Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Клуб Избирателей Донбасса, 28 января 2005 г.
Олег Юрин, Оксфорд, Великобритания
20 января 2005 года закончился определенный этап в борьбе за власть в Украине, начавшийся избирательной кампанией по выборам президента Украины и перешедший в оранжевый переворот и с другой стороны вспыхнувшее движение Юга и Востока страны с попытками остановить оранжевых. На смену Кучме пришел Ющенко. Тот самый, который, поправ закон и мораль, святотатством на библии короновал сам себя в «народные президенты» еще в ноябре 2004 года. Конец этого этапа знаменует призыв Януковича к своим сторонникам разобрать палаточные городки и разойтись по домам. Сегодня крайне важно подвести политические итоги этих событий и наметить задачи для ближайшего будущего и на перспективу. По порядку.
Сформировалась насущная необходимость
Итоги голосования и дебаты в процессе обсуждения программ кандидатов свидетельствуют об актуальности в общеукраинском масштабе следующих проблем:
1) Проблема русского языка.
Современный русский язык (язык Гоголя и Пушкина) сформировался на просторах Всех Россий (ВеликоРОССИИ, МалоРОССИИ, БелоРОССИИ и НовоРОССИИ), когда Малороссия была уже в составе Российской империи. Поэтому его можно назвать родным для всего населения империи, включая Малороссию. Малоросский язык, ныне именуемый украинским, формировался, когда Киев около двух столетий был провинциальным центром Польского государства. С момента появления независимой Украины русскоязычие в ней задавливается в пользу единственно государственного украинского языка. Многие даже этнические украинцы выросли в семьях, где русский язык является по своему использованию ПЕРВЫМ языком. Но его насильственно низводят до статуса «языка попсы и блатняков», как именуется идеологами оранжевого движения. Требование придачи статуса государственного языка для русского поддерживается половиной населения Украины. Особенно это насущно для земель Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины.
2) Проблема экономической кооперации с Россией.
С развалом Советского Союза разорвались многие нити экономической кооперации между Украиной и другими бывшими советскими республиками. При этом в сегодняшней Украине около четырех пятых валового продукта производятся в кооперации с Россией. Успешное экономическое развитие Украины (особенно ее индустриальной части) сегодня напрямую связано с интегрированием в Единое Экономическое Пространство, в котором еще участвуют Белоруссия, Казахстан и Российская Федерация. Наиболее ясно это осознают Юг и Восток Украины, где проживает около половины населения страны, но где производится более трех четвертей национального продукта.
3) Федерализация Украины.
Унитарная государственность сегодняшней Украины не позволяет справедливо распределять национальное богатство страны, создаваемое ее жителями. Производящие основу национального достатка не получают справедливую долю от производимого ими. Введение федерализма в Украине позволит скорректировать эти перекосы. Параллельно федерализм сумеет учесть более полно национально-языковые и религиозные предпочтения разных регионов. Требование федерального переустройства Украины стало насущной необходимостью для Юга и Востока Украины.
4) Двойное гражданство.
Украина на сегодня не имеет института двойного гражданства, но есть живейший интерес к его созданию. В первую очередь в рамках особо близких отношений с Россией.
5) Идентификация общности Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины.
Украина - это относительно недавнее новшество на политических картах Мира. В современных границах она появилась как продукт достаточно произвольного и непродуманного манипулирования большевиками административными границами внутри Советского Союза. В результате Беловежских соглашений в составе Украины сегодня оказались земли некогда Малороссии плюс Новороссия, Донбасс, Таврия (Крым) и Харьковщина (плюс Закарпатье). Для жителей Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины основным языком всегда был русский. Запрет на русский язык в школах и других государственных учреждениях подпадает под определение национального угнетения. Перераспределение производимого на Юге и Востоке национального достатка в пользу Центральной и Западной Украины добавило горечи во взаимоотношения Юга и Востока с Киевом и другими частями страны. Во время президентской избирательной кампании произошла идентификация Юга и Востока Украины как некоей общности, что выразилось в компактности проживания там сторонников В. Януковича.
Эти итоги избирательной кампании неоспоримы. Сие есть факт, с которым надо идти в будущее. Перечисленные итоги существуют наряду с другими, но сами по себе сформировали политический водораздел, который принципиально поделил сторонников двух основных кандидатов - Януковича и Ющенко.
