра Украины»

Указ от 24.01.2005 №107/2005 «Об назначении Ю. Тимошенко и.о. Премьер-министра Украины»

Указ от 24.01.2005 №108/2005 «О секретариате Президента Украины»

Что же мы видим вместо этого? Как сказал бы Остап Бендер: «Материализация духов и раздача слонов». То, о чем все говорили до выборов, произошло. Первым делом команда победившего кандидата кинулась распределять властные портфели, рядиться, кому сколько и каких постов достанется. А сам Президент решил устроить себе небольшой променад по странам Европы: пообщаться с нужными людьми, попросить денег, ну и отдохнуть да подлечиться. И как-то уже начали забывать о своих предвыборных обещаниях и декларациях. Будем надеяться, что только пока…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