Для строительства демократической и цивилизованной государственности Украины в современном понимании выкристаллизовалась следующая политическая платформа:
- необходимость придания русскому языку равного статуса с украинским языком, включая статус государственного. Если не на всей территории Украины, то обязательно в Новороссии, в Донбассе, Крыму и на Харьковщине;
- двойное гражданство вообще и как минимум в рамках тесной кооперации с Россией
- экономический союз в рамках Единого Экономического Пространства
- федеральное переустройство Украины для более полного учета особенностей и специфики регионов и их неравенства по разным критериям
Назовем ее восточно-славянская программа (платформа).
Янукович и его команда поняли насущность этих вопросов и с видоизменением последнего из них, который был принят как «экономический федерализм», в критический момент избирательной кампании приняли эту программу как свою. Популярность Януковича именно в этот момент возросла в разы.
Ющенко и его «оранжевые» начинали и окончили избирательную кампанию на волне борьбы с тоталитаризмом Кучмы и по перечисленным вопросам выступили за
-- исключительно украинский язык как единственно государственный
-- отказ от идеи двойного гражданства
-- переориентацию Украины от приоритетности союза с Россией на союз с Америкой и Европой
-- разговоры о федерализме в Украине были названы «сепаратизмом» и «угрозой территориальной целостности»
Виктор Федорович Янукович в статусе премьер-министра с двухлетним стажем и будучи лидером Партии регионов Украины начинал президентскую кампанию как кандидат власти и наследник уходящему президенту Кучме. Борьба за умы и голоса будущих избирателей началась задолго до голосования. Сам приход Януковича на премьерство задумывался Кучмой с дальним прицелом по оттеснению Ющенко от президентства Украины. За полгода до самих выборов команда Януковича и специалисты-политтехнологи, приглашенные Кучмой для раскручивания популярности Януковича, заметили необходимость внесения новых элементов в избирательную программу премьера. Весной 2004 года Янукович вдруг стал ратовать за государственность русского языка, хотя еще 14 декабря 2003 года Янукович утверждал, что «в Украине не существует проблемы русского языка». Получилось, что Янукович пришел к указанной выше программе силою обстоятельств. В его официальной программе кандидата ДЕСЯТЬ «ЗА», что легко найти на интернет-портале www.ya2004.com.ua/our-choice/10-za/, не найдете даже упоминания хоть одного пункта из восточно-славянской платформы, поддержка которой принесла ему такую популярность.
На голосовании 2-го тура 21 ноября восточно-славянская платформа, поддержанная Януковичем и действующим президентом Кучмой победила. И тогда долго готовившаяся (включая на западное финансирование) кампания гражданского неповиновения под оранжевыми знаменами выплеснулась на Майдан Незалежности. С попиранием законов и блокированием властных учреждений. Надругательство над правопорядком, но Кучма вдруг исполнился «непротивлением злу насилием». Скорее всего Кучму простимулировал напор Западных лидеров средней руки (Квасневский, Солана и др.), которые по отмашке более высоких деятелей Запада (Жак Ширак, Джордж Буш и Тони Блэр) двинулись на антироссийских мыслях поддержать ими выпестованного «будущего удобного президента Украины» Ющенко. Мы можем только гадать, чем Запад заманил Кучму в эту яму.
И произошло принципиальное изменение в раскладе политических сил. Кучма прекратил поддерживать Януковича и начал активно противодействовать ему и поддержавшим его силам. Янукович из провластного кандидата стал оппозиционным. 20 января 2005 года Янукович публично признает: «Моя оппозиционность свалилась на мою голову неожиданно».
Отдадим должное Виктору Януковичу. В свете его всего лишь вынужденного примыкания в восто-славянской платформе и «неожиданности с вдруг оппозиционностью» удивительно, что он не отказался от дальнейшей борьбы. Настоящий мужской характер. И это принесло свои плоды для будущих перспектив Украины.
Благодаря теперь уже оппозиционному участию Януковича в процессе избирательной кампании появилась возможность как выкристаллизовать и отшлифовать саму восточно-славянскую программу, так и населению Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины идентифицировать себя с нею.
Леонид Данилович Кучма. Уходивший в историю, но все еще действовавший президент Кучма был ключевым действующим лицом во всей драме избирательной кампании. Кучма некогда ввел во власть Ющенко и ознакомил его с внутренним механизмом тоталитарно-унитарной Украины. Кучма отверг чересчур амбициозного Ющенко в пользу Януковича. Кучма готовил Януковича стать его преемником на посту президента и подключил все механизмы государства для поддержки Януковича. Сам Кучма санкционировал пропаганду восточно-славянской платформы как януковичской, почувствовав, что иначе его наследник не пройдет. Кучма не очень доверял, что Янукович даже с этой программой будет в состоянии завоевать большинство голосов, полагая, что успех 21 ноября был обеспечен его «административным ресурсом». Именно поэтому Кучма поменял стороны с началом дебоша на Майдане Незалежности и откровенного давления со стороны Запада.
Именно Кучма принял решение не применять обычных в любом цивилизованном государстве полицейских мер против бесчинствовавших молодчиков Ющенко и Тимошенко по блокированию госучреждений. Именно Кучма принял первые меры против собравшихся в конце ноября в Северодонецке сторонников Януковича. И преданный Кучмой Янукович оказался в роли рыбы, выброшенной на берег.
Виктор Андреевич Ющенко рассматривался Соединенными Штатами Америки как удобный для Запада политический лидер Украины. Скорейшему приходу его к власти содействовали всеми силами, понимая, что это лучший из имевшихся вариант закрепить отделение Украины от любых потенциально опасных Западу союзов с Россией. Збигнев Бжезинский, а потом Александр Квасневский открыто анонсировали мысль, что Россия в союзе с Украиной - это сверхдержава, а Россия без Украины быть сверхдержавой не может.
Кучма, заигрывая с Западом на антироссийских нотках в надежде получить за это весомые выгоды, ввел Ющенко на высшие госдолжности. Сначала руководителем Нацбанка Украины, а потом два года (до конца 2002 года) Ющенко был премьер-министром. В результате этого «хождения во власть» Ющенко досконально знал внутренние пружины государственности Кучмы, ее изъяны и возможности. Размах коррупции при Кучме (особенно при приватизации госпредприятий) и самодурство тоталитарности были известны Ющенко из первых рук. Борьбу с этим Ющенко и провозгласил на знаменах его оранжевого движения. По аналогии с американской марионеткой в Грузии Михаилом Саакашвили, взявшим власть в конце 2003 года, или ранее Джинджичем в Сербии. Популярность борьбы с коррупцией, выросшей, вообще говоря, на стимулированной американцами бандитской приватизации, трудно переоценить. Как и отвержение тоталитаризма коррумпированного режима Кучмы. На этой волне Ющенко поддерживали даже избиратели Януковича.
Однако разрешенная Кучмой дискуссия государственности русского языка, экономического союза с Россией и двойного гражданства с Россией, то есть по вопросам восточно-славянской программы, сформировало сильнейшую оппозицию против Ющенко. Ющенко не мог принять эту программу, поскольку она противоречила основному вектору Ющенко на движение Украины от России в сторону Запада. И если бы не предательство Кучмой Януковича после 2-го тура 21 ноября, то беспорядки оранжевых в Киеве не привели бы Ющенко к победе на выборах.
Итоги переголосования 2-го тура, состоявшегося 26 декабря 2004 года, свидетельствуют, что только изменение позиции Кучмы и подвластного ему государственного аппарата плюс беспрецедентное в мировой истории изменение законодательства в середине избирательной кампании в угоду сторонников Ющенко позволило оранжевым получить большинство голосов. В результате значительная часть избирателей была лишена возможности проголосовать 26 декабря. Это безусловно аморальное мошенничество. Количество голосов, поданных за Януковича, и решительность бело-синих в нынешних обстоятельствах позволяет говорить о «попытке восстания» населения Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины против оранжевого засилья малоросских националистов Ющенко.
Лидеры второго уровня
В ходе избирательной кампании в новом свете проявились личные качества многих общественных деятелей Украины.
Со стороны бело-синих
Особенно ярко засверкали руководители бело-синего движения после предательства Кучмой Януковича. Юг и Восток Украины с восторгом называют лидера ПСПУ Наталию Витренко. Ее политическая платформа с самого начала практически совпадала с восточно-славянской. Во многом именно ее решительность двигала демонстрантами против оранжевого путча, возводила на многих площадях палаточные городки. Удивительно мощно сказало слово православие московского патриархата под руководством одессита Валерия Каурова. Ярко действовали Донецкий руководитель Колесников и Харьковский лидер Кушнарев. Плеяда Крымских руководителей, киевская организация «Братство» и ряд других деятелей стали символами борьбы за воплощение восточно-славянской программы в жизнь. Принадлежность этих лидеров к разным организациям с одной стороны показывало разрозненность и организационную слабость бело-синих, а с другой стороны отражало воистину массовое народное движение.
Теперь после добровольного сложения Януковичем неожиданно выпавших на него волею Кучмы полномочий лидера движения за осуществление восточно-славянской программы на Украине (через кандидатство в президенты), всему бурлящему движению Юга и Востока Украины предстоит осмысление итогов пройденного этапа и структурная реорганизация. Самому Януковичу предстоит решить, хочет ли он быть лидером этого движения. Новые возможности открываются для всех участников движения.
Со стороны оранжевых
Оранжевое движение насыщено радикальными прозападниками и националистами-малороссами. Противостояние коррупции и тоталитарному самодурству Кучмы было лишь частью программы. Наиболее заметны были Юлия Тимошенко, Александр Зинченко и Петр Порошенко.
Лидер СПУ Александр Мороз сыграл роль подпорки амбициям Ющенко и Тимошенко, но при этом в бурлящем потоке Юга и Востока Мороз потерял свое лицо выразителя народных чаяний.
Лидер коммунистов Петр Симоненко вывел себя за скобки политического уравнения Украины. По крайней мере на уровне улицы и народных стремлений.
Перспективы на будущее
С инаугурацией Ющенко 23 января 2005 года тоталитаризм Кучмы прекратил свое существование. Борьба с коррупцией для оранжевых превращается в рутину бюрократических бумаг. Оранжевое движение исчерпало свой внутренний «освободительный мотив». И взамен просвечивается оскал колониализма по отношению к строптивости Юга и Востока Украины, посмевшим настаивать на восточно-славянской программе. Формы колониального освоения Новороссии, Донбасса, Крыма и Харьковщины обещают быть разнообразными. Задавливание бело-синих СМИ, преследование неугодных лидеров, выкручивание рук госструктурами Ющенко и т. д. Обещают и судебные разбирательства по следам запускаемых прокурорских расследований.
Прокуратура и СБУ превращаются в политическое оружие оранжевых для подавления гражданских прав неугодных. В первую очередь против непослушных сторонников Януковича, всех этих «сепаратистов». Особенно должно достаться малой родине Януковича - Донбассу. Оранжевые еще на Майдане утверждали, что «донецкие только в лифтах мочатся». Согласитесь, что за это положенно давать тюремный срок.
У бело-синих сегодня есть популярная восточно-славянская программа, поддерживаемая как минимум половиной населения Украины, живущей компактно на Юге и Востоке страны. Нужны организационные структуры, которые сумеют продолжить ее осуществление.
Разрозненные сторонники бело-синих группировались вокруг фигуры кандидата в президенты Януковича. С прекращением кандидатства Януковича возникла проблема организационным форм объединения сторонников восточно-славянской программы. Кушнарев создал новую партию в Харькове, Колесников в Донецке действует в партии регионов Януковича. Единое Отечество Валерия Каурова существует обособленно. Самостоятельная партия у Наталии Витренко. Автономно действуют в Крыму и в Днепропетровске. Кто и как объединит их для воплощения в жизнь восточно-славянской программы? Ведь каждое из движений помимо согласия по восточно-славянской программе имеет и свою специфику, свои амбиции на рост политической популярности. В какой-то степени они друг другу конкуренты.
Возможны разные варианты в будущем. На сегодня видится разумным создать межпартийный Комитет Юга и Востока Украины (КЮВУ), в рамках которого представители разных партий и движений сконцентрируются на общей для всех восточно-славянской программе. И именно местные структуры такого объединения позволят довести до победы бело-синее единство в противостоянии с захватившим тоталитарность Кучмы оранжевым движением.
КЮВУ сможет на горизонтальном уровне дать мощный импульс кооперации с Россией и Белоруссией. Созданные за последний месяц структуры и появившиеся активисты сумеют использовать финансовые источники бело-синих в интересах грядущей победы единства восточных славян. И приступать к кооперации межпартийных связей надо немедленно, сейчас. Параллельно с объяснением своим сторонникам актуальных моментов сегодняшнего этапа. Параллельно с сегодняшними демонстрациями протеста против мошенничества оранжевых.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |